29 ноября 1996 года состоялся первый испытательный полёт летающей лаборатории Ту-144ЛЛ, созданной в рамках российской программы сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения (СПС-2) и американской High Speed Civil Transport. Машину поднял в небо экипаж лётчиков-испытателей Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. А.Н. Туполева: командир воздушного судна Сергей Георгиевич Борисов и второй пилот Борис Иванович Веремей.
АНТК им. А.Н. Туполева в 1980-1990-е годы вело работы по программе СПС-2, взаимодействуя с ведущими отраслевыми НИИ. Проводились исследовательские и экспериментальные работы, нацеленные на создание новых материалов, технологических процессов, в 1993 году два Ту-144Д были переоборудованы в летающие лаборатории. Итогом работ должно было стать создание самолёта Ту-244, способного перевозить 150-170 пассажиров на 7-10 тыс. км. Высокая стоимость проекта и недостаток бюджетного финансирования не позволили России самостоятельно создать СПС-2. В 1993 году было подписано межправительственное соглашение, согласно которому один из Ту-144Д предполагалось использовать в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлётно-посадочных режимах.
Ту-144Д с бортовым номером 77114, выпущенный в 1981 году и имевший налёт менее 83 часов, был доработан: установлены двигатели НК-32-1, новые мотогондолы, усиленное крыло. В самолёте установлена новая система регистрации данных, фиксировавшая показания многочисленных датчиков. Программу профинансировала корпорация Boeing, в проекте также участвовали NASA и ряд американских компаний. Выкатка самолёта состоялась 17 марта 1996 года. Всего было выполнено 27 полётов по совместным исследовательским программам. Проект был завершён летом 1999 года.
АНТК им. А.Н. Туполева в 1980-1990-е годы вело работы по программе СПС-2, взаимодействуя с ведущими отраслевыми НИИ. Проводились исследовательские и экспериментальные работы, нацеленные на создание новых материалов, технологических процессов, в 1993 году два Ту-144Д были переоборудованы в летающие лаборатории. Итогом работ должно было стать создание самолёта Ту-244, способного перевозить 150-170 пассажиров на 7-10 тыс. км. Высокая стоимость проекта и недостаток бюджетного финансирования не позволили России самостоятельно создать СПС-2. В 1993 году было подписано межправительственное соглашение, согласно которому один из Ту-144Д предполагалось использовать в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлётно-посадочных режимах.
Ту-144Д с бортовым номером 77114, выпущенный в 1981 году и имевший налёт менее 83 часов, был доработан: установлены двигатели НК-32-1, новые мотогондолы, усиленное крыло. В самолёте установлена новая система регистрации данных, фиксировавшая показания многочисленных датчиков. Программу профинансировала корпорация Boeing, в проекте также участвовали NASA и ряд американских компаний. Выкатка самолёта состоялась 17 марта 1996 года. Всего было выполнено 27 полётов по совместным исследовательским программам. Проект был завершён летом 1999 года.