18 октября 1966 года состоялся первый полёт экраноплана КМ – "корабля-макета", получившего на Западе неформальное название "Каспийский монстр". Лётные испытания провели руководитель Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) Ростислав Евгеньевич Алексеев и лётчик-испытатель Владимир Фёдорович Логинов. Первый 50-минутный полёт прошёл успешно.
СССР запустил масштабную программу экранопланостроения в начале 1960-х годов. По замыслу военных, вооружённые противокорабельными ракетами экранопланы могли стать асимметричным ответом на угрозу, которую представляли собой авианосцы противника. Кроме того, десантные экранопланы позволяли бы внезапно высаживать десанты, способные захватить и уничтожить пункты управления, логистические базы и другие значимые объекты противника. Экранопланы, сочетая в себе высокую скорость, приближающуюся к скорости транспортных самолётов, и большую грузоподъёмность, сопоставимую с судами, также отличались экономичным расходом топлива. В ЦКБ по СПК был создан гигантский экраноплан КМ, имевший длину около 100 метров, размах крыла 37 метров и высоту 22 метра. Единственный "лётный" образец использовался для отработки конструктивных решений по размещению двигателей, конструкции агрегатов, методике пилотирования экраноплана. Машина неоднократно перестраивалась. В ходе лётных испытаний, разбитых на четыре этапа, была достигнута скорость более 450 км/час, а в рекордном полёте масса экраноплана достигла 544 тонн.
Полученные обнадёживающие результаты позволили Военно-морскому флоту СССР заказать постройку десантных экранопланов "Орлёнок", первый из которых был построен и спущен на воду в 1972 году. Всего было построено пять таких аппаратов. В 1987 году совершил первый полёт экраноплан-ракетоносец "Лунь", однако дальше опытной эксплуатации дело не пошло. "Каспийский монстр", испытания которого продолжались до 1980 года, из-за ошибки пилота потерпел аварию и уникальный экраноплан затонул.
СССР запустил масштабную программу экранопланостроения в начале 1960-х годов. По замыслу военных, вооружённые противокорабельными ракетами экранопланы могли стать асимметричным ответом на угрозу, которую представляли собой авианосцы противника. Кроме того, десантные экранопланы позволяли бы внезапно высаживать десанты, способные захватить и уничтожить пункты управления, логистические базы и другие значимые объекты противника. Экранопланы, сочетая в себе высокую скорость, приближающуюся к скорости транспортных самолётов, и большую грузоподъёмность, сопоставимую с судами, также отличались экономичным расходом топлива. В ЦКБ по СПК был создан гигантский экраноплан КМ, имевший длину около 100 метров, размах крыла 37 метров и высоту 22 метра. Единственный "лётный" образец использовался для отработки конструктивных решений по размещению двигателей, конструкции агрегатов, методике пилотирования экраноплана. Машина неоднократно перестраивалась. В ходе лётных испытаний, разбитых на четыре этапа, была достигнута скорость более 450 км/час, а в рекордном полёте масса экраноплана достигла 544 тонн.
Полученные обнадёживающие результаты позволили Военно-морскому флоту СССР заказать постройку десантных экранопланов "Орлёнок", первый из которых был построен и спущен на воду в 1972 году. Всего было построено пять таких аппаратов. В 1987 году совершил первый полёт экраноплан-ракетоносец "Лунь", однако дальше опытной эксплуатации дело не пошло. "Каспийский монстр", испытания которого продолжались до 1980 года, из-за ошибки пилота потерпел аварию и уникальный экраноплан затонул.