Объявление

Свернуть
No announcement yet.

Новости проекта 2020

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    #46
    В ожидании релиза картинки

    Click image for larger version

Name:	107714275_4319131704823641_4682532581394237267_o.jpg?_nc_cat=100&_nc_sid=8024bb&_nc_ohc=P9sFzYtet48AX8wF-bZ&_nc_ht=scontent.fhel5-1.fna&oh=50ab2216982130a6e7d0684fc5d72b3e&oe=5F372E1E.jpg
Views:	307
Size:	58.7 KB
ID:	1984
    Mortui vivos docent

    Комментарий


      #47
      Click image for larger version

Name:	109043114_4323275031075975_2903799596607142105_o.jpg?_nc_cat=110&_nc_sid=dd9801&_nc_ohc=yxgJdJA6zeMAX-jWQvI&_nc_ht=scontent.fhel5-1.fna&oh=7e2e86c3b0444497f7d35740732643dd&oe=5F3416A3.jpg
Views:	278
Size:	112.1 KB
ID:	1986
      Mortui vivos docent

      Комментарий


        #48
        Originally posted by Psy_06 View Post

        Ну так это модель 2012 года. Большая часть контента БзС была сделана в 2012-2013 годах в Мэддокс геймз, а нонешняя студия просто эксплуатирует старые наработки. Исходник кабины Лагга датирован 26 марта 2012 года, он сам по себе косенький, там например бронеспинка неправильная. Когда это делалось, даже референса не было исчерпывающего.
        Возвращаясь к теме. Даже в материалах 1С про закрытый проект БзМ, кокпит у ЛаГГа выглядит заметно менее мыльным, хотя и очевидно разрешение не максимальное и настройки качества так же.

        Впрочем ладно, проехали давно
        Мля, идите на дуэльный сервер - там ваши кони, сэры рыцари (c)mamali
        Я дрался с асами WarBirds(c)Varga
        Основная проблема русского витуального сообщества - избыток лыцарелизателей и рыцаререзателей и нехватка наевропуболтоположителей... (с)CoValent
        БоБ прямее руганью не станет. (с) Harh
        Oculos habent non viclebunt.(c) Псалом 134
        Сама мысль о простом и наивном вопросе окорбительна для барана))(с)Ivan_sch
        Да умоется кровью тот, кто усомнится в миролюбии моем.
        i7-4790k+32Gb+2060/6Gb

        Комментарий


          #49

          https://warspot.ru/4797-tsveta-voenn...redizemnomorie

          Ласточки” Западной пустыни


          Третьим после Франции и Великобритании иностранным покупателем F4F стала Греция, у которой авианосцев не было и не ожидалось, но грекам пришлось довольствоваться тем, что им были готовы продать. В начале 1941 года был подписан контракт на поставку партии истребителей, и в марте в Афины отправили 30 самолётов F4F-3, взятых из числа построенных для американского флота.
          Martlet Mk.III AX744 (бывший № 3900) «D» из состава 805-й эскадрильи FAA
          После начала немецкого вторжения на Балканы самолёты перенаправили в британский порт (разные источники упоминают Гибралтар или Суэц), где 30 апреля они были формально переданы англичанам на условиях ленд-лиза и получили название «Мартлет» Mk.III.

          В июне-июле первые девять истребителей доставили в Александрию и включили в состав 805-й эскадрильи FAA, ранее летавшей на «сборной солянке» из «Си Гладиаторов», «Фулмаров», «Буффало» и сухопутных «Харрикейнов». В августе её и две другие эскадрильи FAA, 803-ю и 806-ю, перевооружённые на «Харрикейны», объединили в некую «Истребительную эскадрилью Королевского флота» (Royal Navy Fighter Squadron – RNFS). Это название звучит несколько странно, но эскадрильи FAA тогда были немногим больше сухопутных флайтов по численности, поэтому на авиакрыло это соединение никак не тянуло.

          Сводная эскадрилья действовала под командованием RAF и отвечала за ПВО тыловых районов, патрулирование над морем и прикрытие прибрежных конвоев. Иногда она участвовала и в наступательных операциях, в одной из которых и был открыт официальный боевой счёт RNFS: 28 сентября шесть «Мартлетов» и столько же «Харрикейнов» совместно с армейскими истребителями сопровождали бомбардировщики «Мериленд». Уже над неприятельской территорией тройка итальянских «Фиатов» G.50 прошла прямо перед носом пары «Мартлетов». Те немедленно устремились в атаку, и суб-лейтенант Роберт Уолш (Robert W.M. Walsh) одержал свою первую (и, насколько известно, единственную) подтверждённую победу.
          Martlet Mk.III из состава 805-й эскадрильи FAA. Самолёт необычен сразу двумя особенностями: закрашенным при камуфлировании серийным номером и светлой кодовой буквой

          Ads by optAd360
          Относительной лёгкости этого успеха поспособствовало то, что итальянские лётчики просто не ожидали встретить английские истребители со звездообразным двигателем и, соответственно, не увидели в них врага. Лётчики RAF также имели тенденцию путать «Мартлеты» с «Фиатами», поэтому командование стремилось их держать подальше от линии фронта во избежание эксцессов и их встречи с самолётами противника были не слишком частыми.

          Следующего успеха пилоты 805-й эскадрильи добились 28 декабря, когда патрульная пара истребителей отразила нападение итальянских торпедоносцев на конвой. Суб-лейтенант Ройстон Гриффин (Royston Griffin) сбил один SM.79, но и сам погиб в этом бою.

          В феврале 1942 года RNFS расформировали, но 805-я эскадрилья до конца июня оставалась в Западной пустыне, добавив к тому времени на свой счёт побед ещё три сбитых над морем бомбардировщика-торпедоносца (немецкий Ju 88 и два итальянских SM.79). В июле эскадрилья отвечала за патрулирование района Порт-Саида, а в августе – за ПВО Суэцкого канала, пока 22 августа её не отправили на другой ТВД.
          Martlet Mk.III (бывший американский F4F-3A № 3876), будущий британский AX746, 805-я эскадрилья FAA, Египет, лето 1941 года
          805-я эскадрилья получила самолёты, исходно предназначенные для американского флота и полностью окрашенные светло-серой краской Light Gray M-485 в соответствии с американским «палубным» стандартом декабря 1940 года. Опознавательные знаки, разумеется, были нанесены английские, как и надпись «Royal Navy» на борту, но под ней были выписаны цифры американского серийного номера. В качестве тактических обозначений использовались индивидуальные кодовые буквы чёрного цвета, нанесённые на фюзеляж перед кокардой. На части машин эту букву в уменьшенном виде повторяли на передней части капота.

          Осенью 1941 года американские серийные номера заменили британскими, а в остальном внешний вид истребителей оставался неизменным вплоть до февраля-марта следующего года. Тогда они получили пустынный камуфляж, аналогичный используемому частями RAF: пятна коричневого Dark Earth и жёлто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях при голубых нижних. Точный оттенок голубого цвета не известен, но, вероятно, в большинстве случаев это был уже ставший традиционным для Северной Африки насыщенно-голубой Azure Blue. Однако на отдельных машинах явно использовали какую-то более тёмную краску – возможно, Light Mediterranean Blue, или что-то, намешанное механиками по собственному разумению. С введением камуфляжа тактические буквы с капотов исчезли, но все прочие обозначения остались неизменными.
          Martlet Mk.III (серийный номер AX736, бывший американский F4F-3A № 3903) из состава 805-й эскадрильи FAA, Египет, весна-лето 1942 года. Нижние поверхности этого самолёта показаны выкрашенными в «светлый средиземноморский синий», но это лишь предположение
          Самолёты 805-й эскадрильи были уникальны как по происхождению, так и по окраске: все остальные британские «Мартлеты» получали стандартную морскую окраску для средних широт с камуфляжем из серо-зелёной («сланцевой») Dark Slate Grey и серо-синей Extra Dark Sea Grey на верхних и боковых поверхностях при светлых зеленовато-серых Sky нижних. Опознавательные знаки сначала выполнялись по стандарту мая 1940 года (только с более узким жёлтым кольцом фюзеляжной кокарды), а с осени 1942 года были изменены в соответствии с новыми указаниями. Тактические обозначения в разное время и в разных эскадрильях менялись и могли состоять из одного, двух или трёх символов. Один был индивидуальной кодовой буквой и мог повторяться на передней части капота, второй – цифрой или буквой, обозначающей принадлежность к эскадрилье (иногда он тоже повторялся на носу), а третий обычно указывал на авианосец.
          Палубные «Мартлеты» Средиземноморья


          Опыт боёв 1940–1941 гг. показал, что прежняя ставка на двухместные истребители оказалась ошибочной, и королевскому флоту нужны одноместные самолёты. Оптимальным вариантом был признан «Мартлет» в версии со складным крылом, бронезащитой пилота и протектированными бензобаками, но фирма «Грумман» постоянно срывала сроки поставок. В итоге основным типом палубного истребителя 1942 года стала временная импровизация – «навализированный» вариант «Харрикейна».

          Первые палубные «Грумманы» появились на Средиземном море только в августе 1942 года, с приходом авианосца «Индомитебл» (HMS Indomitable). В состав его авиагруппы входила вооружённая «Мартлетами» Mk.II эскадрилья «806A» (иначе флайт «A» 806-й эскадрильи).

