Если Вы зашли к нам впервые, прочтите сначала ЧаВо, кликнув по ссылке.
Вы должны зарегистрироваться, чтобы отправить сообщение: кликните по ссылке для этого.
Если хотите просто начать читать сообщения - выберите форум из видимых Вам.
У Юрия Рыбина дофига, а самое главное, подтвердил фоткой из аварийки редкий IIC KX471, (хотя, пмсм, с камком на нём непонятки), и ещё кое что из профилей из его Оспреевской "Soviet Hurricane Aces of WWII". Но сорян, показать без его разрешения не могу. ((( Зато, на радость многих, кое что по ним готовится
О, только сейчас наткнулся.
Итак, известное фото: англичане любили дарить самолеты (все смотрят в параллельную тему про Р-38 Шарпа). И вот этот Харрикейн Z5252 был подарен командующему ВВС Северного флота Александру Алексеевичу Кузнецову.
Генерал-майор Кузнецов труса не праздновал, и не взирая на высокий чин, лично совершил за войну 70 боевых вылетов.
Тем не менее, были люди, которым зимой 941-1942 боевой истребитель был нужнее.
И самолетом Z5252, с тактическим номером 01, пользовался командир 78 ИАП ВВС СФ, тогда еще капитан Борис Феоктистович Сафонов.
И вместе со своим хозяином, возглавившем легендарный 2 гвардейский смешанный авиаполк, был передан в 2ГСАП зимой 1942.
Возможно, из того рокового боя Харритон и вывез бы Сафонова, но кавалер советской "Золотой Звезды" и британского DFC погиб 30 мая 1942 года на Р-40, как все помнят.
Самолет пережил своего владельца всего на три дня. 2 июня 1942 года Харрикейн Z5252 под управлением лейтенанта Маркова Павла Ивановича был сбит в тяжелом воздушном бою, в котором сошлись семь Харрикейнов 2 ГСАП и двенадцать "худых" из 8/JG 5.
ОФ снаряд мессершмита впустую хлопнул в правом крыле, но другие три попадания пришлись на мотор и блок предохранителей электрики.
Лейтенант Марков мастерски посадил самолет на брюхо на озеро рядом с поселком Мишуково, по другую сторону Кольского залива от Мурманска и аэродрома Ваенга.
Точнее, самолет он сажал на лед: Кольский полуостров - это Заполярье, и в начале июня озеро было покрыто льдом.
Павел Иванович вышел к Мишуково пешком, и вскоре мотобот доставил его в Североморск.
В письменном рапорте он особо указал, что самолет получил минимальные повреждения в ходе боя и вынужденной посадки; на следующей день инженерная команда 2САП прибыла к указанному месту.
Но хоть и Заполярье, лед уже был достаточно тонок, и он не выдержал. Харрикейна на льду уже не было.
Старший лейтенант Марков Павел Иванович погибнет 16 января 1943 года, когда в условиях внезапно сгустившегося тумана его Харрикейн HL555 тактический номер "72" врежется в сопку при посадке на родной аэродром Ваенга.
А самолет Z5252 пролежал на дне озера до начала следующего, 21 века.
В 2001 году рапорт лейтенанта Маркова прочитали историки в ЦАМО. Данные рапорта позволяли установить то самое безымянное озеро в районе поселка Мишуково.
Смотрю в записи на "Памяти народа": похоронку на мужа, погибшего 16 января, в деревню Васильково Ивановской области почта доставит только 28 февраля. Для нее он полтора месяца еще был жив...
К счастью, у Марковых уже был ребенок.
Поэтому, как и его самолет, старший лейтенант Марков все равно с нами. И шагает со всеми в праздничной колонне на 9 мая.
Мне лично очень отрадно было найти запись от его родных на сайте Бессмертного Полка. Вот она.
