Через год будем отмечать 40-летие конфликта, а сегодня я вспомнил про гибель HMS Antelope (F170) и полез в книгу "Битва за Фолкленды" Хастингса и Дженкинса, откуда ниже и приведу цитату про этот эпизод.
В книге непривычно читать имя лётчика "Маркос Карбальо", когда я привык что его всегда пишут как Пабло Карбальо, полное имя Pablo Marcos Rafael Carballo
Здесь его послужной список: https://360wiki.ru/wiki/Pablo_Carballo
Не раз встречал, что в номерах самолётов на которых совершались б/в есть путаница.
И так, цитата из "Битва за Фолкленды" Хастингса и Дженкинса:
В книге непривычно читать имя лётчика "Маркос Карбальо", когда я привык что его всегда пишут как Пабло Карбальо, полное имя Pablo Marcos Rafael Carballo
Здесь его послужной список: https://360wiki.ru/wiki/Pablo_Carballo
Война на Фолклендских (Мальвинских) островах
В 1982 году капитан Карбалло был командиром отделения 5-й воздушной бригады, летавшей на A-4B Skyhawks . Когда начались боевые действия, подразделение было развернуто на южном аэродроме Пуэрто-Санта-Крус и авиабазе Рио-Гальегос в провинции Санта-Крус .
Он принимал участие в следующих миссиях: (показано: примерное местное время | Самолет | Позывной)
1 мая 17:30: рейс C-215 Trueno . Во время своего первого боевого вылета четыре A-4B по ошибке атаковали грузовое судно ELMA Formosa около Порт-Стэнли в результате дружественного огня ; к счастью, без жертв. Корабль вернулся на материк с 500-фунтовой неразорвавшейся бомбой .
21 мая 13:00: рейс C-204 Мула . Два А-4В вошли в Сан-Карлос-Уотер . «Мула-2» (лётчик-энсин Кармона) атаковал неизвестный корабль, израсходовав боеприпасы, Карбальо приказал ему вернуться на базу. Карбалло продолжал в одиночку и атаковал HMS Ardent с двумя бомбами , обе из которых не взорвались.
23 мая 13:30: C-228 Flight Nene. Четыре A-4B атаковали HMS Antelope . Самолет Карбалло был поврежден ракетой Sea Cat во время бомбардировки, поэтому он прервал атаку и благополучно вернулся в Рио-Гальегос . После атаки на корабль попали две неразорвавшиеся бомбы, одна из которых взорвалась во время обезвреживания, и корабль был потерян.
25 мая 15:20: рейс C-225 Vulcano Два A-4B (летевший с лейтенантом Карлосом Ринке) атаковал HMS Broadsword , который прикрывал зенитными ракетами HMS Coventry, которая сама действовала как приманка для отражения атак. У ракетной системы Broadswords Sea Wolf возникла техническая неисправность, и она не могла быть запущена по Skyhawks. Бомба, отскочившая от моря, прошла через корабль, повредив системы связи, гидравлику и электрооборудование фрегата и разбив нос его вертолета Sea Lynx , после чего взорвалась, не причинив дальнейшего ущерба. В том же бою другой рейс (Zeus под управлением 1-го лейтенанта Веласко и энсина Баррионуево) потопил эсминец HMS Coventry
27 мая 16:58: рейс Póker Два A-4B (снова с лейтенантом Ринке) поразил наземные цели в заливе Аякс . Каждый самолет несет четыре 500-фунтовых замедляющих бомбы, в результате чего 5 погибших и 26 раненых.
08 июня: Рейсы Дого и Мастин с четырьмя А-4В, каждый из которых несет три 500-фунтовых замедляющие хвостовые бомбы атаковали десантные корабли у Фицроя . Карбалло (и два других пилота) были вынуждены вернуться на базу, когда они были рядом с целью из-за механических проблем. Вторая волна из восьми Grupo 4 A-4C (рейсы Mazo и Yunque ) была позже задействована в этой миссии, три из которых были сбиты Sea Harrier .
12 июня. : C-221 рейс Париж. Два A-4B, Париж 2 (самолет лейтенанта Ринке) загорелись при вылете, и миссия была прервана.
В 1982 году капитан Карбалло был командиром отделения 5-й воздушной бригады, летавшей на A-4B Skyhawks . Когда начались боевые действия, подразделение было развернуто на южном аэродроме Пуэрто-Санта-Крус и авиабазе Рио-Гальегос в провинции Санта-Крус .