          Усиление Гибралтарской эскадры было связано с проведением операции «Пьедестал» – проводки крупного конвоя на Мальту. Утром 10 августа конвой прошёл Гибралтарский пролив. За его воздушное прикрытие отвечали восемь истребительных эскадрилий трёх авианосцев, в общей сложности 76 самолётов, в том числе 50 «Си Харрикейнов» и всего 10 «Мартлетов».

          Около 19:00 пару «Ласточек» отправили на проверку радиолокационного контакта. «Призраком» оказался французский MB.174, и атаковать нейтрала не стали. Первый неприятельский самолёт, разведчик Ju 88, появился над конвоем в 08:15 утра 11 августа, но первая атака последовала не с воздуха, а из под воды. В 13:15 немецкая подводная лодка торпедировала авианосец «Игл» (HMS Eagle), который затонул через 8 минут, унося с собой две эскадрильи «Си Харрикейнов», но всех лётчиков и большую часть команды успели спасти.

          В 14:20 пара «Мартлетов» безуспешно пыталась перехватить высотную цель – вероятно, разведчик Ju 86. На обратном пути один из пилотов вынужден был приводниться из-за начавшегося пожара – во время похода на нескольких самолётах произошло самовозгорание зажигательных пуль. Вечером противник совершил первый налёт на конвой, но во время его отражения 806-я эскадрилья оставалась в резерве.
          Martlet Mk.II (серийный номер AM968) из состава 806-й эскадрильи FAA, авианосец «Индомитебл», операция «Пьедестал», август 1942 года. 12 августа суб-лейтенант Джон Котчинг в двух боевых вылетах в районе полудня и после 18:00 одержал на этом истребителе две воздушные победы, а затем совершил посадку на палубу оставшегося неповреждённым авианосца «Викториес» (HMS Victorious). Самолёт был окрашен ещё в США с использованием американских красок, незначительно отличающихся по оттенкам от английского эталона. При этом буквы «AM» в серийном номере были восприняты как сокращение от «Air Ministry», что нашло отражение в маркировке
          Следующий день, как и ожидалось, прошёл в постоянных боях. За 10 часов немецкие и итальянские бомбардировщики в сопровождении истребителей провели четыре серии налётов. Утром «Мартлеты», судя по всему, не летали, но в остальных случаях в воздухе каждый раз находилось одно звено 806-й эскадрильи. Последний налёт оказался наиболее опасным: конвой вошёл в зону действия Ju 87, и в 18:45, когда вся зенитная артиллерия сосредоточила огонь на торпедоносцах, незаметно подошедшая группа пикировщиков атакой со стороны солнца поразила «Индомитебл» двумя прямыми попаданиями и тремя близкими разрывами.

          Ads by optAd360
          Корабль получил некритичные повреждения, которые, однако, не позволяли проводить взлётно-посадочные операции, и в 18:55, на 20 минут раньше плана, командующий дал приказ авианосцам возвращаться в Гибралтар. Всего за сутки британская палубная авиация одержала 30 подтверждённых побед, из которых четыре были записаны на счёт 806-й эскадрильи. Самым результативным её пилотом стал суб-лейтенант Джон Котчинг (John A. Cotching), которому засчитали два сбитых самолёта. В 1944 году он одержал ещё две групповые победы, став самым результативным пилотом британских «Мартлетов»/ «Уайлдкэтов».
          Martlet Mk.IV (серийный номер FN112) из состава 888-й эскадрильи FAA, авианосец «Формидебл», операция «Факел», ноябрь 1942 года. Цветной профиль этой машины представлен ниже
          Следующее появление палубных «Грумманов» в Средиземноморье относится ко времени высадки во Французской Северной Африке – операции «Факел». Для её проведения Королевский флот выделил семь авианосцев, из которых три обеспечивали десанты в Оране, два – в Алжире, а ещё два прикрывали армаду кораблей от возможных ударов с востока. На последней паре авианосцев были эскадрильи «Мартлетов»: 888-я и 893-я на «Формидебле» и 882-я на «Викториесе», в сумме 35 самолётов модификаций Mk.II и Mk.IV (всего в операции было задействовано 127 английских палубных истребителей, в том числе 45 новейших «Сифайров»).

          Вторжение было решено проводить под американским флагом, в надежде, что в этом случае сопротивление французов будет менее ожесточённым, чем при очередном нападении англичан. Для этого британские кокарды на всех самолётах были заменены американскими звёздами, но триколор на хвосте закрашивать не стали. Это решение было сомнительным в плане законности, но всё же не преступным, т.к. боевая техника выдавалась за союзную, а не нейтральную или вражескую.

          К утру 6 ноября войсковые транспорты завершили проход Гибралтарского пролива. В тот же день пара патрульных «Ласточек» из 888-й эскадрильи была наведена на цель, и лейтенант Денис Джерам (Denis M. Jeram) сбил французский разведчик MB.174.

          8 ноября началась высадка, и, в отличие от Марокко и Орана, в Алжире союзники встретили минимальное сопротивление. Самым ярким деянием английской авиации в этом районе стало принятие ведущим патрульного звена «Мартлетов» из 882-й эскадрильи лейтенантом Барри Нейшеном (Barry H.C. Nation) капитуляции гарнизона авиабазы Блида. К концу дня уже весь восточный сектор операции был под контролем англо-американских войск.
          Martlet Mk.IV (серийный номер FN112) из состава 888-й эскадрильи FAA, авианосец «Формидебл», операция «Факел», ноябрь 1942 года. На этом истребителе летали лейтенант Денис Джерам, одержавший на нём победу 6 ноября, и суб-лейтенант Стрит (P.D. Street), добившийся аналогичного успеха 9 ноября. В тот же день на другом самолёте Джерам в паре с ведомым одержал ещё одну победу, доведя свой личный счёт до 5½. Первые четыре победы лётчик одержал в составе RAF во время Битвы за Британию. В 1943 году он продолжал служить в прежней части, а в 1944 году командовал эскадрильей «Корсаров» и закончил войну в чине лейтенант-коммандера, но побед больше не одерживал
          9 ноября в районе ответственности авиагрупп «Формидебла» (HMS Formidable) и «Викториеса» начали появляться мелкие группы немецких и итальянских бомбардировщиков, и в нескольких воздушных боях пилоты «Мартлетов» одержали не менее трёх побед. С 10 ноября с французских аэродромов начали действовать сухопутные истребители союзников, и уже 13 ноября авианосцы завершили своё участие в операции.

          После ухода большинства авианосцев «Формидебл» остался в Средиземноморье, а самолёты его авиагруппы чередовали палубное базирование с береговым на авиабазах в Гибралтаре и Алжире. Формально они находились в зоне боевых действий, но фактически более полугода ни в каких боях не участвовали.

          В июле и сентябре 1943 года британские авианосцы были задействованы в проведении десантных операций на Сицилии и в Салерно (Италия). В первом случае «Мартлеты» были в тех же двух эскадрильях «Формидебла», а во втором к ним добавились ещё 878-я и 890-я эскадрильи на «Илластриесе» (HMS Illustrious). Задачей эскадренных авианосцев в обеих операциях было ПВО кораблей и их прикрытие от возможных действий итальянского флота, но воздушного противника практически не было, поэтому средиземноморские «Грумманы» за весь 1943 год одержали только две победы (обе в сентябре).
          «Уалдкэт» Mk.VI из 881-й эскадрильи FAA на палубе авианосца «Персьюэр» во время операции «Драгун»
          После капитуляции Италии её флот уже не представлял угрозы, и в октябре 1943 года все авианосцы были выведены из Средиземного моря, вновь появившись там только в середине следующего года в преддверии новых десантных операций.

          С начала 1944 года англичане отказались от собственных названий для ленд-лизовской техники, и все «Мартлеты» были переименованы в «Уайлдкэты» с сохранением прежней нумерации модификаций. Эти самолёты к тому времени уже окончательно перешли в категорию устаревших и подходящих лишь для решения вспомогательных задач. Во время высадки в Южной Франции в августе и последующего рейда в Эгейское море в сентябре самолёты этого типа были только в двух эскадрильях, 881-й и 882-й, на штурмовых авианосцах «Персьюэр» (HMS Pursuer) и «Сёрчер» (HMS Searcher) соответственно. Обе эскадрильи тогда играли роль разведывательно-ударных, и ни одного воздушного боя им провести не довелось.

          Рисунки Михаила Быкова

          Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

          Комментарий


            #50
            И видео хорошее, и статью Михалыч в тему прикрепил!
            Когда ж уже релиз-то?
            Mortui vivos docent

            Комментарий


              #51
              Охти мне! Котики!!!!
              "Прежде чем открыть огонь - оглянись!"
              А.В. Ворожейкин "Сильнее смерти", стр 9.
              "<...>не нужны маркеры противника парням в военном небе Великой Отечественной.
              Послюнявили химический карандаш. Пунктиром отметили маршрут на карте. И вперёд!"
              © DEDA

              Комментарий


                #52
                Originally posted by Polar View Post
                Михалыч в тему прикрепил!
                Ловите еще, мне не жалко!

