Возобновление программы полетов российских автоматических станций к Луне («Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27») вызывает повышенный интерес к теме создания новой отечественной сверхтяжелой ракеты, которая на протяжении последних 10 лет то появлялась, то исчезала из планов развития нашей космической отрасли. По информации исполнительного директора по перспективным программам и науке «Роскосмоса» Александра Блошенко,приведенной в интервью на официальном сайте госкорпорации 9 августа 2023 года, ситуация по новому носителю «Енисей» выглядит следующим образом:
Являющийся головным разработчиком сверхтяжелой ракеты, РКЦ «Прогресс» выпустил эскизный проект, тема была одобрена Президентом России, и в ближайшее время Роскосмос планирует представить на согласование документы по реализации федерального проекта в целом. Проект является дорогостоящим, что отражается на стабильном выделении на него финансирования. Как говорит представитель Роскосмоса, сам по себе сверхтяжелый носитель не нужен: «Необходимо сделать все в комплексе для высадки космонавта на Луну. Нужен скафандр, научная аппаратура. Пилотируемый транспортный корабль в разработке, но лунный взлетно-посадочный комплекс, тот, который будет от него отделяться и прилуняться, еще не в разработке… Если все это сложить, получается цифра около триллиона рублей. Понятно, что сегодня для государства это не первый приоритет. Если говорить о том, как проектировать носитель будущего, то это, конечно, должен быть носитель с многоразовыми элементами. Чтобы стоимость запуска была снижена. Чтобы большую часть ресурсов, отведенную на миссию по Луне, тратить на разработку научной аппаратуры, а не на изготовление ракеты».
Как известно, альтернативой разработки «Енисея» является четырехпусковая схема с использованием уже готовых ракет-носителей с меньшей выводимой нагрузкой, и дальнейшая сборка пилотируемого аппарата для полета к Луне на орбите Земли. Именно большое количество необходимых стыковок является главным минусом: «С одной стороны, это отработанная операция. С другой — там люди. И если одна из четырех стыковок как-то переносится, вся миссия срывается. Чем больше стыковок, тем с определенного момента падает надежность» — отмечает специалист Роскосмоса. «Тем не менее, эта схема уже проработана, она требует также создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая «Ангара-А5В» с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей».
Являющийся головным разработчиком сверхтяжелой ракеты, РКЦ «Прогресс» выпустил эскизный проект, тема была одобрена Президентом России, и в ближайшее время Роскосмос планирует представить на согласование документы по реализации федерального проекта в целом. Проект является дорогостоящим, что отражается на стабильном выделении на него финансирования. Как говорит представитель Роскосмоса, сам по себе сверхтяжелый носитель не нужен: «Необходимо сделать все в комплексе для высадки космонавта на Луну. Нужен скафандр, научная аппаратура. Пилотируемый транспортный корабль в разработке, но лунный взлетно-посадочный комплекс, тот, который будет от него отделяться и прилуняться, еще не в разработке… Если все это сложить, получается цифра около триллиона рублей. Понятно, что сегодня для государства это не первый приоритет. Если говорить о том, как проектировать носитель будущего, то это, конечно, должен быть носитель с многоразовыми элементами. Чтобы стоимость запуска была снижена. Чтобы большую часть ресурсов, отведенную на миссию по Луне, тратить на разработку научной аппаратуры, а не на изготовление ракеты».
Как известно, альтернативой разработки «Енисея» является четырехпусковая схема с использованием уже готовых ракет-носителей с меньшей выводимой нагрузкой, и дальнейшая сборка пилотируемого аппарата для полета к Луне на орбите Земли. Именно большое количество необходимых стыковок является главным минусом: «С одной стороны, это отработанная операция. С другой — там люди. И если одна из четырех стыковок как-то переносится, вся миссия срывается. Чем больше стыковок, тем с определенного момента падает надежность» — отмечает специалист Роскосмоса. «Тем не менее, эта схема уже проработана, она требует также создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая «Ангара-А5В» с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей».