21 апреля 1961 года состоялся первый полёт экспериментального истребителя Е-152. Поднял самолёт в небо лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов.
Появление у США и союзников по НАТО ударных и разведывательных самолётов, способных выполнять полёты на больших высотах и скоростях, потребовало от СССР создания новых истребителей-перехватчиков, имеющих на вооружении управляемые ракеты. ОКБ-155, возглавляемое А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, использовало наработки по истребителю МиГ-21, чтобы выбрать оптимальные решения и протестировать ряд новых узлов и систем, включая перспективные двигатели, радиолокационные станции, авиационное вооружение. Экспериментальный самолёт Е-152, имеющий аэродинамическую компоновку, сходную с МиГ-21, получил трапециевидное крыло, носовой воздухозаборник и перспективный двигатель Р-15-300. Всего на самолёте выполнено 67 полётов, в том числе с макетами ракет. Был построен и второй опытный образец Е-152, а также другие экспериментальные машины – Е-150 и Е-152А. Испытания самолёта осложнялись ненадёжной работой двигателя, отмечались утечки масла, прогар лопаток, отказы системы управления входным устройством. Однако инженерам удалось проверить поведение самолёта на больших высотах и скоростях. Впоследствии проблемы с двигателем, оборудованием и вооружением были успешно решены, и ОКБ-155 создало семейство выдающихся перехватчиков и разведчиков МиГ-25.
Большинство экспериментальных самолётов так и остались малоизвестными широкой публике. Однако Е-152 повезло: после доработок экспериментальная машина получила официальное название Е-166. На ней в 1961-1962 годах лётчики-испытатели Александр Федотов, Георгий Мосолов и Пётр Остапенко поставили три мировых рекорда: скорости по замкнутому маршруту 100 км (2401 км/час), скорости (2681,7 км/час) и высоты горизонтального полёта (22,67 км). Рекордный самолёт передан на хранение в Центральный музей ВВС в Монино.
Появление у США и союзников по НАТО ударных и разведывательных самолётов, способных выполнять полёты на больших высотах и скоростях, потребовало от СССР создания новых истребителей-перехватчиков, имеющих на вооружении управляемые ракеты. ОКБ-155, возглавляемое А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, использовало наработки по истребителю МиГ-21, чтобы выбрать оптимальные решения и протестировать ряд новых узлов и систем, включая перспективные двигатели, радиолокационные станции, авиационное вооружение. Экспериментальный самолёт Е-152, имеющий аэродинамическую компоновку, сходную с МиГ-21, получил трапециевидное крыло, носовой воздухозаборник и перспективный двигатель Р-15-300. Всего на самолёте выполнено 67 полётов, в том числе с макетами ракет. Был построен и второй опытный образец Е-152, а также другие экспериментальные машины – Е-150 и Е-152А. Испытания самолёта осложнялись ненадёжной работой двигателя, отмечались утечки масла, прогар лопаток, отказы системы управления входным устройством. Однако инженерам удалось проверить поведение самолёта на больших высотах и скоростях. Впоследствии проблемы с двигателем, оборудованием и вооружением были успешно решены, и ОКБ-155 создало семейство выдающихся перехватчиков и разведчиков МиГ-25.
Большинство экспериментальных самолётов так и остались малоизвестными широкой публике. Однако Е-152 повезло: после доработок экспериментальная машина получила официальное название Е-166. На ней в 1961-1962 годах лётчики-испытатели Александр Федотов, Георгий Мосолов и Пётр Остапенко поставили три мировых рекорда: скорости по замкнутому маршруту 100 км (2401 км/час), скорости (2681,7 км/час) и высоты горизонтального полёта (22,67 км). Рекордный самолёт передан на хранение в Центральный музей ВВС в Монино.