                Цвета военного неба: забытый герой Британской империи

                В избранное
                |


                Михаил Быков /Юрий Сергиевич
                12 июля '16

                Ads by optAd360
                Ads by optAd360

                Ads by optAd360
                На момент своей гибели Мармадьюк Пэттл был лучшим лётчиком Британской империи. Увы, он стал героем проигранной кампании, да и воевал на второстепенном фронте, а потому все его достижения быстро оказались в тени подвигов более молодых асов североафриканского и европейского театров военных действий. Долгие годы имя и деяния сквадрон-лидера Пэттла оставались неизвестны широкой публике, и только относительно недавно стало известно, что он был не только лучшим асом западных союзников, но и одним из лучших асов союзников вообще, уступая лишь нескольким советским лётчикам. Кроме того, он был единственным из пилотов коалиции, сумевшим приблизиться к числу побед современных ему «экспертов» люфтваффе.
                Начало лётной карьеры


                Южноафриканец Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (Marmaduke Thomas St.John Pattle) был внуком майора артиллерии и сыном сержант-майора пехоты, и также подумывал о военной карьере, но в авиации. В 1932 году, как только ему исполнилось 18 лет, он подал документы на вступление в ряды южноафриканских ВВС, но прошло не менее полугода, прежде чем ему ответили. В марте 1933 года кандидаты прошли собеседование, но при конкурсе в 30 человек на три вакансии преимущество получили несколько соискателей, уже имевших опыт пилотирования, а Пэттл этим похвастать не мог.
                Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (слева) и адъютант 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года
                Второй шанс стать военным лётчиком выдался в конце 1935 года, когда газеты напечатали объявление о наборе добровольцев на пятилетнюю службу в рядах Королевских ВВС. В ожидании ответа из метрополии Пэттл приступил к выполнению резервного плана, записавшись в батальон специального назначения (Special Service Battalion) – часть вооружённых сил Южно-Африканского Союза, созданную специально для обеспечения военной и (частично) профессиональной подготовки безработной молодежи и облегчения её последующего трудоустройства. У самого Пэттла работа тогда была, но батальон он считал ступенькой на пути в авиацию. Впрочем, это оказалось излишней перестраховкой, поскольку в самом начале 1936 года он успешно прошёл отбор в RAF и получил направление в лётную школу.

                Начав обучение в конце июня, он уже через месяц сдал экзамен на гражданскую пилотскую лицензию, а в сентябре получил временное звание пайлот-офицера. В марте 1937 года Пэттл сдал последний экзамен и получил назначение в только что сформированную на истребителях «Гонтлет» Mk.II 80-ю эскадрилью RAF. В мае эта часть прошла перевооружение на «Гладиаторы» Mk.I, а 29 июня молодой лётчик наконец избавился от «испытательного срока» для своего офицерского звания.

                В мае следующего года 80-я эскадрилья была переброшена в Египет для усиления ПВО этого региона. Вскоре Пэттл был назначен адъютантом эскадрильи и в декабре произведён во флаинг-офицеры. Летом 1939 года его поставили во главе флайта «B» с одновременным присвоением временного звания «флайт-лейтенант» – постоянным оно стало только в сентябре 1940 года.
                «Гладиаторы» 80-й эскадрильи


                В 20–30-е годы английские военные самолёты полностью окрашивались в серебристый цвет. Истребительная авиация к базовой окраске добавляла на борту фюзеляжа и вдоль размаха верхнего крыла «пёстрые ленты», расцветка которых была символом принадлежности к конкретной эскадрилье. Однако 80-й эскадрилье таких обозначений присваивать не стали. Зато на неё распространили другую традицию межвоенного периода: нанесение на кили истребителей белого «наконечника стрелы», внутри которого рисовали эмблему части (в данном случае – бронзовый колокол). «Стрелы» были стандартом для «Гладиаторов» английского периода истории части, а после перебазирования на восток они стали встречаться всё реже и реже, в 1939 году оставшись только на единичных самолётах, но последние случаи их использования относятся к 1940 году уже после введения камуфляжа.

                Камуфляжная окраска в Европе появилась ещё во время Мюнхенского кризиса, но до Среднего Востока эта практика дошла только в самом конце 1939 года. Верхние и боковые поверхности бипланов полагалось красить в четыре цвета по «противотеневой» схеме: «спину» фюзеляжа и верхнее крыло – в зелёный Dark Green и коричневый Dark Earth, а борта и нижнее крыло – в светло-зелёный Light Green и светло-коричневый Light Earth. Однако наземный персонал строевых частей почти повсеместно решил облегчить себе жизнь и покрасил истребители «по-монопланному» в два тёмных цвета.

                Ads by optAd360Флайт-лейтенант Пэттл в полёте на своём «Гладиаторе» с серийным номером L8011, зима 1939–40 гг.
                Есть также информация о машинах, получивших не соответствующую никаким стандартам окраску из тёмного зелёного и светлого коричневого цветов, но сколько было таких «полупустынных» истребителей, точно не известно. С середины 1940 года отдельные «Гладиаторы» стали получать эрзац-пустынную окраску из двух коричневых цветов (светло-коричневый в ней замещал песочно-жёлтый Middle Stone, поставки которого ещё не начались).

                Нижние поверхности во всех вариантах камуфляжа несли чёрно-белые элементы быстрого опознавания, принятые тогда в английской истребительной авиации. Левые консоли крыльев (или левая половина самолёта полностью) красились в чёрный цвет, правые в белый.

                За несколько месяцев до камуфляжа ввели и стандартные обозначения: две буквы кода эскадрильи по одну сторону от кокарды и одна индивидуальная по другую. И тут опять механики схалтурили, накрасив коды тем же светло-серым цветом Medium Sea Grey, что предназначался для камуфлированных самолётов. Хуже на серебре смотрелись бы только белые буквы! Первоначально за 80-й эскадрильей закрепили код «OD», но уже в начале осени 1939 года его заменили на «GK», а в конце года на «YK».

                Одновременно с перекрашиванием самолётов изменили и опознавательные знаки с трёхцветных красно-бело-синих на двухцветные красно-синие, но уже весной 1940 года двухцветный «бычий глаз» оставили только на верхних поверхностях, а остальные кокарды вернули к прежнему трёхцветному виду. В последних числах мая знаки ещё раз поменяли, добавив жёлтое кольцо к фюзеляжной кокарде и накрасив красно-бело-синие вертикальные полосы на киле. Сначала триколор был достаточно узким, но осенью его “растянули” на всю поверхность киля.
                Gladiator Mk.I (серийный номер L8011) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с конца 1939 по май 1940 гг. в Египте летал флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт показан по состоянию на зиму 1939–1940 гг. вскоре после нанесения зелёно-коричневого камуфляжа. Весной 1940 года окраска истребителя была обновлена, а фюзеляжную кокарду заменили на трёхцветную чуть большего диаметра
                За исключением внешнего вида самолётов, начало Второй мировой войны никак не затронуло средиземноморские части RAF, но в мае 1940 года ввиду неминуемого вступления в войну Италии их привели в полную боевую готовность.

                Боевые действия на североафриканском театре военных действий начались на рассвете 11 июня, но 80-я эскадрилья была оставлена на прикрытии Александрии. В ночь на 22 июня группа итальянских бомбардировщиков провела налёт на город, и пять «Гладиаторов», один из которых пилотировал Пэттл, поднялись на перехват, но не сумели обнаружить противника и, в довершение неприятностей, попали под огонь своей зенитной артиллерии.
                Hurricane Mk.I (серийный номер L1669) с демонтированным вооружением, известный лётчикам 80-й эскадрильи как «Линкор Колли» (Collie's Battleship) по имени тогдашнего командующего 202-й группы RAF знаменитого аса Первой мировой Раймонда Коллишоу (Raymond Collishaw). У «линкора» была весьма примечательная история: первый «Харрикейн» в тропическом исполнении, он прошёл «пустынные» испытания летом-осенью 1939 года, а потом использовался в экспериментах по разработке пустынного камуфляжа, в процессе которых был перекрашен в два «земляных» цвета. После мобилизации североафриканских частей RAF он был передан в 80-ю эскадрилью и, будучи единственным в Египте истребителем-монопланом, по предложению эр-коммодора Коллишоу в июне-июле 1940 года постоянно летал между разными полевыми аэродромами, играя роль целого флота современных истребителей. В числе пилотов, привлекавшихся к этим дезинформационным полётам, был и Пэттл«Первая кровь»


                29 июля был получен приказ о переводе на полевой аэродром на ливийской границе, и на следующий день флайт Пэттла первым начал перебазирование. Датой начала активных боевых действий эскадрильи стало 4 августа, когда четвёрка Пэттла вылетела на эскортирование одиночного разведчика. Над линией фронта они встретили шестёрку штурмовиков «Бреда» Ba.65, которые сразу же атаковали их подопечного. Придя на помощь экипажу «Лайсендера», лётчики «Гладиаторов» вступили в бой и (по английской версии) сразу же сбили два самолёта, один из которых стал первой победой Пэттла (на самом деле «Бреды» были только повреждены). Потом он вынужден был отойти в сторону, чтобы попытаться «оживить» два заклинивших пулемёта. В этот момент на сцену вышел итальянский эскорт – шестёрка «Фиатов» CR.32, сбившая два английских истребителя и повредившая третий, пилот которого был тяжело ранен, но сумел совершить вынужденную посадку.

