Объявление

Свернуть
No announcement yet.

О спортивно-пилотажном самолете Су-26

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    О спортивно-пилотажном самолете Су-26

    40 лет назад, 30 июня 1984 года, в ОКБ Сухого начались летные испытания первого опытного экземпляра спортивно-пилотажного самолета С-42, позднее получившего мировую известность под названием Су-26.

    Работы по этому новому для ОКБ направлению были развернуты по инициативе генерального конструктора М.П. Симонова зимой 1983-го. Руководителем темы первоначально был назначен В.П. Кондратьев, пришедший на предприятие из ОКБ А.С. Яковлева. В проект самолета закладывался ряд важных особенностей, среди которых особо стоит выделить большую энерговооруженность при минимальной массе конструкции; высокую прочность, позволяющую реализовать эксплуатационные перегрузки в диапазоне от +12 до -10; применение крыла с симметричным профилем и элеронами вдоль всего размаха для обеспечения высоких скоростей крена; эргономичную компоновку кабины с креслом, имеющим наклон 45° для лучшей переносимости перегрузок и расположением летчика за задней кромкой крыла для улучшения при пилотаже обзора вбок и вниз.

    Для снижения массы предусматривалось использование ферменной конструкции фюзеляжа, неразъёмного крыла, титановых рессор шасси и широкое применение в конструкции композиционных материалов, из которых выполнялись лонжероны крыла, а также обшивка крыла и фюзеляжа.

    В мае 1983 года был подготовлен эскизный проект, а в декабре построен полноразмерный макет С-42. В январе 1984-го в опытном производстве ОКБ началось изготовление пяти опытных экземпляров самолета – двух для испытаний на прочность и трех летных. В мае 1984-го новым главным конструктором С-42 был назначен Б.В. Ракитин.

    Заводские отработки первого летного экземпляра С42-1 начались в ОКБ в июне 1984-го. На летном поле Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе были выполнены рулежки, после чего самолет перевезли в ЛИИ. 28 июня состоялся методсовет МАП, давший «добро» на начало испытаний, и 30 июня 1984 года летчик-испытатель Е.И. Фролов в первый раз поднял машину в воздух.

    В заводских испытаниях участвовали два летных экземпляра С-42 (первый вылет на втором был выполнен 16 июля 1984 года). По их завершении возможность опробовать новую машину получили члены сборной СССР по высшему пилотажу. Уже в начале августа 1984-го самолет, получивший к этому времени официальное обозначение Су-26, принял участие в чемпионате по высшему пилотажу в Венгрии. Однако дебют машины прошел не слишком удачно, выступавший на Су-26 Юргис Кайрис занял лишь 24-е место в личном зачете.

    После этого в ОКБ в 1984–1985 годах был выполнен большой объем работ по совершенствованию самолета, которые привели к созданию существенно доработанной конструкции. При сохранении неизменной общей компоновки и геометрии основное внимание уделялось снижению массы самолета. Модифицированный вариант получил обозначение Су-26М. Первый летный экземпляр этой машины, названный С42-5, был поднят в воздух Е.И. Фроловым 27 июля 1985 года. Заводские испытания Су-26М завершили в конце 1986-го, и в декабре самолет передали на госиспытания, закончившиеся в 1988 году (выполнено 174 полета). По их результатам Су-26М получил рекомендацию для серийного производства.

    Начиная с 1986 года самолеты Су-26М эксплуатировались в сборной СССР по высшему пилотажу, именно на них ей удалось вновь завоевать командное первенство и Кубок Нестерова.

    В июне 1987-го Су-26М был впервые показан широкой публике на авиационном салоне в Ле-Бурже, после чего в ОКБ и Авиаэкспорт начали поступать заявки на его приобретение. Серийный выпуск машин этого типа в вариантах Су-26М, Су-26М2 и Су-26МХ осуществлялся в опытном производстве ОКБ Сухого в 1989–1994 годах, всего было изготовлено около 70 машин. Поставки на экспорт осуществлялись с 1990 года.

