Объявление

Свернуть
No announcement yet.

WW2: САУ Германия

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    WW2: САУ Германия

    Большая противотанковая кошка

    Одной из наиболее известных немецких самоходок военного периода стала Jagdpanther. Эта машина создавалась на базе среднего танка Pz.Kpfw.Panther, но относилась она к тяжёлым истребителям танков. Нередко именно её называют лучшим немецким истребителем танков. «Ягдпантера» сочетала в себе немалую подвижность, высокий уровень защиты, очень мощное орудие и, что немаловажно, имела оборонительное вооружение. Вместе с тем этот истребитель танков часто переоценивают. По-настоящему массовой эта машина стала лишь к концу 1944 года, а на советско-германском фронте первые «Ягдпантеры» появились только в январе 1945-го. Кроме того, на эффективность машин данного типа сильно влияла практика применения, а она далеко не всегда соответствовала тому, для чего «Ягдпантера» создавалась. Наконец, самоходка оказалась далеко не самой надёжной.

    Click image for larger version  Name:	jagdpanther07-893e34d40981de3fb76c5ea17fa25152.jpg Views:	0 Size:	250.8 KB ID:	3083
    Одна из первых машин, выпущенных MIAG. Помимо отсутствия пистолетных портов, она отличается наличием циммерита.

    https://warspot.ru/14373-bolshaya-pr...nkovaya-koshka
    Last edited by Amigo; 20-08-20, 23:39.
    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

    #2
    Неиспользованное превосходство

    Лето 1944 года оказалось богатым на боевые дебюты образцов бронетанковой техники. Это касалось как союзников по антигитлеровской коалиции (и на востоке, и на западе), так и их противников. Одним из мест боевого дебюта стала Нормандия. По идее, немецкие дебютанты имели превосходство, особенно это казалось Нормандии, но что-то явно пошло не так. Во многом повторилась ситуация лета 1943 года, когда у немцев имелось на Курской дуге превосходство, причем качественное, но оно им не помогло. Итогом операции "Цитадель" стало поражение, дальше они только откатывались назад, новые "игрушки" почему-то не сработали. Наверное потому, что Красная Армия была уже не той, что летом 1941 года.
    Вот и в Нормандии дела как-то пошли не так. Безусловно, надо делать акцент на том, что у немцев имелось большое количество устаревшей матчасти, в том числе и французского производства. Но при этом имелись и образцы, которые явно превосходили американские, а также английские аналоги. Касалось это и новейших истребителей танков Jagdpanther, которые как раз и дебютировали в Нормандии 11 июля 1944 года. Первой частью, получившей новые САУ, стал 654-й дивизион под командованием гауптмана Карла-Хайнца Ноака. Интересный момент - за год до того дивизион дебютировал на Курской Дуге, имея на вооружении тяжелые истребители танковFerdinand. И за год до того тоже что-то пошло не так. Началось всё еще до начала боевых действий. С Jadpanther имелись различные технические проблемы, что немного затянуло их отправку. Кроме того, большие проблемы вылези и с обслуживанием машины. Хотите вынуть КПП? Не вопрос, сначала снимаем пушку, а потом через амбразуру вынимаем коробку передач. Ну и боевое применение дивизиона оказалось, скажем так, странным. К 17 июля 1944 года в строю оставались 2 машины из 8, имевшихся во 2-й батарее, которая и дебютировала. Причем результаты ее боевых действий оказались далекими от успешного. Как показала практика, это было совсем даже не исключение.

    Одним тонким моментом, связанным с 654-м дивизионом истребителей танков, стало то, что он был единственным, имевшим полный состав Jagdpanther. Поскольку MIAG, где производились машины данного типа, регулярно бомбили, необходимого объема машин для комплектования других дивизионов попросту не имелось. Нет, наверху пытались подождать, но тут выяснилось, что лучше ситуация не будет, да и 654-й дивизион приходилось пополнять: за За август безвозвратные потери дивизиона составили 19 машин. Так что в итоге пришлось менять концепцию. Было решено, что из 45 машин (типовой состав дивизиона) на долю Jagdpanther будет приходиться треть. Остальное составляли либо StuG 40 Ausf.G, либо Panzer IV/70.

