12 ноября 1952 года состоялся первый полёт опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-95. Поднял машину в небо экипаж под командованием лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта.
После окончания Второй мировой войны остро встал вопрос о создании стратегического бомбардировщика, способного поражать цели не только в Европе – эта задача была по силам бомбардировщику Ту-4, но и в США. Экспериментальный бомбардировщик Ту-85 с поршневыми двигателями смог бы преодолеть до 12 тыс. км, но его скорость была недостаточной. Поисковые работы по будущему Ту-95 коллектив под руководством Андрея Николаевича Туполева начал в 1948 году. Летом 1951 года облик машины в целом определился. К концу года был утверждён эскизный проект, в октябре началось строительство опытного самолёта. Лётные испытания проходили тяжело, был потерян первый опытный образец. Тем не менее, в 1955 году, до окончания программы испытаний, стартовало серийное производство Ту-95.
В последующие годы производились постоянные модернизации и доработки Ту-95. Были созданы модернизированные Ту-95М, фоторазведчики Ту-95МР, ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, разведчики целей Ту-95РЦ, учебные Ту-95У и другие. Самые современные модификации – Ту-95МС, способные нести крылатые ракеты Х-55 / Х-555, и Ту-95МСМ, приспособленные для применения ракет Х-101. На базе Ту-95 созданы противолодочный самолёт Ту-142, самолёт с компоновкой "Салон" Ту-116, пассажирский Ту-114. Последний, в свою очередь, использовался для создания самолёта ДРЛО Ту-126. Всего построено более 200 Ту-95, из которых предположительно более 60 находится на вооружении ВВС России. Как ожидается, ветераны смогут нести боевую службу до 2040-х годов.
После окончания Второй мировой войны остро встал вопрос о создании стратегического бомбардировщика, способного поражать цели не только в Европе – эта задача была по силам бомбардировщику Ту-4, но и в США. Экспериментальный бомбардировщик Ту-85 с поршневыми двигателями смог бы преодолеть до 12 тыс. км, но его скорость была недостаточной. Поисковые работы по будущему Ту-95 коллектив под руководством Андрея Николаевича Туполева начал в 1948 году. Летом 1951 года облик машины в целом определился. К концу года был утверждён эскизный проект, в октябре началось строительство опытного самолёта. Лётные испытания проходили тяжело, был потерян первый опытный образец. Тем не менее, в 1955 году, до окончания программы испытаний, стартовало серийное производство Ту-95.
В последующие годы производились постоянные модернизации и доработки Ту-95. Были созданы модернизированные Ту-95М, фоторазведчики Ту-95МР, ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, разведчики целей Ту-95РЦ, учебные Ту-95У и другие. Самые современные модификации – Ту-95МС, способные нести крылатые ракеты Х-55 / Х-555, и Ту-95МСМ, приспособленные для применения ракет Х-101. На базе Ту-95 созданы противолодочный самолёт Ту-142, самолёт с компоновкой "Салон" Ту-116, пассажирский Ту-114. Последний, в свою очередь, использовался для создания самолёта ДРЛО Ту-126. Всего построено более 200 Ту-95, из которых предположительно более 60 находится на вооружении ВВС России. Как ожидается, ветераны смогут нести боевую службу до 2040-х годов.