Он принимал участие в следующих миссиях: (показано: примерное местное время | Самолет | Позывной)
1 мая 17:30: рейс C-215 Trueno . Во время своего первого боевого вылета четыре A-4B по ошибке атаковали грузовое судно ELMA Formosa около Порт-Стэнли в результате дружественного огня ; к счастью, без жертв. Корабль вернулся на материк с 500-фунтовой неразорвавшейся бомбой .
21 мая 13:00: рейс C-204 Мула . Два А-4В вошли в Сан-Карлос-Уотер . «Мула-2» (лётчик-энсин Кармона) атаковал неизвестный корабль, израсходовав боеприпасы, Карбальо приказал ему вернуться на базу. Карбалло продолжал в одиночку и атаковал HMS Ardent с двумя бомбами , обе из которых не взорвались.
23 мая 13:30: C-228 Flight Nene. Четыре A-4B атаковали HMS Antelope . Самолет Карбалло был поврежден ракетой Sea Cat во время бомбардировки, поэтому он прервал атаку и благополучно вернулся в Рио-Гальегос . После атаки на корабль попали две неразорвавшиеся бомбы, одна из которых взорвалась во время обезвреживания, и корабль был потерян.
25 мая 15:20: рейс C-225 Vulcano Два A-4B (летевший с лейтенантом Карлосом Ринке) атаковал HMS Broadsword , который прикрывал зенитными ракетами HMS Coventry, которая сама действовала как приманка для отражения атак. У ракетной системы Broadswords Sea Wolf возникла техническая неисправность, и она не могла быть запущена по Skyhawks. Бомба, отскочившая от моря, прошла через корабль, повредив системы связи, гидравлику и электрооборудование фрегата и разбив нос его вертолета Sea Lynx , после чего взорвалась, не причинив дальнейшего ущерба. В том же бою другой рейс (Zeus под управлением 1-го лейтенанта Веласко и энсина Баррионуево) потопил эсминец HMS Coventry
27 мая 16:58: рейс Póker Два A-4B (снова с лейтенантом Ринке) поразил наземные цели в заливе Аякс . Каждый самолет несет четыре 500-фунтовых замедляющих бомбы, в результате чего 5 погибших и 26 раненых.
08 июня: Рейсы Дого и Мастин с четырьмя А-4В, каждый из которых несет три 500-фунтовых замедляющие хвостовые бомбы атаковали десантные корабли у Фицроя . Карбалло (и два других пилота) были вынуждены вернуться на базу, когда они были рядом с целью из-за механических проблем. Вторая волна из восьми Grupo 4 A-4C (рейсы Mazo и Yunque ) была позже задействована в этой миссии, три из которых были сбиты Sea Harrier .
12 июня. : C-221 рейс Париж. Два A-4B, Париж 2 (самолет лейтенанта Ринке) загорелись при вылете, и миссия была прервана.
И так, цитата из "Битва за Фолкленды" Хастингса и Дженкинса:
Наступило время ланча, когда «Линкс» с борта «Энтилоуп», возвращавшийся после проверки состояния дел с атакованным утром вражеским кораблем, теперь уже уходившим ко дну, неожиданно заметил над Фолклендским проливом приближавшиеся с севера четыре «Скайхока». [Данный налет совершило в 13.30 звено с позывным «Нене» (Nene, «Мальчуган») из 5-й истребительной авиагруппы ВВС Аргентины, вылетевшее в 12.00 с авиабазы Рио-Гальегос, — четыре штурмовика А-4В «Скайхок» с бортовыми номерами С-228, С-240, С-242 и С-239, пилотируемые соответственно капитаном Пабло Маркосом Рафаэлем Карбальо, альфересом Уго Эдгардо Гомесом, первым лейтенантом Лусиано Гуаданьини и лейтенантом Карлосом Альфредо Ринке. Из этой четверки самолетов, каждый из которых нес по одной 1000-фунтовой бомбе, собственно к звену «Нене» принадлежали только первый и четвертый, тогда как второй и третий были из звена с позывным «Труэно» (Trueno, «Гром»). Поднявшись в небо в 12.00, пилоты штурмовиков С-240 и С-242 получили приказ соединиться со звеном «Нене», поскольку машина лидера звена «Труэно», майора Уго Анхеля Дель Валье Палавера, как и третий самолет из звена «Нене», по техническим причинам не смогли принять участия в миссии, для которой изначально выделялись шесть «Скайхоков». — Прим. ред.] Те исчезли за Фаннинг-Хед и разделились на пары. Первая зашла на штурмовку с востока, и артиллерия корабля открыла по ним огонь. Пилоты, похоже, струхнули и развернулись прочь. Выпущенная с «Энтилоуп» ракета «Си Кэт» нагнала один самолет. [По другим данным, британская зенитная ракета, выпущенная не с корабля, а с земли (то есть не «Си Кэт», а, возможно, «Рэйпир»), взорвалась под правым крылом самолета капитана Маркоса Карбальо (ведущего пары), и тот, прервав атаку, решил вернуться на базу. Когда он пролетал над Гуз-Грином, британцы выпустили по нему еще одну ракету «земля-воздух», которая прошла мимо совсем рядом с кабиной аргентинского «Скайхока». Второй самолет первой секции, управляемый альфересом Уго Гомесом, сбросил на фрегат «Энтилоуп», стоявший в северной части залива Сан-Карлос, вблизи маленького острова Фаннинг, свою 1000-фунтовую бомбу, но ее заряд не сработал, поэтому особого ущерба кораблю она не нанесла. — Прим. ред.]. В тот момент с севера в атаку ринулись другие «Скайхоки». Первый промчался над «Энтилоуп» и устремился к «Бродсуорду». Бомба ударила в корму большого фрегата. И снова взрыва не произошло [речь идет об атаке альфереса Гомеса, чей самолет относился не ко второй, а к первой паре (секции) звена «Нене». — Прим. ред.]. Второй летательный аппарат наткнулся на заградительный огонь с «Энтилоуп» [на самом деле это был первый самолет второй секции (или третий в звене «Нене») — «Скайхок» с бортовым номером С-242 под управлением первого лейтенанта Лусиано Гуаданьини. — Прим. ред.]. Подбитая 20-мм снарядами «Эрликонов», машина едва не врубилась в корабль, на скорости 400 миль в час (643 км/ч) столкнувшись с кормовой мачтой. Моряки на палубе услышали громкий треск. «Скайхок» развалился, и обломки упали в море с левого борта судна [при этом погиб пилот аргентинского штурмовика, первый лейтенант Л. Гуаданьини; в реальности остается неясным, какое из британских средств ПВО сбило его «Скайхок» (на данный успех претендуют ЗРК «Си Вулф» с фрегата «Бродсуорд», ЗРК «Си Кэт» с фрегата «Энтилоуп» и наземные комплексы — ЗРК «Рэйпир» и ПЗРК «Блоупайп»). — Прим. ред.]. Одновременно корабль развернуло от попадания бомбы, врезавшейся в корму с правого борта. Спустя несколько секунд другой «Скайхок» зашел под углом с левой стороны и попотчевал «Энтилоуп» вторым 1000-фунтовым «гостинцем» в область внизу рядом с мостиком. Хотя бомба не взорвалась, она пролетела дальше в кают-компанию для унтер- офицерского состава, где убила стюарда и ранила двух фельдшеров. [Эту бомбовую атаку провел на своем штурмовике лейтенант Карлос А. Ринке. Избежав попадания зенитных ракет, он к 15.30 вернулся в Рио-Гальегос вместе с двумя другими уцелевшими «Скайхоками» звена «Нене». Вскоре после этого налета над заливом Сан-Карлос появилось звено «Табано» из 3-й истребительно- штурмовой эскадрильи ВМА — три штурмовика A-4Q «Скайхок», которые пилотировали капитан корвета Родольфо Альберто Кастро-Фокс (командующий эскадрильей), капитан корвета Карлос Мария Субисаррета и лейтенант Марко Аурелио Бенитес. В 13.45 они атаковали британские фрегаты «Бродсуорд», «Ярмут» и «Энтилоуп», но без какого-либо видимого успеха. При возвращении звена в Рио-Гранде погиб в результате несчастного случая капитан корвета Субисаррета. Когда во время посадки на шасси его самолета загорелась шина, этот летчик решил катапультироваться, опасаясь взрыва неиспользованных авиабомб, однако разбился насмерть, так как парашют не полностью раскрылся. Между тем «Скайхок» Субисарреты остановился сам по себе и даже не получил повреждений. Следует отметить, что штурмовик первого лейтенанта Лусиано Гуаданьини оказался не единственным аргентинским самолетом, потерянным в тот день. Вторым был истребитель М-5 «Даггер» из звена с позывным «Пуньяль» (Punal, «Кинжал») 1-й аэромобильной эскадрильи 6-й ИАГ, сбитый в 16.00 ракетой «Сайдуиндер», которую выпустил лейтенант Королевских ВМС Мартин Хэйл, пилот «Си Харриера» с бортовым номером ZA194/94. Тогда патруль 801-й эскадрильи ВМА, состоявший из двух самолетов (лейтенант-коммандера Энди Олда и лейтенанта Мартина Хэйла), перехватил два «Даггера» над островом Пеббл. Ведомый аргентинский истребитель лейтенанта Эктора Рикардо Вольпоне (бортовой номер С-437) был сбит и рухнул в море в бухте Хорсшу (останки его погибшего пилота аргентинцы потом нашли в западной части залива Элефант-Бэй), а другой «Даггер» (С-435), пилотируемый