    Click image for larger version

Name:	17292518_original.jpg
Views:	225
Size:	383.3 KB
ID:	3085
    Одна из машин, входивших в состав 559-го дивизиона истребителей танков, октябрь 1944 года.


    Примерно в таком виде должен был воевать и 559-й дивизион истребителей танков. На практике в его составе было 28 StuG 40 и 13 Jagdpanther, причем последние 2 машины подбросили уже в момент погрузки на эшелон. В таком виде дивизион воевал с 6 сентября 1944 года. Как следует из отчета по боевому применению, сражения в Бельгии показали не очень хорошее взаимодействие с пехотными частями. Кроме того, забава "а давайте устроим марш на 500 километров без обслуживания" была не уникальной для Красной Армии. За сентябрь машины накатали более 850 километров, из них 600 были маршем без паузы на обслуживание. Неудивительно, что к концу месяца из 9 Jagdpanther, имевшихся в наличии, только 3 были работоспособны. Оставшиеся 8 StuG 40 все требовали ремонта. Это к вопросу о "ненадежных советских танках", с той стороны ситуация была ничуть не лучше. Не говоря о том, что у Jagdpanther имелись проблемы с повышенной нагрузкой на передние опорные катки.

    Потери, впрочем, были не только от неисправностей. Теряли их и от огня английской артиллерии, а также огня английских танков. Одна из машин оказалась подбита фланговым огнём танка Cromwell IV из состава 1-й польской бронетанковой дивизии и захвачена. Ныне её можно видеть в экспозиции Имперского военного Музея в Даксфорде. Причем таковые потери были не единичными. Октябрь 1944 года был тоже не особо радостным, даже несмотря на то, что пришло пополнение в виде 12 StuG 40 Ausf.G. К 1 ноября этих машин имелось 15 штук, но рабочих самоходок всего 3 штуки. Jagdpanther имелось 6 машин, из них работоспособной оказалась одна.

    В дальнейшем дивизион получал Jagdpanrther, но в целом ситуация была не особо радостной. Ультимативным оружием, как иногда показывают Jagdpanrher, она явно не была. Крови эти машины попили немало, но в целом "лучшей САУ в классе" ее назвать крайне сложно. Особенно учитывая тот факт, что реальным ее одноклассником была ИСУ-122. Ибо машина-то тяжелая.

    Лето 1944 года оказалось богатым на боевые дебюты образцов бронетанковой техники. Это касалось как союзников по антигитлеровской коалиции (и на востоке, и на западе), так и их противников. Одним из мест боевого дебюта стала Нормандия. По идее, немецкие дебютанты имели превосходство, особенно это…
    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

    Комментарий


      #3
      В полушаге от «Хуммеля»

      Немецкие самоходные установки военного периода, вооружённые гаубицами, хорошо известны. Между тем, к используемой в САУ Hummel концепции «самоходного лафета» с большой открытой рубкой немцы пришли далеко не сразу. Изначально речь и вовсе шла не о лёгких, а о средних САУ, внешний вид которых разительно отличался от машин, дебютировавших на фронте в 1943 году. И, хотя в дальнейшем развитие немецких самоходных гаубиц пошло по другому пути, машина Pz.Sfl.IVb, которой посвящена эта статья, была не только построена, но даже повоевала.