    К настоящему времени большинство Су-26 уже закончили свою летную жизнь, в эксплуатации остается лишь небольшое число таких машин.​


    ​​Страничка истории от Павла Плунского. О спортивно-пилотажном самолете Су-26 40 лет назад, 30 июня 1984 года, в ОКБ Сухого начались летные испытания первого опытного экземпляра спортивно-пилотажного самолета С-42, позднее получившего мировую известность под названием Су-26. Работы по этому новому для ОКБ направлению были развернуты по инициативе генерального конструктора М.П. Симонова зимой 1983-го. Руководителем темы первоначально был назначен В.П. Кондратьев, пришедший на предприятие из ОКБ А.С. Яковлева. В проект самолета закладывался ряд важных особенностей, среди которых особо стоит выделить большую энерговооруженность при минимальной массе конструкции; высокую прочность, позволяющую реализовать эксплуатационные перегрузки в диапазоне от +12 до -10; применение крыла с симметричным профилем и элеронами вдоль всего размаха для обеспечения высоких скоростей крена; эргономичную компоновку кабины с креслом, имеющим наклон 45° для лучшей переносимости перегрузок и расположением летчика за задней кромкой крыла для улучшения при пилотаже обзора вбок и вниз. Для снижения массы предусматривалось использование ферменной конструкции фюзеляжа, неразъёмного крыла, титановых рессор шасси и широкое применение в конструкции композиционных материалов, из которых выполнялись лонжероны крыла, а также обшивка крыла и фюзеляжа. В мае 1983 года был подготовлен эскизный проект, а в декабре построен полноразмерный макет С-42. В январе 1984-го в опытном производстве ОКБ началось изготовление пяти опытных экземпляров самолета – двух для испытаний на прочность и трех летных. В мае 1984-го новым главным конструктором С-42 был назначен Б.В. Ракитин. Заводские отработки первого летного экземпляра С42-1 начались в ОКБ в июне 1984-го. На летном поле Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе были выполнены рулежки, после чего самолет перевезли в ЛИИ. 28 июня состоялся методсовет МАП, давший «добро» на начало испытаний, и 30 июня 1984 года летчик-испытатель Е.И. Фролов в первый раз поднял машину в воздух. В заводских испытаниях участвовали два летных экземпляра С-42 (первый вылет на втором был выполнен 16 июля 1984 года). По их завершении возможность опробовать новую машину получили члены сборной СССР по высшему пилотажу. Уже в начале августа 1984-го самолет, получивший к этому времени официальное обозначение Су-26, принял участие в чемпионате по высшему пилотажу в Венгрии. Однако дебют машины прошел не слишком удачно, выступавший на Су-26 Юргис Кайрис занял лишь 24-е место в личном зачете. После этого в ОКБ в 1984–1985 годах был выполнен большой объем работ по совершенствованию самолета, которые привели к созданию существенно доработанной конструкции. При сохранении неизменной общей компоновки и геометрии основное внимание уделялось снижению массы самолета. Модифицированный вариант получил обозначение Су-26М. Первый летный экземпляр этой машины, названный С42-5, был поднят в воздух Е.И. Фроловым 27 июля 1985 года. Заводские испытания Су-26М завершили в конце 1986-го, и в декабре самолет передали на госиспытания, закончившиеся в 1988 году (выполнено 174 полета). По их результатам Су-26М получил рекомендацию для серийного производства. Начиная с 1986 года самолеты Су-26М эксплуатировались в сборной СССР по высшему пилотажу, именно на них ей удалось вновь завоевать командное первенство и Кубок Нестерова. В июне 1987-го Су-26М был впервые показан широкой публике на авиационном салоне в Ле-Бурже, после чего в ОКБ и Авиаэкспорт начали поступать заявки на его приобретение. Серийный выпуск машин этого типа в вариантах Су-26М, Су-26М2 и Су-26МХ осуществлялся в опытном производстве ОКБ Сухого в 1989–1994 годах, всего было изготовлено около 70 машин. Поставки на экспорт осуществлялись с 1990 года. К настоящему времени большинство Су-26 уже закончили свою летную жизнь, в эксплуатации остается лишь небольшое число таких машин. На фото: С42-1 на Центральном аэродроме, июнь 1984 года
Working...
X
Яндекс.Метрика