Министр транспорта Виталий Савельев заявил о том, что Россия с её просторами не сможет обойтись без сверхзвуковой гражданской авиации и сообщил, что сегодня в стране есть наработки для создания сверхзвуковых самолётов на новой технологической базе, а также опыт создания и эксплуатации Ту-144, который «опередил своё время».
Правда, опыт эксплуатации оказался очень небольшим: Ту-144 в конце семидесятых совершил всего 55 регулярных пассажирских рейсов, причём только по одному направлению: из Москвы в Алма-Ату и обратно, их прекратили после катастрофы и больше не возобновляли, хотя сами самолёты ещё несколько лет выпускались. Также было несколько десятков почтовых и грузовых рейсов, полёты в качестве «летающей лаборатории» и т.п.
В девяностых технологии продали американцам, которые изучали возможность создания пассажирских сверхзвуковых самолётов, но в итоге решили, что это экономически нецелесообразно.
Двадцать лет спустя к идее вернулись, рассчитав, что современные технологии позволят сделать сверхзвуковой полёт в 4 раза дешевле, чем на «Конкорде» – единственным сверхзвуковым самолётом, который использовался по прямому назначению (на дальнемагистральных направлениях) в течение многих лет и был очень дорогим: полёт из Лондона в Нью-Йорк в экономе стоил в нынешних ценах $20 тыс.
Самым известным проектом современности стал Boom Overture, который, по планам, должен совершить первый полёт в 2026 году, а в коммерческую эксплуатацию поступить с 2029-го. Но есть один нюанс: ни одна из крупных двигателестроительных корпораций (Rolls Royce, Pratt & Whitney, и General Electric) не взялась разрабатывать силовую установку для Boom Overture. Новый партнёр – FTT, у которой нет опыта разработки двигателей. Это подразделение Kratos Defense & Security Solutions: некоторые инженеры этой компании, производящей беспилотные летательные аппараты, в прошлом работали над двигателями истребителей F-22 и F-35, поэтому имеют некоторое понимание о том, что такое сверхзвук.
Правда, двигатель от истребителя пассажирскому самолёту не подойдёт: в военной авиации, во-первых, не имеют значения шум и расход топлива. А во-вторых, истребитель на сверхзвуке летит недолго и нечасто, поэтому вопрос ресурса и общей надёжности двигателя тоже особенно не стоит.
В России точно такая же ситуация: да, «стратег» Ту-160 есть, и даже Путин предлагал сделать пассажирский самолёт на его базе, но его двигатели на гражданском лайнере – это шумно, недалеко и дорого, а над другими никакой работы не ведётся.
«Дорого» – вообще здесь ключевое слово, даже если использовать самые современные технологии. Судите сами: Boom обещает возить из Лондона в Нью-Йорк вчетверо дешевле «Конкорда», то есть, за $5000. По времени – за 3,5 часа вместо 7. В России 7 часов лететь из Москвы в Благовещенск. Много ли желающих будет заплатить за такое путешествие почти полмиллиона рублей? Где они возьмут эти деньги? Что им в принципе делать в Благовещенске? Как много вопросов, так мало ответов…
Правда, опыт эксплуатации оказался очень небольшим: Ту-144 в конце семидесятых совершил всего 55 регулярных пассажирских рейсов, причём только по одному направлению: из Москвы в Алма-Ату и обратно, их прекратили после катастрофы и больше не возобновляли, хотя сами самолёты ещё несколько лет выпускались. Также было несколько десятков почтовых и грузовых рейсов, полёты в качестве «летающей лаборатории» и т.п.
В девяностых технологии продали американцам, которые изучали возможность создания пассажирских сверхзвуковых самолётов, но в итоге решили, что это экономически нецелесообразно.
Двадцать лет спустя к идее вернулись, рассчитав, что современные технологии позволят сделать сверхзвуковой полёт в 4 раза дешевле, чем на «Конкорде» – единственным сверхзвуковым самолётом, который использовался по прямому назначению (на дальнемагистральных направлениях) в течение многих лет и был очень дорогим: полёт из Лондона в Нью-Йорк в экономе стоил в нынешних ценах $20 тыс.
Самым известным проектом современности стал Boom Overture, который, по планам, должен совершить первый полёт в 2026 году, а в коммерческую эксплуатацию поступить с 2029-го. Но есть один нюанс: ни одна из крупных двигателестроительных корпораций (Rolls Royce, Pratt & Whitney, и General Electric) не взялась разрабатывать силовую установку для Boom Overture. Новый партнёр – FTT, у которой нет опыта разработки двигателей. Это подразделение Kratos Defense & Security Solutions: некоторые инженеры этой компании, производящей беспилотные летательные аппараты, в прошлом работали над двигателями истребителей F-22 и F-35, поэтому имеют некоторое понимание о том, что такое сверхзвук.
Правда, двигатель от истребителя пассажирскому самолёту не подойдёт: в военной авиации, во-первых, не имеют значения шум и расход топлива. А во-вторых, истребитель на сверхзвуке летит недолго и нечасто, поэтому вопрос ресурса и общей надёжности двигателя тоже особенно не стоит.
В России точно такая же ситуация: да, «стратег» Ту-160 есть, и даже Путин предлагал сделать пассажирский самолёт на его базе, но его двигатели на гражданском лайнере – это шумно, недалеко и дорого, а над другими никакой работы не ведётся.
«Дорого» – вообще здесь ключевое слово, даже если использовать самые современные технологии. Судите сами: Boom обещает возить из Лондона в Нью-Йорк вчетверо дешевле «Конкорда», то есть, за $5000. По времени – за 3,5 часа вместо 7. В России 7 часов лететь из Москвы в Благовещенск. Много ли желающих будет заплатить за такое путешествие почти полмиллиона рублей? Где они возьмут эти деньги? Что им в принципе делать в Благовещенске? Как много вопросов, так мало ответов…