      Click image for larger version

Name:	pzsfl4b08-69e9820e2d080d66ac81788fbcd26201.jpg
Views:	233
Size:	227.6 KB
ID:	3138
      Серийная Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A на учениях, хорошо видна работа подвески. Судя по номеру машины, это была вторая САУ батареи






      ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

      Комментарий


        #4
        Легкая гаубица для среднего шасси

        Работы по "самоходным лафетам" немцы начали еще до начала Второй мировой войны. Приоритетом стали "истребители ДОТ-ов", также велись работы и по истребителям танков, при этом поначалу ориентация была на агрегаты средних танков. Вот только ситуация диктовала необходимость быстрых решений, в результате первыми серийными немецкими САУ стали машины, которые базировались на шасси Pz.Kpfw.I. Они имелись в достатке, пустить их на самоходки было не жалко, а главное, делались они быстро. Уже к французской кампании эти машины не просто имелись в серии, а находились в войсках.

        Несмотря на такое развитие ситуации, от самоходных артиллерийских установок на средних шасси не отказались. Семейство Pz.Sfl.IV продолжало развиваться, причем Krupp, разработчик данных машин, достаточно жестко бодался с 6-м отделом Департамента Вооружений. Дело в том, что Krupp настаивал на создании машины, по компоновке мало отличавшейся от B.W. (Pz.Kpfw.IV). Для лучшей развесовки и снижения высоты линии огня предлагалось разместить её двигатель в кормовой части корпуса. 6-й отдел Департамента Вооружений настаивал на схеме с размещением двигателя под орудием. Это заметно усложняло обслуживание мотора и поднимало высоту линии огня, зато боевое отделение становилось не в пример просторнее. Дополнительной проблемой являлось то, что с такой компоновкой ассортимент моторов оказывался невелик. Вместо Maybach HL 120, штатного мотора Pz.Kpfw.IV, сначала пришлось использовать рядный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 лошадиных сил. Впрочем, и он оказался великоват. Поэтому финальная версия Pz.Slf.IVa, первого самоходного шасси семейства, получила 188-сильный двигатель Maybach HL 66. С таким мотором удельная мощность САУ по сравнению с танком B.W. упала более чем в полтора раза. Впрочем, Krupp продолжил бодаться, считая, что более уместным будет возвращение классической компоновке. Таковую реализовали на Pz.Sfl.IVb, следующей боевой машине семейства. По ее облику можно примерно прикинуть, каким могло быть исходное шасси Pz.Slf.IVa.

        В отличие от первой машины, Pz.Sfl.IVb предназначалось для других целей. Данная боевая машина должна была сопровождать танки, поддерживая их гаубичным огнем. Именно в этом проекте и соединились два технических решения: шесть опорных катков на борт с рессорной подвеской, а также кормовое расположение двигателя. Первый эскиз будущей Pz.Sfl.IVb был представлен 14 сентября 1939 года, но его ждала целая серия переделок. В 6-м отделе Департамента Вооружений потребовали снизить толщину брони до 20 мм, а также увеличить боекомплект до 40 выстрелов. Финальные очертания проект Pz.Sfl.IVb стал обретать в феврале-марте 1940 года. 18 марта деревянную модель осмотрел обер-лейтенант Герберт Олбрих из 6-го отдела Управления вооружений, по итогам подготовивший список замечаний. В это время продолжалось обсуждение, какую толщину брони следует выбрать для самоходной установки. Мнения расходились между 20 и 30 мм. В итоге защита от 20-мм автоматический пушек для самоходной гаубицы была признана избыточной, поскольку лишняя броня это лишний вес, а удельную мощность хотелось удержать на уровне 10 лошадиных сил на тонну.

        Click image for larger version

Name:	17329402_original.jpg
Views:	217
Size:	335.9 KB
ID:	3140
        Pz.Sfl.IVb, самоходка, больше похожая на танк.

