18 июня 1968 года состоялся первый полёт опытного образца дальнего противолодочного самолёта Ту-142. Командовал экипажем лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева Иван Корнеевич Ведерников.
Создание в США в конце 1950-х годов атомных подводных лодок – носителей стратегического ракетного вооружения потребовало от СССР развёртывания мощной противолодочной обороны, способной перехватить подлодки в период их боевого развёртывания. Воздушная компонента должна была включать, помимо самолётов Бе-12 и Ил-38, перспективные дальние противолодочные самолёты. Создать их было решено на базе Ту-95РЦ. В феврале 1963 года Совмин СССР постановил создать Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95". В апреле тактико-технические требования на самолёт были переданы ОКБ-156. Эскизный проект был представлен на защиту осенью 1963 года. Планировалось радикально модернизировать базовый самолёт, Ту-142 получил новые крыло и оперение, обновлённый двигатель, новый воздушный винт. Радикально обновился состав оборудования. При этом заказчик постоянно расширял требования к новому самолёту, что привело к затягиванию сроков его создания. Только в 1967 году построен первый опытный образец, его испытания начались летом 1968 года, но и впоследствии работы не сильно ускорились. В 1970 году стало очевидно, что самолёт не добирает по дальности, его модернизировали, отказавшись от трёхосного шасси и части аппаратуры. Лишь в 1972 году самолёт принят на вооружение, причём вместо 36 самолётов авиаторы получили только 12.
Постоянная модернизация самолёта привела к появлению в 1975 году самолёта Ту-142М, спустя 10 лет был создан Ту-142М3 с новой гидроакустической системой. Наиболее совершенный вариант самолёта Ту-142М3М. Также разработаны самолёты-ретрансляторы Ту-142МР и экспортные Ту-142МЭ для Индии. Всего построено около 100 машин, часть из которых остаётся в строю по сей день. Замены Ту-142 пока не создано.
Создание в США в конце 1950-х годов атомных подводных лодок – носителей стратегического ракетного вооружения потребовало от СССР развёртывания мощной противолодочной обороны, способной перехватить подлодки в период их боевого развёртывания. Воздушная компонента должна была включать, помимо самолётов Бе-12 и Ил-38, перспективные дальние противолодочные самолёты. Создать их было решено на базе Ту-95РЦ. В феврале 1963 года Совмин СССР постановил создать Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95". В апреле тактико-технические требования на самолёт были переданы ОКБ-156. Эскизный проект был представлен на защиту осенью 1963 года. Планировалось радикально модернизировать базовый самолёт, Ту-142 получил новые крыло и оперение, обновлённый двигатель, новый воздушный винт. Радикально обновился состав оборудования. При этом заказчик постоянно расширял требования к новому самолёту, что привело к затягиванию сроков его создания. Только в 1967 году построен первый опытный образец, его испытания начались летом 1968 года, но и впоследствии работы не сильно ускорились. В 1970 году стало очевидно, что самолёт не добирает по дальности, его модернизировали, отказавшись от трёхосного шасси и части аппаратуры. Лишь в 1972 году самолёт принят на вооружение, причём вместо 36 самолётов авиаторы получили только 12.
Постоянная модернизация самолёта привела к появлению в 1975 году самолёта Ту-142М, спустя 10 лет был создан Ту-142М3 с новой гидроакустической системой. Наиболее совершенный вариант самолёта Ту-142М3М. Также разработаны самолёты-ретрансляторы Ту-142МР и экспортные Ту-142МЭ для Индии. Всего построено около 100 машин, часть из которых остаётся в строю по сей день. Замены Ту-142 пока не создано.