                Сам Пэттл в это время уворачивался от постоянных атак другой группы — пятёрки CR.42. Один из итальянцев допустил ошибку, буквально «вписавшись» в прицел английского истребителя. Последовала длинная очередь из двух «рабочих» пулемётов, после которой исправным остался только один, и противник медленно перевернулся на спину и заштопорил вниз. Обстановка не позволила за ним проследить, что лётчик и отразил позже в своём рапорте – тем не менее, командование засчитало ему официальную победу.
                Флайт-лейтенант Пэттл в кабине своего персонального «Гладиатора» с серийным номером N5832. Цветной профиль этого истребителя приведен ниже

                Ads by optAd360
                Потом как-то разом атаки прекратились, и Пэттл ненадолго опять остался один в воздухе, но вскоре пришла ещё одна группа «Фиатов» CR.42. Везение не могло быть бесконечным: уходя от огня одного противника, он попал под удар другого и был вынужден воспользоваться парашютом.

                Два дня спустя Пэттл был подобран в пустыне патрулём бронеавтомобилей и доставлен на аэродром, а на следующий день снова был в воздухе. 8 августа лётчик принял участие во втором серьёзном бою 80-й эскадрильи, в котором 13 её «Гладиаторов» буквально свалились на голову 16 «Фиатам» CR.42. Победителями из сражения вышли англичане, и Пэттлу тогда засчитали ещё две победы. Это были последние официально подтверждённые успехи лётчика в Западной пустыне. Всего с июня по сентябрь он выполнял боевые вылеты на дюжине разных истребителей, на его счёт были записаны четыре сбитых самолёта и один повреждённый.
                Кампания в Греции


                В октябре 1940 года 80-я эскадрилья была отведена в тыл и сменила свои старые и изношенные «Гладиаторы» Mk.I на чуть менее старые и совсем не изношенные «Гладиаторы» Mk.II. Если не все, то большинство этих самолётов несли стандартный «бипланный» противотеневой камуфляж для средних широт и чёрно-белые элементы быстрого опознавания Истребительного Командования. Машины прибывали без бортовых кодов, и многие из них так и остались без этих обозначений, что ничуть не мешало лётчикам наносить на такие истребители свои персональные эмблемы.

                28 октября итальянская армия начала вторжение в Грецию, а в ноябре началась переброска английской авиации на новый фронт. В первую очередь там появились эскадрильи двухмоторных «Бленхеймов» (в том числе и в истребительном варианте), а из одноместных истребителей первой перелетела 80-я эскадрилья. К тому времени она при сохранении прежней численности была уменьшена с трёх флайтов до двух, при этом герой нашего рассказа сохранил за собой пост командира флайта «B».
                Gladiator Mk.II (серийный номер N5832) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с декабря 1940 по февраль 1941 гг. летал в Греции флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт несёт стандартный противотеневой «бипланный» камуфляж. Бортовые коды отсутствуют, но имеется персональная эмблема лётчика – белая звезда, в центре которой расположен герб благородной, но нетитулованной семьи Пэттл
                Именно его подразделение первым прибыло в Элладу 18 ноября, а на следующее утро все девять «Гладиаторов» поднялись в воздух и совместно с тройкой греческих PZL.24 провели «наступательное патрулирование». Потом греки из-за меньшего запаса топлива были вынуждены вернуться на базу, а британская группа, в которой Пэттл был ведущим одного из звеньев, встретила около двух десятков истребителей «Фиат» CR.42 и G.50. Имея преимущество в высоте, англичане пошли в атаку, и в завязавшемся бою Пэттл одержал свои пятую и шестую победы.

                В декабре ас добавил на свой личный счёт ещё восемь подтверждённых побед, в январе – одну в составе звена, а 9 февраля добился ещё одного индивидуального успеха, с учётом которого его счёт достиг 15⅓, что делает его лучшим «бипланным асом» Второй мировой войны.
                На монопланах


                В феврале-марте 1941 года 80-я эскадрилья прошла перевооружение на «Харрикейны». Эти самолёты несли стандартную зелёно-коричневую окраску на верхних и боковых поверхностях, а нижние в зависимости от времени выпуска и отправки на Средний Восток могли быть чёрно-белыми (ранние машины), цвета Sky (стандарт июня 1940 год) или Sky с чёрной левой плоскостью крыла (стандарт ноября 1940 – апреля 1941 гг.). При этом ещё до начала поставок «Харрикейнов» на Средиземное море местное командование RAF пришло к заключению о непригодности стандартной «небесной» краски – слишком светлой и слишком зелёной, поэтому на идущих на юг самолётах старались использовать голубую разновидность, известную как Sky Blue.

                Как и в случае с «Гладиаторами» Mk.II, большинство «Харрикейнов» 80-й эскадрильи остались без кодовых обозначений, сохраняя тот анонимно-стандартный внешний вид, в котором они выходили с заводов.
                Hurricane Mk.I (серийный номер V7599) из состава 80-й эскадрильи RAF. Редкий случай, когда «Харрикейн» в Греции получил полные бортовые коды
                Первые восемь монопланов эскадрилья получила в середине февраля, и 20 числа на одном из них Пэттл одержал свою 16-ю личную победу, а в следующие две недели ему записали ещё восемь сбитых самолётов противника, с которыми он превзошёл достижения лучших асов Битвы за Британию и сам вышел на первую строчку «рейтинга».

                В середине марта командир 33-й эскадрильи, также сражавшейся в Греции на истребителях «Харрикейн», ушёл на повышение, и освободившуюся должность отдали Пэттлу, по такому случаю получившему нашивки сквадрон-лидера. Одновременно его сделали командующим авиабазы Ларисса (RAF Larissa). Но принятие асом командирских обязанностей вовсе не означало заметного снижения интенсивности его боевых вылетов, и первыми его успехами в новой должности стала одна воздушная и три «наземные» победы, которые он одержал во время вылета на штурмовку итальянского аэродрома 23 марта.
                Hurricane Mk.I (серийный номер V7419) из состава 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года. Есть целая серия фотографий, на которых сквадрон-лидер Пэттл вместе с другими лётчиками своей эскадрильи позирует перед этим самолётом
                «Харрикейны» 33-й эскадрильи выглядели точно так же, как аппараты 80-й, но с одним исключением: на фюзеляжах некоторых истребителей был нанесён код эскадрильи «NW» без индивидуальной буквы. Эти обозначения были нанесены ещё до отправки самолётов в часть, и не все они достигли предполагаемого места назначения: известна фотография такой машины, которая вместо Греции попала в одну из эскадрилий ливийского фронта.
                Бои с немцами и гибель


                6 апреля 1941 года в истории войны на Средиземном море началась новая глава: немцы начали вторжение в Югославию и открыли боевые действия против Греции, с которой прежде поддерживали нейтралитет. Для сухопутных войск союзников ситуация на Балканах всего за несколько дней из сложной превратилась в критическую. Для авиации это был пик интенсивности действий и постоянные ожесточённые воздушные бои с новым, более сильным противником.

                Сквадрон-лидер Пэттл за две недели боёв удвоил свой боевой счёт и дважды стал «асом одного дня», одержав пять личных побед 14 апреля, а затем шесть личных и одну групповую 19 апреля. При этом в последнюю неделю командир 33-й эскадрильи летал в бой с высокой температурой, наотрез отказываясь от госпитализации и практически устранившись от административных обязанностей, которые взял на себя адъютант.
                Лётчики 33-й эскадрильи на фоне «Харрикейна» с серийным номером V7419. Пэттл полулежит в центре группы под фюзеляжной кокардой

                Ads by optAd360
                В утренние и дневные часы 20 апреля Пэттл выполнил несколько боевых вылетов, после которых заявил два сбитых Bf 109 и один Ju 88. Вечером он опять взлетел по тревоге на отражение очередного немецкого налёта на Афины, несмотря на то что прямо перед этим врач намерял ему температуру в 39 градусов! По докладам ведомых, он сбил один самолёт противника (по разным свидетельствам, Ju 88 или Bf 110), а затем ему самому в хвост зашла пара «стодесятых». Подбитый «Харрикейн» аса вспыхнул и, взорвавшись, рухнул в море.

                Из-за скоротечности немецкого наступления эскадрильи RAF просто не успевали сообщать наверх о своих успехах, а потом при эвакуации из Греции значительная часть документов была уничтожена, поэтому по горячим следам итоговый счёт побед аса так и не был выяснен. Если бы он выжил и остался на службе, позже этот вопрос обязательно бы уточнили и утвердили какое-то официальное число, но для мёртвых героев такие исследования были не актуальны. В первых некрологах говорилось о 23 его победах, но это было простым повторением цифры, фигурирующей в мартовском указе о награждении.

                В 50-х годах историки начали работу по составлению списков побед британской авиации, и, согласно опубликованным десятилетием позже исследованиям, на счету Мармадьюка Пэттла оказалось 40 личных и четыре групповые победы. В настоящее время, после изучения всех возможных документов, это число скорректировано до не менее 50 личных и двух групповых, или 50⅔.