        Откровенно говоря, финальная конфигурация машины больше напоминала танк, чем самоходную артиллерийскую установку. Для начала, у машины была вращающаяся башня, правда, вращение это оказалось не круговым, а по 30 градусов влево и вправо. С башней Pz.Kpfw.IV она не имела ничего общего, а диаметр её погона оказался настолько большим, что на крыше боевого отделения и в бортах пришлось делать специальные расширения. Да и сама башня Pz.Sfl.IVb оказалась большей, чем у Pz.Kpfw.IV. Кроме того, башня была открытой сверху, что упрощало работу расчета. Шасси тоже больше напоминало танк, вот только с Pz.Kpfw.IV у него было немного общего. От исходного танка здесь остались только общая компоновка и некоторые элементы ходовой части, а также смотровые приборы. В остальном же это была совсем другая боевая машина, лишь отдалённо напоминавшая Pz.Kpfw.IV. Например, при аналогичной ширине корпуса Pz.Sfl.IVb был короче почти на 35 сантиметров. Диаметр опорных катков САУ увеличился с 470 до 520 мм (такой же диаметр имели опорные катки Pz.Kpfw.III начиная с Ausf.E), а длина опорной поверхности гусениц уменьшилась с 3,5 до 2,9 метра. При этом удалось добиться существенного снижения боевой массы - до 18 тонн. Так что в 10 л.с. на тонну удалось вписаться, а скорость выросла до 35 км/ч.

        Click image for larger version

Name:	17329567_original.jpg
Views:	196
Size:	419.2 KB
ID:	3141
        Внутри боевого отделения Pz.Slf.IVb.

        Машина получилась специфичная, в том числе и по условиям работы расчета. Внутри оказалось тесновато, но при этом боекомплект составил 60 выстрелов, то есть в полтора раза больше, чем исходные данные. Впрочем, главной проблемой стало совсем другое - сроки. 2 ноября 1940 года 4-й отдел Департамента Вооружений заключил с концерном Krupp контракт № 004–1520/40 на изготовление двух опытных образцов Pz.Sfl.IVb. Вот только построили там эти машины лишь к началу января 1942 года. Пока они строились, с Krupp был заключён контракт №SS-016–4253/40 на изготовление установочной партии leFH 18 (Sfl.). Согласно уточнённым 3 октября 1941 года планам, уже в декабре ожидалась первая машина, ещё две планировалось построить в январе 1942 года, три в феврале и четыре — в марте. Уточнённые 1 декабря 1941 года производственные планы легли в основу контракта №SS-210–8902/41. Согласно ему, общий заказ на серийные leFH 18 (Sfl.) составил 200 машин. Кстати, проходили они в документах ещё и под названием Pz.Sfl.IVb3. Новое обозначение появилось неслучайно: ходовая часть САУ была несколько переработана, а главное, планировалась замена её силовой установки. В качестве нового «сердца» предполагалось использовать двигатель Maybach HL 90 P20K. Поскольку к тому времени производство Pz.Sfl.IVa было отменено, необходимость унификации двух машин по двигателям отпала сама собой. 9-литровый 12-цилиндровый Maybach HL 90 P20K увеличивал удельную мощность самоходной установки до впечатляющих 17,7 лошадиных силы на тонну. Аналогичным образом предполагалось переделать и обе опытные самоходные установки. Вот только всё это оказалось скорее воздушными замками.

        Уже во второй половине 1942 года стало ясно, что идея с легкой гаубицей на среднем шасси слегка так ущербная. Легкую гаубицу можно было засунуть на шасси поменьше, а среднее шасси годилось для чего побольше. Так что установочную партию Pz.Sfl.IVb построили, причем 6 машин уехало воевать в составе 16-й танковой дивизии (и сгинуло под Сталинградом), но дальше работы закончились. Хотя, как показало будущее, идея была не столь и плохой. Другой вопрос, что с тем шатанием влево-вправо, которое наблюдалось в немецкой танкостроительной программе, удачные решения нередко тонули.