лидером звена «Пуньял» майором Карлосом Н. Мартинесом (командиром 1-й аэромобильной эскадрильи «Лос Авутардес Сальвахес»), сумел спастись и к 16.20 вернулся в Рио-Гранде. Британская авиация, со своей стороны, совершила 23 мая шесть воздушных налетов на аргентинские наземные объекты: военную авиабазу «Кондор» в Гуз-Грине (два «Си Харриера » в 11.00), Порт-Хауард на Западном Фолкленде (два «Харриера » GR.3 в 13.00), военную авиабазу «Мальвинас» в Порт-Стэнли (два «Харриера» в 13.55 и три «Си Харриера» в 20.30) и взлетно- посадочную полосу военно-морской авиастанции «Кальдерон» на острове Пеббл (два «Харриера» в 16.30 и 17.25). Боевых потерь она не имела, однако один «Си Харриер» (бортовой номер ZA192/92), который вместе с тремя другими самолетами 800-й военно-морской эскадрильи должен был в 20.30 участвовать в бомбардировке ВАБ «Мальвинас», по неизвестной причине (вероятно, от детонации боеприпасов) взорвался сразу после старта с авианосца «Гермес» и упал в море. Его пилот, лейтенант-коммандер Горди (Гордон Уолтер Джеймс) Батт, погиб в этой катастрофе. — Прим. ред.] Фрегат «Энтилоуп» успешно маневрировал перед лицом следующей волны атаки, а затем сблизился с «Бродсуордом» в поисках укрытия, чтобы команда смогла оценить размеры ущерба, нанесенного кораблю. В 2.30 пополудни судно поковыляло в заводь Сан-Карлос-Уотер вместе с покалеченным «Аргонотом». Предстояло перво-наперво заняться проблемой бомб. Штаб- сержант Прескотт и уоррент-офицер Филлипс прилетели для устранения ситуации на втором фрегате. Большую часть команды корабля отправили на баковую надстройку, оставив лишь самый минимум на опасной работе. Больше часа люди боролись с бомбой, сброшенной первым «Скайхоком». Моряки продрогли на ледяном северном ветру и в конечном счете получили приказ перейти на корму, под защиту полетной палубы. По трансляции с мостика передали, что группа ликвидаторов собирается применить новый метод обезвреживания. Прескотт и Филлипс детонировали небольшой заряд, а потом подошли проверить получившиеся результаты. Бомба взорвалась самопроизвольно, когда они как раз направлялись к ней. Прескотта, похоже, ударило дверью, выбитой взрывной волной, и убило на месте. Филлипс получил сильнейшую рану в руку, но смог вернуться на верхнюю палубу вместе с двумя матросами «Энтилоуп», выделенными в помощь саперам. Противопожарная команда уже бросилась на борьбу с огнем. Огромное сияние распространялось от центра корабля, откуда валил дым и каскадами разлетались на ветру искры. Исполненные великой храбрости, все рулевые десантных катеров на якорной стоянке устремились на помощь покалеченному кораблю и принялись снимать с него уцелевших. Командира фрегата, кэптена Ника Тобина, вместе с четырьмя другими моряками, сумевшими спуститься с мостика, спас подошедшей с носовой части катер LCVP. Через несколько минут после завершения эвакуации якорную стоянку встряхнула серия взрывов боеприпасов. Многие с соседних судов сделали снимки в самый подходящий момент, и позднее получившиеся фотографии стали едва ли не наиболее поразительными свидетельствами происходившего на той войне. Командам на кораблях оставалось только молча смотреть, как гибнет очередное судно их соединения. К следующему утру фрегат с переломанным хребтом медленно осел в воду, последними исчезли корма и нос. Вот и все — на месте корабля плавали лишь несколько спасательных жилетов и матросские фуражки. Спектакль, который посмотрели с начала и до конца тысячи людей на берегу и на воде, закончился. Прежде они не видели тонущего корабля. Теперь все на своем опыте убедились, насколько горькой и дорогостоящей стала борьба за Фолклендские острова. «В то время мы чувствовали себя наиболее отвратительно, — делился воспоминаниями командир ракетно-артиллерийской боевой части одного эсминца. — Мы задавались вопросом: как долго сможем продолжать таким вот образом. Мы старались показывать храбрость и уверенность матросам, но сами были глубоко поражены, с какой скоростью фактически даром теряем корабли. Впереди нам уже мерещилась перспектива пата. Сколько еще удастся выдержать?»