                Рисунки Михаила Быкова
                Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                Комментарий


                  #53
                  и еще
                  Вторая мировая война в Северной Африке, развернувшаяся на огромных безлюдных пространствах — довольно популярная тема у любителей истории, полная ярких личностей и узнаваемых образов. Один из них — «Мессершмитты» ранней модификации Bf 109Е в необычной пятнистой окраске, прикрывавшие корпус генерала Роммеля первые полгода на этом театре военных действий.
                  В полёте Bf 109E-7 «Чёрная 8» из эскадрильи 2./JG 27 будущего известного аса Вернера Шрёера (114 побед)
                  Первые части Африканского корпуса с приданной ему авиацией начали прибывать в Ливию в феврале 1941 года, но одноместных истребителей среди них тогда не было. Только два месяца спустя в Северную Африку отправили первые «Мессершмитты»-109, выбрав для этого I-ю группу 27-й истребительной эскадры (I./JG 27), ранее действовавшую над Мальтой и Югославией. С 14 по 18 апреля все три эскадрильи группы одна за другой перебазировались на аэродром у ливийской деревушки Айн-эль-Газала (Ain-el-Gazala, нынешняя Ayn al Ulaymah) к западу от осаждённого Тобрука, а 19 апреля лётчики 1-й эскадрильи выполнили первый боевой вылет на новом театре военных действий и одержали первые воздушные победы.

                  27-я эскадра в то время была вооружена самолётами модификации Bf 109E-7 – наиболее совершенным вариантом «Эмиля». Этот истребитель уже не был последним словом техники, однако и устареть ещё не успел. Такими же самолётами была вооружена и эскадрилья 7./JG 26, переброшенная из Сицилии 14 июня и переданная в оперативное подчинение штаба I./JG 27. Уже в конце августа эта эскадрилья была отозвана во Францию, и ливийская истребительная группировка люфтваффе опять сократилась до трёх эскадрилий.
                  На фото три самолёта в разных разновидностях камуфляжа: «чёрная 6» из состава эскадрильи 2./JG 27 в тропическом камуфляже со странными очень мелкими зелёными пятнами. Руль поворота жёлтый, под свастикой остался голубой след от заводского камуфляжа. На заднем плане видны «белая 1» командира 1./JG 27 в европейском камуфляже с жёлтым носом и рулём поворота и «чёрная 1» командира 2./JG 27 в стандартном тропическом камуфляже также с жёлтыми носом и рулём поворота
                  Истребители, на которых немецкие лётчики вступили в бой в пустыне, несли точно такую же стандартную окраску, как во Франции или на Балканах. На верхних поверхностях был нанесён традиционный для люфтваффе ранний «ломаный» камуфляж из зелёной краски RLM71 Dunkelgrün и серой с зеленоватым отливом RLM02 Grau, а нижние поверхности окрашивали голубой RLM65 Hellblau. На борту граница разделения цветов проходила по самому верху фюзеляжа, но затем борта затемняли пятнами RLM02 и/или тёмно-зелёной краски RLM70 Schwarzgrün.

                  Отличительной особенностью немецких и итальянских самолётов в Средиземноморье (кроме задействованных в балканской операции и захвате Крита) была белая полоса на фюзеляже, которую на «мессерах» наносили между крестом и оперением. На значительной части машин капоты и рули поворота (реже) сохраняли более раннюю жёлтую окраску, оставшуюся в одних случаях ещё со времён Битвы за Британию, в других – после операции «Марита».

                  Ads by optAd360
                  Bf 109E-7 «чёрная 3» из состава эскадрильи 2./JG 27, аэродром Айн-эль-Газала, Ливия, весна-лето 1941 года. Базовый камуфляж RLM71/02/65 с довольно необычными «тигриными» полосами RLM70 на фюзеляже. Окраска сохранилась с зимы 1940–41 гг., когда самолёт принадлежал авиагруппе I./JG 3. После передачи в 27-ю эскадру на нём перекрасили капот (ранее бывший жёлтым) и нанесли эмблему I-й группы. При этом африканские мотивы эмблемы к командировке на «чёрный континент» не имели никакого отношения – её ввели еще в начале 1940 года. На месте прежнего бортового номера появилось большое тёмное пятно, поверх которого накрасили новый номер, а перед оперением нанесли «средиземноморскую» белую полосу. На самолётах вторых эскадрилий истребительных групп люфтваффе традиционно использовались красные бортовые номера, но в I./JG 27 вместо них рисовали чёрные с красной окантовкой.

                  Камуфляж, разработанный для Западной Европы, в условиях пустыни был скорее демаскирующим фактором, но для немецкого командования необходимость воевать в Африке стала сюрпризом, а потому разработка специальной окраски для этого театра военных действий началась уже постфактум. Работы велись ускоренными темпами, и уже в мае 1941 года в тыловых частях люфтваффе на Сицилии сумели собрать небольшой запас только что введённых тропических красок и начать перекраску самолётов, предназначавшихся для пополнения частей Африканского корпуса.

                  Новая базовая окраска пустынных «Мессершмиттов» была двухцветной: верхние поверхности покрывались песочно-жёлтой краской RLM79 Sandgelb, а нижние – небесно-голубой RLM78 Himmelblau, более тёмной и насыщенной, чем «европейская» RLM65. На борту граница цветов снова проходила по верхней части фюзеляжа. Потом поверх песочной краски равномерно наносили пятна оливково-зелёной RLM80 Olivegrün, которые на борту заходили и на голубой цвет тоже. Если в европейском камуфляже пятна на борту часто выполняли полуразмытыми и полупрозрачными, то в африканском они были достаточно чёткими и «плотными».

                  Некоторые самолёты перекрашивали непосредственно в строю, но это было скорее исключением, и зелёно-серые «Эмили» продолжают встречаться на фотографиях, надёжно датируемых осенью 1941 года.

                  Bf 109E-7 «жёлтая 4» из состава эскадрильи 3./JG 27, аэродром Айн-эль-Газала, Ливия, лето 1941 года. Этот самолёт был среди первой партии «Мессершмиттов», перекрашенных в мае-июне на Сицилии в новый «пустынный» камуфляж. На первых партиях самолётов в пустынной окраске жёлтые элементы быстрого опознавания отсутствовали, но затем капоты и иногда рули поворота снова стали красить в жёлтый цвет.

                  Летом 1941 года линию раздела песочной и небесной красок опустили сначала до середины борта, а потом провели по низу фюзеляжа. От нанесения зелёных пятен отказались к концу года, и тогда же к устоявшемуся виду пришли средиземноморские элементы быстрого опознавания: белые кок, законцовки крыла и полоса на фюзеляже, плюс жёлтая нижняя часть капота.
                  «Белая 6» из 1./JG 27 в двухцветной пустынной окраске RLM79/78 с низкой границей цветов. Капот полностью жёлтый
                  В сентябре-октябре 1941 года в Ливию перебросили II-ю группу 27-й эскадры на новеньких Bf 109F. Её прибытие позволило спокойно провести перевооружение I-й группы: 22 октября в Германию вывели 1-ю эскадрилью, вернувшуюся уже на «Фридрихах» 10 ноября. За ним последовала 2-я эскадрилья, и после отступления в Тмими (Tmimi, нынешняя Al Tamimi) в начале декабря «Эмили» в Африке остались только в разведывательной авиации.

                  Bf 109E-7 и его фоторазведывательный «брат» E-9 наряду с другими типами самолётов состояли на вооружении 2-й эскадрильи 14-й разведывательной группы, прибывшей в Айн-эль-Газалу одновременно с подразделениями JG 27. Зимой 1941–1942 годов, вместе с очередным циклом колебания «африканских качелей», эта часть сначала откатилась на запад, а потом вернулась обратно, хотя и не дошла до исходного положения.

                  В апреле 1942 2.(H)/Auf.Gr.14 была отозвана в Германию, а взамен неё в мае в Ливию прибыла 4.(H)/Auf.Gr.12, которая вслед за наступающими войсками продвинулась на восток в Египет. Она также была частично вооружена Bf 109E-7, но уже летом их начали постепенно заменять на «Фридрихи». Последний «Эмиль» был выведен из состава части в октябре.

                  Bf 109 разведывательных частей были окрашены точно так же, как и истребительных, за единственным исключением: их бортовые номера были перенесены на белую полосу.

                  Bf 109E-7 «чёрная 3» из состава эскадрильи 2.(H)/14, аэродром Арко Филэнорум (Arco Philaenorum), Ливия, декабрь 1941 года. Бывший самолёт I./JG 27, после её перевооружения на «Фридрихи» оказавшийся в разведывательной авиации. Пустынный камуфляж на нём, очевидно, был нанесён непосредственно в строю, на что указывают неаккуратная граница песочного и голубого цветов на фюзеляже и неравномерное распределение зелёных пятен.

                  «Второе пришествие» боевых Bf 109E на североафриканский театр боевых действий связано с прибытием под Эль-Аламейн в августе 1942 года III группы 1-й эскадры «разрушителей». Этот термин изначально относился к двухмоторным многоцелевым самолётам, но данная часть с момента формирования в январе 1942 года воевала на «сто девятых» в штурмовом варианте (с усиленной бронезащитой). Уже всего через месяц после прибытия в Африку она сменила их на двухмоторные «Мессершмитты» Bf 110, и на этом история «Эмилей» в африканской пустыни окончательно завершилась.
                  Bf 109E-7 или E-9 из состава 2.(H)/14. Самолёт в тропическом камуфляже с белыми коком и полосой на фюзеляже. Низ капота не обязательно жёлтый, и на нём накрашена нестандартная белая (или всё же жёлтая?) полоса
                  Самолёты, которые получила III./ZG 1 в процессе переброски с восточного фронта в Египет, несли упрощённый вариант пустынного камуфляжа без добавления зелёных пятен и полный комплект бело-жёлтых элементов быстрого опознавания. В качестве тактических обозначений использовались стандартные «бомбардировочные» четырёхзначные бортовые коды, которые на одноместных истребителях выглядели достаточно громоздко и странно.

