Объявление

Свернуть
No announcement yet.

WW2: тяжёлые танки СССР

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    WW2: тяжёлые танки СССР

    Эволюция с революцией

    29 марта исполняется 75 лет важному событию в истории отечественного танкостроения. На вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-3, ставший результатом программы глубокой модернизации ИС-2, запущенной ещё в апреле 1944 года. ИС-3 оказался танком с непростой судьбой: поначалу его даже не хотели запускать в серию. Тем не менее, танк всё же стал серийным, и это решение оказалось правильным. ИС-3 был последним советским танком, принятым на вооружение в годы Великой Отечественной войны. На поля сражений он не попал, но на идеологическом фронте он отработал на все сто. Появление ИС-3 на Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года стало для союзников настоящим шоком, в течение семи лет он являлся за рубежом эталоном современной боевой машины.

    Click image for larger version

Name:	is3dev20-2d54ee814d4f695e5d3e9af9a0fcf506.jpg
Views:	571
Size:	335.6 KB
ID:	3107

    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

    #2
    Лучшая из альтернатив

    В истории мирового танкостроения случаи, когда одновременно по одной теме было сразу несколько направлений работ, совсем не уникальны. Особенно это касалось тяжелых танков. Американцы в 1944 году запустили сразу 5 различных программ, ни одна из которых так и не стрельнула. У немцев к началу 1942 года тоже было в работе примерно столько же проектов, из которых наиболее успешным стал Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. И если у американцев причина была в том, что они руководствовались принципом "хоть один, да стрельнет", то у немцев наложилось сразу несколько тактико-технических требований. То есть делали одну машину, появились новые ТТТ, стали разрабатывать еще, а потом еще и третьи... В результате получилась комичная ситуация, когда имелись в работе три машины, которые уже явно не попадали в новые требования, но их никто еще не отменил, а заодно разрабатывалось еще два танка, причем оба плюс-минус оказались в серии и оба воевали.
    В Советском Союзе какое-то время была ситуация, когда одновременно разрабатывалось 4 танка. Помимо текущего ИС-2, получившего летом 1944 года спрямленную носовую деталь корпуса, на ЧКЗ работали над большой модернизацией танка. Ей изначально занимался опытный завод №100, но по ряду причин на это положили болт, зато стали разрабатывать тяжелый танк ИС-6. На него быстро в ГБТУ КА посмотрели как на... носитель технологий, не более того. Ну а четвертым направлением был Объект 701, на который в ГБТУ КА смотрели с точки зрения наиболее подходящего сменщика. Вот только работы по машине шли тяжело, как и в случае с ИС-6. Что же касается ИС-2 большой модернизации, то его даже построили, но осенью 1944 года начались работы над другой машиной. В какой-то момент проснулся и завод №100, который выкатил пятый проект - ИС-2У. Впрочем, на него посмотрели тоже как на... носитель технологий.
    В случае с ЧКЗ на свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1». Главным конструктором танка являлся Н.Л. Духов, а ведущим инженером — М.Ф. Балжи. Согласно пояснительной записке, машина предполагалась как переходная от ИС-2 к Объекту 701. Используя агрегаты ИС-2, предлагалось существенно усилить броневую защиту, воспользовавшись при этом опытом создания Объекта 701. Именно поэтому в переписке танк и именовался как «опытный образец 701-А». Его построили в ноябре 1944 года, а в конце месяца начались испытания. В конце декабря было принято решение взять "Кировец-1" за основу, а с ИС-2У позаимствовать революционную носовую деталь корпуса, более известную как "щучий нос". Так появился тот танк, что стал в итоге серийным. Известен он как ИС-3, он стал самым массовым послевоенным тяжелым танком.