Адмирал Вудвард с «Гермеса» провел с капитанами срочное тактическое совещание по телефону засекреченной связи. Урон противника оценивался в семь самолетов, однако и этого было мало. Командир «Инвинсибла» кэптен Блэк и командир «Бриллианта» кэптен Кауард советовали адмиралу подтянуть ближе к берегу авианосцы, возможно на дистанцию до 50 миль (92,6 км), чтобы увеличить время пребывания «Харриеров» на боевом дежурстве в воздухе. Тогда в районе патрулирования смогли бы находиться четыре пары летательных аппаратов, а не две или три. До конца войны вопрос дислокации авианосцев служил нищей для дебатов в оперативном соединении — многие офицеры флота и морской пехоты в Сан-Карлосе будут считать целесообразным использовать их на значительно меньшей дистанции. Вудвард на самом деле крепко обдумал данное обстоятельство. Он по-прежнему твердо держался мнения о первоочередности задачи сохранения прежде всего «Гермеса» и «Инвинсибла». Потеря одного или обоих авианосцев сулила обернуться настоящей катастрофой для флота. Аргентинцы уже сполна продемонстрировали ударную мощь и выказали решимость сделать положение ударной группы все более рискованным. Кэптен Дэйвид Харт-Дайк, командир эсминца УРО «Ковентри», предложил передислоцировать его корабль значительно дальше на запад, в направлении материкового берега Аргентины, дабы предоставить «Си Дарт» реальный шанс показать себя против отправляющихся на штурмовку вражеских самолетов. Но и это Вудвард счел слишком опасным. Если случится нечто скверное, эсминец очутится слишком далеко и не получит должной помощи. Снова придется использовать пару «22—42» в районе севернее Западного Фолкленда.
Адмирал Вудвард с «Гермеса» провел с капитанами срочное тактическое совещание по телефону засекреченной связи. Урон противника оценивался в семь самолетов, однако и этого было мало. Командир «Инвинсибла» кэптен Блэк и командир «Бриллианта» кэптен Кауард советовали адмиралу подтянуть ближе к берегу авианосцы, возможно на дистанцию до 50 миль (92,6 км), чтобы увеличить время пребывания «Харриеров» на боевом дежурстве в воздухе. Тогда в районе патрулирования смогли бы находиться четыре пары летательных аппаратов, а не две или три. До конца войны вопрос дислокации авианосцев служил нищей для дебатов в оперативном соединении — многие офицеры флота и морской пехоты в Сан-Карлосе будут считать целесообразным использовать их на значительно меньшей дистанции. Вудвард на самом деле крепко обдумал данное обстоятельство. Он по-прежнему твердо держался мнения о первоочередности задачи сохранения прежде всего «Гермеса» и «Инвинсибла». Потеря одного или обоих авианосцев сулила обернуться настоящей катастрофой для флота. Аргентинцы уже сполна продемонстрировали ударную мощь и выказали решимость сделать положение ударной группы все более рискованным. Кэптен Дэйвид Харт-Дайк, командир эсминца УРО «Ковентри», предложил передислоцировать его корабль значительно дальше на запад, в направлении материкового берега Аргентины, дабы предоставить «Си Дарт» реальный шанс показать себя против отправляющихся на штурмовку вражеских самолетов. Но и это Вудвард счел слишком опасным. Если случится нечто скверное, эсминец очутится слишком далеко и не получит должной помощи. Снова придется использовать пару «22—42» в районе севернее Западного Фолкленда.
Комментарий