                  Ещё летом 1941 года по опыту применения первых самолётов в пустынном камуфляже выяснилось, что поспешно принятые тропические краски не полностью соответствую особенностям театра. Оттенок RLM79 был близок к цвету ливийского песка, но в полёте под ярким африканским солнцем самолёты выглядели светлее, чем на самом деле, а потому под прежним министерским номером RLM79 начался выпуск более тёмной песочной краски Sandbraun. Одновременно с ней была изменена и RLM78, ставшая светлее, но сохранившая прежнее название. Однако практическое внедрение новых красок по экономическим соображениям было отложено до исчерпания запасов оригинальных образцов, и на строевых самолётах они появились только в 1942 году.

                  Bf 109E-7/U2 «S9+DR» из состава эскадрильи 7./ZG 1, аэродром Бир-эль-Абд (Bir el Abd), Египет, август-сентябрь 1942 года. В какой-то момент, уже после перекраски в пустынные цвета (при этом использовались поздние варианты RLM79 и RLM78), на данном самолёте заменили правую консоль крыла. Эта деталь несёт стандартный европейский камуфляж (скорее всего, RLM71/02/65) и белые элементы быстрого опознавания.
                  Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                  Комментарий


                    #54
                    и еще
                    Цвета военного неба: война бипланов над Сомали и Эфиопией

                    В избранное
                    |


                    Михаил Быков /Юрий Сергиевич
                    07 июня '16

                    Ads by optAd360
                    Ads by optAd360

                    Ads by optAd360
                    Кампания в Восточной Африке принесла странам антигитлеровской коалиции первую серьёзную победу в ходе Второй мировой войны – впервые была освобождена от фашистской оккупации территория целой страны. С авиационной точки зрения она стала полем боя устаревающих или уже устаревших истребителей-бипланов: только там участвовали в воздушных боях не только британские «Гладиаторы» и итальянские «Фиаты», но и «Фьюри» и «Гонтлеты» ВВС стран Британского Содружества.

                    «Империя, над которой никогда не заходит солнце» – это не только характеристика мощи державы, но и гигантские территории, которые в реалиях XX века Великобритании стало крайне сложно защищать. Так Британская Восточная Африка, несмотря на соседство с владениями потенциально враждебной Италии, стала одним из «медвежьих углов» империи, лишённых адекватной защиты. Впрочем, Итальянская Восточная Африка также была второстепенной в военном отношении территорией, но из-за меньших общих размеров Итальянской империи ей уделялось гораздо больше внимания.
                    Ход боевых действий на земле


                    Итальянское королевство было союзником Германии сначала по Антикоминтерновскому, а потом по Стальному пакту, но в сентябре 1939 года заявило о своём нейтралитете. Впрочем, к началу 1940 года в Великобритании пришли к заключению, что в случае успешного наступления вермахта на западном фронте итальянское нападение станет неизбежным. Получить лишнего достаточно серьёзного противника англичане не желали, а потому были ограничены в способах реакции на угрозу: превентивное нападение было слишком опасно как в военном, так и политическом отношении. Поэтому в Лондоне «право первого выстрела» оставили Муссолини, ограничившись укреплением обороны своих владений в Северной и Восточной Африке.

                    В середине мая 1940 года разведка доложила, что итальянская армия закончила подготовку к войне и ожидает только приказа на выступление. В свете этой информации в конце месяца британские войска на Среднем Востоке были приведены в полную боевую готовность.
                    Особенности войны в Африке: обнажённый по пояс лётчик южноафриканского «Гладиатора» занимает место в кабине
                    10 июня Италия вступила в войну. Боевые действия в Восточной Африке начались на следующий день: итальянские и южноафриканские летчики обменялись ударами по военным объектам у кенийско-сомалийской границы. 14 июня итальянцы сбили первый самолёт противника, а 19 июня был отмечен первый воздушный бой, в котором обе стороны использовали истребители. В тот раз в бою сошлись «Фиаты» CR.32 411-й итальянской эскадрильи и «Харрикейны» 1-й южноафриканской, при этом противники потеряли по одному самолёту. В первых числах июля итальянцы начали наступления одновременно на суданском (северном) и кенийском (южном) фронтах.

                    Третьей зоной боевого соприкосновения была граница Итальянской Восточной Африки и Британского Сомали. Вторжение там началось 3 августа, а уже 15 августа английский командующий получил разрешение на эвакуацию войск в Аден. К вечеру 19 августа итальянская армия вошла в Берберу. Эта победа стала единственным успехом итальянского оружия во Второй мировой войне, но в стратегическом плане положение восточноафриканской группировки итальянских войск было незавидным: изолированность театра боевых действий и господство противника на море оставляли воздушный мост единственным путём снабжения. В таких условиях ожидать успеха кампании можно было лишь в случае, если ливийская группировка сумеет создать настолько серьёзную угрозу Суэцу, что отвлечёт на себя все британские резервы.

                    Но этого не произошло, а потому в январе 1941 года союзники начали крупное наступление на северном и южном фронтах, а в марте провели десантную операцию в Британском Сомали. К концу марта была захвачена большая часть Итальянского Сомали и Южная Абиссиния, к началу апреля – Эритрея, к концу мая – центральная часть Абиссинии, а 27 ноября 1941 года последние итальянские соединения капитулировали, хотя вялотекущая партизанская война продолжалась ещё в течение двух лет.
                    Итальянские истребители


                    На момент начала боевых действий итальянская истребительная авиация в Восточной Африке была более многочисленной, но уже в июле с силы сторон сравнялись, а с осени качественное и количественное преимущество перешло к союзникам. В абсолютных величинах число истребителей на этом театре было слишком мало по сравнению с протяжённостью фронта, поэтому обе стороны делили свои эскадрильи на отряды (флайты), секции и отделения (детачменты), распределяя их по разным аэродромам. При этом на одной площадке могли базироваться подразделения разных авиачастей, которые при необходимости делились друг с другом самолётами.

                    По состоянию на 10 июня 1940 года в Итальянской Восточной Африке действовали пять отдельных эскадрилий одноместных истребителей: 410-я и 411-я на «Фиатах» CR.32, и 412-я, 413-я и 414-я эскадрильи на полученных в апреле более новых «Фиатах» CR.42. Кроме того, на экипажи двухместных разведчиков IMAM Ro.37bis 110-й отдельной эскадрильи возлагались «вторичные» функции истребителей ПВО. В этом качестве «Ромео» впоследствии провели несколько воздушных боёв, но одержали только одну победу. В конце января 1941 года 110-я эскадрилья получила несколько «Фиатов» CR.42, став смешанной истребительно-разведывательной.

                    Ads by optAd360«Фиат» CR.32 с бортовым номером 410–8, на котором летом 1940 года летал на сомалийском фронте командир 410-й эскадрильи капитан Коррадо Риччи (Corrado Ricci)
                    Итальянские истребительные и разведывательные эскадрильи в Восточной Африке были сформированы по сокращённому штату (9 самолётов вместо 12), но 414-й досталось только 6 истребителей. Кроме того, её лётчики ранее служили на CR.32 и только-только начали осваивать CR.42. Впоследствии это стало одной из причин высоких потерь – на исходе четвёртой недели войны часть осталась без самолётов, после чего и была расформирована 10 июля.

                    Потери эскадрилий CR.32 могли восполняться только из небольшого, не более дюжины машин, резерва и путём «каннибализации» неисправных аппаратов в ремонтных мастерских. В таких условиях 410-я и 411-я эскадрильи на удивление долго сохраняли хотя бы минимальную боеспособность, окончательно оставшись без техники только к началу июня 1941 года. Тогда же фактически прекратила своё существование и 110-я эскадрилья.

                    С «Фиатами» CR.42 было немного легче: по воздушному мосту из Ливии на транспортных самолётах в разобранном виде доставили за год полсотни истребителей, но и эти силы неуклонно таяли в боях. 413-я эскадрилья провела последний известный воздушный бой в начале июля, через некоторое время после этого оставшись без самолётов. 412-й повезло несколько больше: последняя пара её истребителей летала ещё в конце осени. Один из них 24 октября был сбит в воздушном бою с «Гладиаторами» 3-й эскадрильи южноафриканских ВВС (SAAF) – это была последняя воздушная победа кампании, а второй 22 ноября совершил последний боевой вылет итальянской авиации на этом театре военных действий, а четыре дня спустя был сожжен, дабы не достаться врагу.

                    И «Фиаты», и «Ромео» в Восточной Африке несли стандартный «крапчатый» итальянский камуфляж, в котором на верхних и боковых поверхностях поверх базовой песочно-жёлтой краски наносились мелкие пятна одного (зелёного), или двух (зелёного и коричневого) цветов, а нижние поверхности были серыми. При этом если серая краска Grigio Mimetico была единой для всех ВВС, то для каждого из цветов камуфляжа верхних поверхностей известно по несколько вариантов: на CR.32, CR.42 и Ro.37bis использовались две разновидности базовой песочно-желтой Giallo Mimetico, три разновидности зелёной Verde Mimetico и две – коричневой Marrone Mimetico.
                    Командир 413-й эскадрильи капитан Коррадо Санторо (Corrado Santoro) в кабине своего «Фиата» CR.42. Перед кругом с фасцией на борту виден треугольный командирский вымпел. Хорошо видно, какова была структура пятен камуфляжа
                    Разнился и стиль нанесения пятен. Обычно во внешнем виде самолётов преобладал базовый цвет, на котором располагались мелкие тёмные пятна или короткие тонкие полосы (второй вариант встречался гораздо реже). В то же время, у «Ромео» внешний вид часто бывал обратным: мелкие светлые пятна на зелёном фоне.