        Работы по "самоходным лафетам" немцы начали еще до начала Второй мировой войны. Приоритетом стали "истребители ДОТ-ов", также велись работы и по истребителям танков, при этом поначалу ориентация была на агрегаты средних танков. Вот только ситуация диктовала необходимость быстрых решений, в…
        ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

        Комментарий


          #5
          Marder II: лёгкий истребитель

          То, что время лёгких танков проходит, немецкие военные начали понимать в конце 1941 года. В полной мере это касалось и танка Pz.Kpfw.II. К тому времени его основными противниками стали средние танки с противоснарядной броней, для борьбы с которыми 20-мм автоматическая пушка была практически бесполезной. Летом 1942 года выпуск лёгких танков в Германии прекратился, но это отнюдь не означало смерти шасси Pz.Kpfw.II. Еще весной начались работы по созданию на базе этого танка лёгких самоходных артиллерийских установок. Одной из них стал истребитель танков, наиболее известный под названием Marder II.

          Click image for larger version

Name:	marder2s02-4afc0abfec61886e130b800c8594673b.jpg
Views:	184
Size:	228.3 KB
ID:	3599

          Один из первых образцов 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), весна 1942 года




          Немецкий истребитель на чехословацкой базе

          Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы не только в советское, но и в немецкое танкостроение. Бои лета-зимы 1941 года показали, что время легких танков уходит. В то же время увеличение боевой массы всё более мощных противотанковых орудий заметно ограничило возможность их перемещения по полю боя силами расчётов. Возможности шасси немецкого лёгкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались ограниченными, ничего мощнее Panzerjäger I создать на его базе не получилось. Неудивительно, что у немецкого командования возникла идея создавать самоходную противотанковую артиллерию и на базе других устаревавших легких танков. В этом материале речь пойдет об истребителях танков семейства Marder III, которые строились на базе легких танков Pz.Kpfw.38(t).

          Click image for larger version

Name:	marder3s11-8bc48e20a74591a3d80f2fe742a76721.jpg
Views:	187
Size:	244.5 KB
ID:	3600

          Опытный образец Sfl.38, июнь 1942 года

          ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

          Комментарий


            #6
            Устаревшее шасси в дело

            Результаты боевого применения немецких легких танков в 1941 году однозначно говорили о том, что им постепенно предстояло на покой. Особенно тяжело пришлось Pz.Kpfw.38(t). За 1941 год было безвозвратно потеряно 796 танков данного типа, и это при том, что на 22 июня имелось 772 машины. То есть потеряли их больше, чем было изначально. Дело оказалось совсем не в том, что танк плохой, просто немцы использовали легкий чехословацкий танк как эрзац-средний. Ну а в этой роли он явно не очень: в отличие от 1940 года, противники у Pz.Kpfw.38(t) зачастую оказывались такие, что ему попросту делать оказывалось нечего. Да и Советский Союз оказался совсем не Францией.

            Выпуск Pz.Kpfw.38(t) продолжался и в 1942 году, но финал карьеры становился очевидным. Больше того, еще в декабре 1941 года задумались о том, что данное шасси подходит и для других целей. Например, как база для истребителей танков. 22 декабря последовал заказ на разработку боевой машины, вооруженной 76-мм противотанковой пушкой Pak 36(r). Так именовалась переделанная советская дивизионная пушка Ф-22, которых в начале войны захватили большое количество. Орудие мощное, но тяжелое, посему и возникла идея о ее механизации. Как раз база Pz.Kpfw.38(t) для этих целей годилась лучше всего. Машина больше Pz.Kpfw.II, да и поставить пушку оказывалось проще. Разработчиком САУ стала Alkett, а за шасси отвечала BMM. Согласно спецификации, конструкция шасси, получившего обозначение Pz.Sfl.2, не менялась. Сохранялась даже подбашенная коробка (за исключением крыши). Качающаяся часть орудия устанавливалось на специальную крестовину, которая крепилась к лобовому листу и бортам подбашенной коробки. В дополнение к листам подбашенной коробки в лобовой части, а также по бортам были установлены дополнительные броневые листы. Часть боевого отделения оказалась на надмоторной плите. Плотненько, зато без переделок шасси, а это означало, что Pz.Slf.2 можно было оперативно запустить в серию.