Надёргал во втором томе JG5 Eismeerjäger некоторых воспоминаний немцев о Харрикейнах на Севере в 1941 году
“Im September 1941 habe ich eine englische Hurricane abgeschossen. Das war der einzige Balken am Leitwerk meiner Maschine, der eine Kokarde trug. Die meisten Abschüsse waren im Sommer, darunter auch ein einmotoriges Flugboot. Das schoss ich von flach hinten ab." (Lt. Heinrich Lesch, 14./JG 77, 2000)
"Eines Abends sah ich über Finnland eine Hurricane fliegen. Wir wussten, dass wir es mit diesen Maschinen zu tun bekommen würden. Ich war diesem Typ schon bei der Luftschlacht über England begegnet. Ich würde sagen, dass die Hurricane der Rata überlegen war. Sie war schneller und hatte ein besseres Steigvermögen. Erst nach dem Krieg brachten wir in Erfahrung, dass die Hurricanes manchmal auch von britischen Piloten geflogen wurden, aber die waren nicht sehr erfolgreich und ich hatte den Eindruck, dass es sich dabei um ganz junge, unerfahrene und ungenügend ausgebildete Leute handelte.“ (Lt. Hugo Dahmer, 1./JG 77, 1998)
"Ich kannte die Hurricane und ihre Piloten von meinen Feindflügen nach London im Jahre 1940. Damals waren sie sehr ernst zu nehmende Gegner, aber die, auf die wir im Herbst 41 in Russland und über Finnland trafen, flogen herum, als würden sie sich auf einem netten Sonntagsspazierflug befinden. Allerdings hatte ich im Herbst 1941 auch eine Begegnung mit Hurricanes, die sich mir fest ins Gedächtnis eingeprägt hat, obwohl ich nicht sagen kann, ob die Maschinen von britischen oder sowjetischen Piloten geflogen wurden. Ich befand mich damals mit sechs Me 109 auf einem Erkundungsflug. Wir waren auf dem Weg nach Murmansk, als ich plötzlich einen wunderschönen Verband von Flugzeugen sichtete. Hurricanes, sechs an der Zahl! Und sie hatten uns noch nicht gesehen. Ich dachte mir: “Jetzt oder nie!“ und setzte mit meinem Verband zum Sturzflug an. Wir näherten uns den Hurricanes von hinten, leicht nach unten versetzt, in ihrem toten Winkel, so dass sie uns nicht sehen konnten. Durch Funksprech gab ich meinen Männern durch: "Noch nicht schießen! Abwarten, bis ich das Kommando gebe!" Dann gab ich den Befehl "Feuer!" Alle sechs von uns drückten gleichzeitig auf die Knöpfe und belegten alle sechs von denen mit unseren Geschossgarben. Ich weiß nicht, wie viele von ihnen dabei heruntergefallen sind, vielleicht konnten sich noch ein paar davonmachen, aber mit Sicherheit haben sie alle Treffer abbekommen. So etwas wie an diesem Tag habe ich im Osten nie wieder erlebt." (Lt. Hugo Dahmer, 1./JG 77, 2003)
Здесь речь про 16 ноября 41-го когда с Ваенга2 вылетело три Хуря звена Петра Семененко, все три Хуря были сбиты.
"Am 11.12. hatten wir Luftkampf mit zwei Hurricanes und drei Pe-2. Jakobi schoss eine Pe-2 ab. Wir bekamen dort oben in Finnland die Me 109-Maschinen, die am Kanal nicht mehr eingesetzt wurden, und die Russen bekamen die Hurricanes, die von den Spitfires abgelöst wurden. Das Kräfteverhältnis war deshalb ungefähr gleich. Die Hurricane konnte aber etwas enger kurven und war besser bewaffnet als unsere Bf 109, sie hatte nämlich auf jeder Seite vier MGs. Die Engländer hatten den Russen das Fliegen mit der Hurricane beigebracht. Mehrere Wochen waren die Engländer unsere Gegner, bevor die Russen gelernt haben mit der Maschine umzugehen. Die Hurricanes haben damals eine ganze Reihe von uns runtergeholt." (Gefr. Dieter Weinitschke, 14./JG 77, 1995)
Это был Пе-2 72-го САП. Спасся один раненый член экипажа
I know that it's evil. I know that it's got to be
Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me
Комментарий