                    Итальянский тропический камуфляж в то время ещё не был официально введён, но совсем неподходящие для региона цвета могли поменять непосредственно в строю. По воспоминаниям одного из пилотов, такому перекрашиванию подверглись «Фиаты» 410-й эскадрильи, на которых исходный базовый цвет камуфляжа был заменён каким-то более насыщенным оттенком. К сожалению, не известно, какую именно краску использовали при перекрашивании: это мог быть один из стандартных камуфляжных цветов, просто более тёмный, чем в заводской окраске самолётов эскадрильи, или нечто, намешанное непосредственно перед покраской по разумению «маляров».

                    Не известно и то, насколько распространённым был такой самодеятельный камуфляж. В принципе, остальные CR.32 его также могли получить, но на полученных непосредственно перед началом боевых действий CR.42 его наличие маловероятно. Самолёты же, переправленные в Восточную Африку во время войны, не всегда успевали получать даже тактические номера, не то что новую окраску.

                    Fiat CR.32 quater (серийный номер 4149) из состава 410-й отдельной эскадрильи итальянских ВВС, Аддис-Абеба, Эфиопия, март-апрель 1941 года. Самолёт несёт на фюзеляже стандартные бортовые коды, принятые в итальянской авиации (комбинация номера части и тактического номера самолёта), эмблему эскадрильи и введённый в начале 1941 года для всех самолётов восточноафриканского театра военных действий белый квадрат с чёрным Андреевским крестом, игравший роль элемента быстрого опознавания. По стандартам, в центре креста или на его верхнем луче на хвостовом оперении должна быть наклейка с изображением герба Савойской династии, но на данном аппарате её не было.

                    Fiat CR.42 (серийный номер 6271) из состава 412-й отдельной эскадрильи итальянских ВВС, Эритрея, зима 1940–1941 гг. В указанный период на этом истребителе летал заместитель командира эскадрильи капитан Марио Визинтини (Mario Visintini). Самолёт выпуска сентября-октября 1940 года, доставленный в Восточную Африку по воздушному мосту из Ливии и вступивший в бой, так и не получив стандартных бортовых кодов. Зато эмблему эскадрильи на фюзеляж нанесли. Она совмещала в себе изображение африканского континента и вставшей на дыбы лошади.

                    Марио Визинтини, уроженец австро-венгерской Истрии, с ноября 1937 по сентябрь 1938 гг. воевал в Испании в составе 16-й группы «Ла Кукарача» и одержал две личные и одну групповую победы. Весной 1940 года он был направлен в Итальянскую Восточную Африку и стал заместителем командира 412-й эскадрильи. 14 июня он сбил английский бомбардировщик «Уэллсли», одержав первую воздушную победу восточноафриканской кампании, а 1 сентября записал на свой счёт пятую победу, став первым итальянским асом во Второй мировой войне.

                    11 февраля 1941 года Визинтини погиб в авиакатастрофе, врезавшись в склон горы в сложных метеоусловиях. К тому времени на его счету уже было 16 или 17 подтверждённых воздушных побед (часть из них были групповыми, но итальянцы тогда никак не отделяли их от личных), сделавших его лучшим асом восточноафриканской кампании и наиболее результативным итальянским лётчиком в Африке вообще. Кроме успехов в воздушных боях, Визинтини прославился спасением командира эскадрильи: 12 декабря во время штурмовки английского аэродрома самолёт капитана Антонио Раффи (Antonio Raffi) был подбит зенитным огнём и совершил вынужденную посадку на неприятельской территории. Визинтини приземлился рядом с ним, выбросил из кабины свой парашют, посадил Раффи на сидение, сам сел к нему на колени и пошёл на взлёт.
                    Истребители Британского Содружества


                    В начале Второй мировой войны на территории собственно Восточной Африки у англичан не было ни одного истребителя, но через Баб-эль-Мандебский пролив в Адене базировалась 94-я эскадрилья RAF на «Гладиаторах», которая при необходимости могла выделить часть сил для действий в Британском Сомали. Летом 1940 года именно так и произошло.

                    31 мая базирующаяся в Египте 112-я эскадрилья RAF получила приказ отправить отделение самолётов на суданско-эритрейскую границу, и на следующий день туда убыл флайт «B» с восемью «Гладиаторами». 20 августа он был выделен из состава прежней части и преобразован в отдельный флайт «K».

                    В середине мая в качестве меры по усилению обороны колоний в Кению начали прибывать сухопутные войска и авиация Южно-Африканского Союза, в том числе и 1-я эскадрилья SAAF с истребителями-монопланами Хаукер «Харрикейн» – всеми четырьмя, имевшимися в южноафриканских ВВС. Этого, разумеется, было мало, поэтому туда же передали шесть устаревших бипланов Хаукер «Фьюри», оставшихся после недавнего расформирования 6-й эскадрильи. Всех «безлошадных» лётчиков на двух транспортных самолётах отправили в Египет, где они в июне-июле освоили «Гладиаторы». На момент начала боевых действий единственная тогда южноафриканская истребительная эскадрилья уже была на месте, но первый боевой вылет совершила только 19 июня.

                    Основной боевой силой 1-й эскадрильи считались «Харрикейны» и полученные со складов RAF в Египте «Гладиаторы», а устаревшие «Фьюри» предназначались только для тренировочных полётов и ПВО района базирования. Отражая налёты противника, они поучаствовали в нескольких воздушных боях и одержали две воздушные победы. «Фьюри» окончательно вывели из боевого состава только в марте 1941 года, передав в учебные подразделения.
                    Южноафриканский «Гладиатор». Хорошо видна одинокая кокарда на нижней чёрной поверхности левого крыла
                    В отличие от итальянцев, союзники не имели особых проблем в снабжении, и в воюющие в Восточной Африке эскадрильи шли истребители «Харрикейн» и «Фьюри» (только в части SAAF), «Гладиатор» и «Гонтлет» (RAF и SAAF). При этом африканцы применяли «Гонтлеты» аналогично «Фьюри», а у британцев они попали на фронт, пусть и не в качестве истребителей.

                    Ads by optAd360
                    В июле 1940 года несколько самолётов этого типа получил вооружённый устаревшими лёгкими бомбардировщиками «Винсент» флайт «D» 47-й эскадрильи RAF, действовавшего на суданском фронте. 16 августа это подразделение было выделено в отдельный 430-й флайт. Назначением этой части было нанесение штурмовых ударов. По донесениям пилотов, «Гонтлеты» в воздушных боях сумели сбить один самолёт противника, однако эту победу то ли не засчитали, то ли просто не стали оформлять. Последний известный боевой вылет истребителей-штурмовиков относится к октябрю 1940 года, а в дальнейшем 430-й флайт воевал только на «Винсентах».
                    «Траурная процессия»: «Гладиатор» с номером N5813 из 2-й эскадрильи SAAF был сбит огнём с земли 9 ноября 1940 года
                    С конца июля 1940 года детачменты 1-й эскадрильи SAAF начали действовать не только на кенийском, но и на суданском фронтах, и 30 сентября авиачасть разделили на две полноценных эскадрильи. «Северная» половина, которая летала на «Харрикейнах» и «Гладиаторах», сохранила прежнее название, а «южной» присвоили № 2. В ней были те же истребители плюс «Фьюри». В октябре на фронт в Кению прибыла из Южной Африки 3-я эскадрилья SAAF, полностью вооружённая «Харрикейнами».

                    В марте 1941 года, когда судьба кампании была уже решена, союзники начали вывод авиации из Восточной Африки на более важный фронт в Западной пустыне. В конце марта 94-я эскадрилья была переведена в Египет, а её «Гладиаторы» передали в 3-ю южноафриканскую для восполнения потерь в «Харрикейнах». В начале апреля на север убыла 1-я эскадрилья SAAF, а вслед за ней и флайт «K», преобразованный затем в 250-ю эскадрилью RAF. Их истребители-бипланы остались на месте, но британские «Гладиаторы» оказались настолько сильно изношены, что впоследствии их использовали только как тренировочные.

                    На замену убывших частей в апреле в Кению прибыл 4-я эскадрилья SAAF на истребителях-монопланах «Мохаук», но в активных боевых действиях она не участвовала и в сентябре также убыла в Египет, а двумя месяцами ранее туда перевели и 2-ю эскадрилью. Таким образом, на завершающем этапе кампании была задействована только 3-я эскадрилья, эксплуатировавшая «Гладиаторы», «Харрикейны» и «Мохауки».

                    Английские истребители на Среднем Востоке гораздо дольше, чем в Европе, сохраняли довоенную серебристую окраску, но к началу июня 1940 года они всё же были закамуфлированы и получили опознавательные знаки нового стандарта (введённые в мае красно-бело-синий триколор на киле и дополнительное жёлтое кольцо фюзеляжной кокарды).