            Как и любая такая конструкция, которая делалась на уже существующей базе, Pz.Slf.2 имела ряд недостатков. Во-первых, машина получилась высокая - общая высота составляла 2,5 метра. Во-вторых, боекомплект из 30 выстрелов сложно называть большим. Вместе с тем, ничего лучше на тот момент всё равно было не придумать, а главное, использовались те шасси Pz.Kpfw.38(t), которые уже имелись в наличии. 6 марта 1942 года с фирмой BMM был заключен контракт №219/326/42H на изготовление 120 Pz.Slf.2 1-й серии, при этом последние машины сдавались в мае. Вскоре самоходку переименовали в 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.38(t) (Sfl). Вообще машину переименовывали не один и не два раза. Только в 1942 году использовалось 5 обозначений. Более-менее устоявшимся стоит считать наименование Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, впервые датированное июлем 1942 года. Тогда же машина получила сквозной индекс Sd.Kfz.132.

            Click image for larger version

Name:	17473198_original.jpg
Views:	179
Size:	454.9 KB
ID:	4249
            Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 с установленным тентом

            В июне 1942 года производство Pz.Kpfw.38(t) свернули окончательно, а шасси так и не выпущенного Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H пошли как раз на выпуск самоходок. Что же касается Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, то их выпускали вплоть до октября 1942 года, причем с июля ежемесячно производилось примерно по 50 штук. Всего же сдали 344 самоходки данного типа, причем это касается только заводских машин. Идея не вносить изменений в шасси было мудрым решением. Дело в том, что это позволяло переделывать в Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 ранее выпущенные танки. Начиная с февраля 1943 года в них переделывались прибывшие с фронта Pz.Kpfw.38(t). Можно говорить примерно о трёх десятках таких переделанных машин.

            Click image for larger version

Name:	17473305_original.jpg
Views:	321
Size:	874.3 KB
ID:	4250
            Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 под Сталинградом.

            Довольно интересно выглядит боевое применение этих самоходок. Вообще они должны были поступать в противотанковые дивизионы, причем даже единожды это случилось - в случае с 521-м дивизионом. Но основная масса Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 пошла на вооружение противотанковых подразделений, входивших в танковые дивизии. Поступать в войска машины начали в мае, а уже летом 1942 года они пошли в бой. Естественно, пошли жалобы на чрезмерную высоту машины, это делало ее хорошей мишенью. С другой стороны, такая самоходка была куда более эффективной, чем буксируемое орудие. Массу нареканий вызывало и размещение боекомплекта. Дело в том, что при максимальных углах горизонтальной наводки укладки перекрывало орудием и щитовым прикрытием. Множество негативных отзывов поступало и в отношении стопора орудия по-походному. Но зато эта машина могла бороться с танками, имевшими мощное противоснарядное бронирование, касалось это и КВ-1. Также машина отличалась хорошей подвижностью, что для истребителя танков важно.

            Click image for larger version

Name:	17473732_original.jpg
Views:	185
Size:	355.0 KB
ID:	4251
            Большая высота и слабая броневая защита - плохое сочетание.

            Идея создания Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36 оказалась правильной. Оперативно удалось насытить войска мощным и подвижным противотанковым средством. В виду крайне неоднозначного финала боевых действий немецких войск в конце 1942 года, а также ряда поражений начала 1943 года, за год потеряли больше 2/3 данных самоходок. Тем не менее, отдельные машины прослужили до конца войны. Для эрзаца вполне неплохо.

            Результаты боевого применения немецких легких танков в 1941 году однозначно говорили о том, что им постепенно предстояло на покой. Особенно тяжело пришлось Pz.Kpfw.38(t) . За 1941 год было безвозвратно потеряно 796 танков данного типа, и это при том, что на 22 июня имелось 772 машины. То есть…
            ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

            Комментарий

            Working...
            X
            Яндекс.Метрика