Как стало известно “Ъ”, суд приговорил к условным срокам заключения замкомандира эскадрильи 52-го гвардейского авиаполка Алексея Скворцова и техника Игоря Аристова. По их вине, как было установлено следствием и судом, произошло случайное катапультирование экипажа из кабины стоящего на взлëтной полосе Ту-22М3, приведшее к гибели трёх офицеров полка, включая его командира. Сами осуждённые убеждены, что трагедия случилась из-за технической неисправности. В апелляции они будут требовать отмены приговора и продолжения расследования.
За нарушение правил полётов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности гибель трёх человек, лётчику и технику грозили реальные сроки заключения до семи лет, но суд первой инстанции проявил к ним снисхождение: подсудимые получили соответственно три года и два с половиной года условно. Тем не менее оба они обжаловали вынесенное решение.
Авария произошла 23 марта 2021 года на аэродроме Шайковка. В полку отрабатывалась процедура «экстренного поднятия боевых машин в воздух в связи с нападением на аэродром условного противника». В числе участников тренировки был замкомандира эскадрильи Ту-22М3 Скворцов, а проверять его подготовку должны были командир части полковник Вадим Белослюдцев, штурман полка майор Денис Султанов и штурман-инструктор подполковник Александр Подсобляев.
Когда экипаж занял места в кабине, Алексей Скворцов начал выполнять подготовку самолёта к взлёту, включающую в себя подачу электропитания к различным системам бомбардировщика. Как только пилот поднял очередной переключатель автомата защиты электроцепи с расцепителей (АЗР), перед тремя членами его экипажа загорелись табло «Принудит. покидание».
Автоматика Ту-22М3 предоставляет командиру право катапультировать своих подчинённых принудительно — своим решением со своего места в кабине.
Так развивались и события 23 марта 2021 года: сразу после активации АЗР проверяющие уже не могли повлиять на ситуацию.
В течение пяти секунд старших офицеров вместе с креслами выбросили из кабины сработавшие пиропатроны. Поскольку самолет в момент катапультирования стоял на месте, парашютные системы всех трёх кресел раскрылись, но не смогли наполниться набегающим воздушным потоком, и проверяющие погибли, разбившись после падения на бетонные плиты. В кабине остался только Алексей Скворцов.
Расследование установило, что подготовка к взлёту выполнялась пилотом Скворцовым в штатном режиме. Другое дело, что выполненная им подача электричества к системе принудительного покидания должна была лишь включить, но не активировать её. Эвакуация экипажа на исправном самолёте выполняется не автоматом АЗР, а дополнительным установленным в цепи тумблером, находящимся в нише под защитной крышкой, которая еще и прикручена к панели тонкой проволокой с пломбой, страхующей тумблер от случайного доступа. В боевых условиях командир Ту-22М3 просто рвёт эту проволоку усилием пальцев, открывает крышку и поднимает тумблер, а в каком состоянии находились все эти устройства 23 марта 2021 года, выяснить так и не удалось.
В этом и заключается главная претензия осужденных к следствию и суду. Проверявший самолёт перед вылетом техник Аристов уверял следствие и суд в том, что после осмотра привёл тумблер в выключенное положение, после чего закрыл крышкой и опломбировал её, как того требует инструкция. Пилот Скворцов, в свою очередь, заявил следствию, что перед подготовкой к вылету обратил внимание на сорванную пломбу и открытую крышку ниши с тумблером, но не придал этому значения. При этом на момент осмотра самолёта следователями уже после ЧП, крышка и даже пломба оказались на своих местах.
Таким образом, кто и в какой момент вмешивался в работу тумблера, до сих пор неясно.
На самом устройстве были обнаружены многочисленные отпечатки пальцев и потожировые следы, однако экспертизы показали, что ни одному из подсудимых они не принадлежат. Адвокат считает, что причиной трагедии стала всё же техническая неисправность самолёта, и на этом будут настаивать в апелляционном суде.
За нарушение правил полётов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности гибель трёх человек, лётчику и технику грозили реальные сроки заключения до семи лет, но суд первой инстанции проявил к ним снисхождение: подсудимые получили соответственно три года и два с половиной года условно. Тем не менее оба они обжаловали вынесенное решение.
Авария произошла 23 марта 2021 года на аэродроме Шайковка. В полку отрабатывалась процедура «экстренного поднятия боевых машин в воздух в связи с нападением на аэродром условного противника». В числе участников тренировки был замкомандира эскадрильи Ту-22М3 Скворцов, а проверять его подготовку должны были командир части полковник Вадим Белослюдцев, штурман полка майор Денис Султанов и штурман-инструктор подполковник Александр Подсобляев.
Когда экипаж занял места в кабине, Алексей Скворцов начал выполнять подготовку самолёта к взлёту, включающую в себя подачу электропитания к различным системам бомбардировщика. Как только пилот поднял очередной переключатель автомата защиты электроцепи с расцепителей (АЗР), перед тремя членами его экипажа загорелись табло «Принудит. покидание».
Автоматика Ту-22М3 предоставляет командиру право катапультировать своих подчинённых принудительно — своим решением со своего места в кабине.
Так развивались и события 23 марта 2021 года: сразу после активации АЗР проверяющие уже не могли повлиять на ситуацию.
В течение пяти секунд старших офицеров вместе с креслами выбросили из кабины сработавшие пиропатроны. Поскольку самолет в момент катапультирования стоял на месте, парашютные системы всех трёх кресел раскрылись, но не смогли наполниться набегающим воздушным потоком, и проверяющие погибли, разбившись после падения на бетонные плиты. В кабине остался только Алексей Скворцов.
Расследование установило, что подготовка к взлёту выполнялась пилотом Скворцовым в штатном режиме. Другое дело, что выполненная им подача электричества к системе принудительного покидания должна была лишь включить, но не активировать её. Эвакуация экипажа на исправном самолёте выполняется не автоматом АЗР, а дополнительным установленным в цепи тумблером, находящимся в нише под защитной крышкой, которая еще и прикручена к панели тонкой проволокой с пломбой, страхующей тумблер от случайного доступа. В боевых условиях командир Ту-22М3 просто рвёт эту проволоку усилием пальцев, открывает крышку и поднимает тумблер, а в каком состоянии находились все эти устройства 23 марта 2021 года, выяснить так и не удалось.
В этом и заключается главная претензия осужденных к следствию и суду. Проверявший самолёт перед вылетом техник Аристов уверял следствие и суд в том, что после осмотра привёл тумблер в выключенное положение, после чего закрыл крышкой и опломбировал её, как того требует инструкция. Пилот Скворцов, в свою очередь, заявил следствию, что перед подготовкой к вылету обратил внимание на сорванную пломбу и открытую крышку ниши с тумблером, но не придал этому значения. При этом на момент осмотра самолёта следователями уже после ЧП, крышка и даже пломба оказались на своих местах.
Таким образом, кто и в какой момент вмешивался в работу тумблера, до сих пор неясно.
На самом устройстве были обнаружены многочисленные отпечатки пальцев и потожировые следы, однако экспертизы показали, что ни одному из подсудимых они не принадлежат. Адвокат считает, что причиной трагедии стала всё же техническая неисправность самолёта, и на этом будут настаивать в апелляционном суде.