                    Всего известно три стандартных схемы окраски верхних и боковых поверхностей бипланов «Гладиатор», «Гонтлет» и «Фьюри»:

                    1) двухцветная камуфляжная схема для средних широт с использованием зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth, которую обычно наносили непосредственно в строю;

                    2) классическая «противотеневая» четырёхцветная камуфляжная схема для бипланов средних широт с использованием тех же красок, что и в предыдущем случае, плюс их более светлых разновидностей Light Green и Light Earth. Эта схема, как правило, имела заводское происхождение;

                    3) пустынно-тропическая эрзац-схема с использованием тёмного и светлого «земляных» цветов, в которой «светлый земляной» замещал уже официально введённый, но пока ещё отсутствующий на складах жёлто-песочный Middle Stone. Этот вариант встречался редко и, как правило, уже после начала боевых действий, хотя разработка пустынного камуфляжа велась ещё в 30-х годах.

                    Нижние поверхности самолётов обычно окрашивались в чёрный (левая половина) и белый (правая) цвет, или же оставались серебристыми.
                    Gladiator Mk.II (серийный номер N2287) «GO-E», который в апреле 1941 года был передан из 94-й эскадрильи RAF в 3-ю эскадрилью SAAF
                    Фотография относится уже к африканскому периоду службы самолёта, но окраска и обозначения сохранились со времён службы в 94-й эскадрилье. Истребитель несёт неизвестный многоцветный камуфляж с явно нетипичным для английской авиации расположением пятен. Происхождение этой схемы и её расцветка неизвестны. Она могла быть как результатом местной самодеятельности, так и повторением одного из экспериментальных пустынных камуфляжей 30-х годов. Светлая полоса перед хвостовым оперением – вероятно, часть элементов быстрого опознавания, введённых для истребителей RAF в ноябре 1940 года. Если это действительно так, то можно предположить, что кок самолёта и нижние поверхности также были выкрашены в светлый зеленовато-серый цвет Sky или светло-голубой Sky Blue. Нижние поверхности левых консолей крыльев в таком случае могли быть окрашены в чёрный цвет.
                    Тот же самолёт в более позднее время. Он был перекрашен и получил обычную для самолётов 3-й южноафриканской эскадрильи одиночную кодовую букву. Серийный номер машины сохранил прежний нестандартно маленький шрифт.
                    Старые южноафриканские «Фьюри» перед вступлением в бой также получили зелёно-коричневый камуфляж британского стандарта с «серебром» на нижних поверхностях и триколор на киле, но жёлтого кольца фюзеляжной кокарды на них, судя по фотографиям, могло и не быть. Ещё одним отличием африканских опознавательных знаков от британских была замена красного цвета оранжевым. К сожалению, по чёрно-белым фотографиям практически невозможно отличить один цвет от другого, но на самолётах с серийными номерами SAAF (от британских отличались отсутствием букв) с большей долей вероятности можно ожидать перекрашенных кокард и триколора.

                    Gladiator Mk.I (серийный номер K7974) «RT-O» из состава 112-й эскадрильи RAF (позже отдельного флайта «K»), Судан, лето-осень 1940 года. 1 августа на нём одержал свою единственную подтверждённую победу пайлот-офицер Перси О. В. Грин (Percy O.V. Green). Кроме него, на этом истребителе воевали и другие лётчики. Самолёт в зелёно-коричневом камуфляже с чёрно-белыми нижними поверхностями, на которых отсутствовали опознавательные знаки, не очень-то и нужные при такой окраске. Серийный номер написан нестандартным шрифтом и почему-то тем же цветом, что и бортовые коды.

                    Gladiator Mk.II (британский серийный номер N5852) из состава 1-й эскадрильи SAAF. На этом истребителе на суданском фронте в сентябре 1940 года летал 2-й лейтенант Джон Л. Хьюитсон (John L. Hewitson), одержавший на нём одну групповую победу, а в октябре-ноябре – капитан Брайан Дж.Л. Бойл (Brian J.L. Boyle), который одержал на этом биплане две победы, а 6 ноября сам был сбит в воздушном бою с «Фиатами» CR.42 412-й эскадрильи. Переданные SAAF летом 1940 года «Гладиаторы» несли стандартный английский «бипланный» камуфляж с чёрно-белой окраской нижних поверхностей и стандартные опознавательные знаки и серийные обозначения. Не совсем обычным было наличие кокарды на чёрной половине крыла при её отсутствии на белой, но такой вариант встречался на «Гладиаторах» и «Харрикейнах» производства фирмы «Глостер». Полные бортовые коды в частях SAAF во время восточноафриканской кампании вообще использовались редко, особенно на истребителях. Иногда самолёты обозначались индивидуальной кодовой буквой, но истребители-бипланы чаще всего обходились только серийными номерами.

                    Оба летавших на N5852 лётчика были в группе пилотов 1-й эскадрильи, которую в мае 1940 года отправили в Египет за самолётами, а в июле они вернулись в Судан. В августе Брайан Бойл был назначен командиром флайта, в октябре-ноябре ему засчитали два сбитых неприятельских самолёта, а в воздушном бою 6 ноября он сам был ранен, но сумел дотянуть на падающем самолёте до линии фронта. Вернувшись в строй в январе, он одержал в феврале одну победу на «Гладиаторах», а затем две личных и одну в паре на «Харрикейнах», доведя, таким образом, свой счёт до 5½. К концу марта 1941 года Бойл совершил 106 боевых вылетов и получил назначение инструктором в лётную школу. В феврале 1944 года лётчик вернулся на фронт и получил назначение в состав 4-й эскадрильи SAAF, воевавшей на итальянском фронте на «Спитфайрах» Mk.V, так и не сумев до конца войны увеличить счёт своих побед.
                    Капитан Брайан Дж. Л. Бойл у «Гладиатора» N5852.

                    Ads by optAd360
                    2-й лейтенант Хьюитсон в сентябре-ноябре 1940 года одержал одну личную и одну групповую победу на «Гладиаторах», а затем пересел на «Харрикейны», но на них успехов в воздушных боях не добился и закончил первый «боевой тур» одновременно с капитаном Бойлом. Второй он начал в ноябре 1941 года капитаном и командиром флайта в 5-й эскадрилье SAAF на «Томагавках» в Западной пустыне. 1 июня 1942 года его произвели в майоры и поставили во главе 4-й эскадрильи, а уже 26 июня он был сбит в воздушном бою с Bf 109 и попал в плен. Счёт Хьюитсона к тому времени тоже достиг 5½ побед.
                    Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                    Комментарий


                      #55
                      Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
                      [

                      С начала 1944 года англичане отказались от собственных названий для ленд-лизовской техники, и все «Мартлеты» были переименованы в «Уайлдкэты» с сохранением прежней нумерации модификаций. Эти самолёты к тому времени уже окончательно перешли в категорию устаревших и подходящих лишь для решения вспомогательных задач. Во время высадки в Южной Франции в августе и последующего рейда в Эгейское море в сентябре самолёты этого типа были только в двух эскадрильях, 881-й и 882-й, на штурмовых авианосцах «Персьюэр» (HMS Pursuer) и «Сёрчер» (HMS Searcher) соответственно. Обе эскадрильи тогда играли роль разведывательно-ударных, и ни одного воздушного боя им провести не довелось.
                      Я здесь не понял, про отсутствие в/б с участием Мартлетов в 1944-45 годах относится только к теме "Западной пустыни"?



                      I know that it's evil. I know that it's got to be
                      Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

                      Комментарий


                        #56
                        Господа модераторы, может перенесём интересные материалы туда где им положено быть? В историческую справку.
                        "Прежде чем открыть огонь - оглянись!"
                        А.В. Ворожейкин "Сильнее смерти", стр 9.
                        "<...>не нужны маркеры противника парням в военном небе Великой Отечественной.
                        Послюнявили химический карандаш. Пунктиром отметили маршрут на карте. И вперёд!"
                        © DEDA

                        Комментарий


                          #57
                          Originally posted by Wotan View Post

                          Я здесь не понял, про отсутствие в/б с участием Мартлетов в 1944-45 годах относится только к теме "Западной пустыни"?


                          ну, я не стал резать статью на части - про Тобрук и вообще. Можно перенести в другой раздел.
                          Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                          Комментарий


                            #58
                            Originally posted by михалыч View Post

                            ну, я не стал резать статью на части - про тобрук и вообще. можно перенести в другой раздел.
                            ну просто в этом абзаце написано, что уже к началу 1944-го мартлеты "окончательно перешли в категорию устаревших и подходящих лишь для решения вспомогательных задач", и к сентябрю остались только в двух эскадрильях, которые "тогда играли роль разведывательно-ударных, и ни одного воздушного боя им провести не довелось".
                            но, не говоря о более ранних стычках с немцами, например, ещё в конце марта 1945-го эти машины из упомянутой в статье 882-й эскадрильи, с упомянутого в ней же сёрчера вели бой в норвежских фиордах с мессерами из jg5, когда немцы потеряли 4 мессера.
                            I know that it's evil. I know that it's got to be
                            Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

                            Комментарий


                              #59
                              Новости по релизу: с 30 июля предзаказ с дисконтом, 6 августа - релиз.
                              Ура, товарищи!
                              Mortui vivos docent

                              Комментарий


                                #60
                                Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                                Комментарий

                                Working...
                                X
                                Яндекс.Метрика