    Стартом работ по ИС-3 стал приказ №729сс по НКТП от 16 декабря 1944 года. Тогда машину переименовали в "Кировец-1", при этом перед запуском в серию ЧКЗ изготовлял 10 опытных машин. Они в общий объем выпуска не включаются, даже в сводках их не упоминают. Данные танки послужили испытательными лабораториями, а заодно и источниками целого ряда заблуждений. В том числе и по стойкости броневой защиты. Собственно говоря, даже машины в рамках установочной партии имели отличия друг от друга. Это касалось и броневой защиты, и целого ряда элементов корпуса и башни. В марте 1945 года была собрана первая машина, имевшая отличия от первых восьми танков. Девятый танк получил люк механика-водителя, который получился на 60 мм шире; изменили крепление КПП на постаменте; улучшили жалюзи надмоторной плиты; поставили новую моторную перегородку и так далее. Ну а поскольку больше всего материалов по первым опытным машинам, про это знают далеко не все.

    Click image for larger version

Name:	17306204_original.jpg
Views:	273
Size:	648.0 KB
ID:	3120
    Облик ИС-3 окончательно сформировался летом 1945 года. Даже тут еще не все детали - запасные траки на лобовом листе корпуса появились в июле 1945 года.

    Вообще могло так случиться, что ИС-3 в серию бы не пошел. В феврале 1945 года военный совет БТ и МВ КА выходил с предложением принять Объект 701 на вооружение Красной армии. Данное предложение ушло Берии, но точку в вопросе поставил В.А. Малышев, нарком танковой промышленности. Он-то прекрасно понимал, что будет, если 701-й объект пойдет в серию. В лучшем случае на приличные объемы выпуска вышли бы через полгода, а в какой кошмар превратилось производство будущего ИС-4, тогда даже не догадывались. Но это понимал Малышев. Посему 29 марта 1945 года Сталиным было подписано постановление ГКО №7950, которым ИС-3 и приняли на вооружение Красной Армии. Как показали дальнейшие события, Малышев оказался абсолютно прав. Ибо даже модернизированный, коим являлся ИС-3, попил у завода и НКТП немало крови.

    Click image for larger version

Name:	17306483_original.jpg
Views:	297
Size:	757.8 KB
ID:	3121
    Только за июль 1945 года ИС-3 претерпел 26 изменений, причём они вводились постепенно, поэтому в течение всего месяца танк постоянно менялся.

    В виду того, что уже в июне 1945 года ИС-3 планировали выпускать в том же объеме, что и ИС-2 (250 штук в месяц), машину пришлось допиливать прямо в ходе наладки серии. Причем менялась не только машина, но и даже сталь, из которой ее выпускали. Сначала внедрили сталь 66ЛМ, некоторое время завод №200 выпускал башни из стали 73Л, а в мае 1945 года сталь 66ЛМ стала "базисом". Так что на расколотые башни опытных танков можно даже не смотреть. На а дальше понеслось... Для начала, еще опытные машины страдали от перегрева, данную проблему победили только в июле 1945 года. Общий же список изменений, который планировался внести в ИС-3, просто огромен — 177 пунктов. Это вносило коррективы и в объемы выпуска. К 1 июля из 250 машин сдали только 140 с обязательством к 6 июля досдать «долг». Причин столь существенного отставания было много. Это и выход из строя топливных баков на 75 танках, и проблемы с корпусами, и недопоставка комплектующих (прежде всего, нижних погонов башен, водяных радиаторов и передних опор КПП). Из трёх танков, которые отправили на заводские испытания, их не выдержал ни один. Впрочем, имелись и положительные моменты: за июнь отправили 207 танков, они наконец-то пошли в войска. Кроме того, ввели около десятка различных улучшений. Ну и в целом вплоть до конца 1945 года выпуск ИС-3 был больше похож на производственную драму.

    Click image for larger version

Name:	17306747_original.jpg
Views:	254
Size:	512.7 KB
ID:	3122
    Схема размещения снарядов в башне ИС-3.
    ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №577, л.116, 117, 121.

    Несмотря на весь этот производственный кошмар, а также последовавшие проблемы, идея ставить в производство ИС-3 было абсолютно верной идеей. Плохо, хорошо, а Красная Армия стала единственной из стран антигитлеровской коалиции, кто смог под самый конец войны получить массовый тяжелый танк нового поколения. Ну а его эксплуатация продолжалась полвека. Такое вот временное решение.

    В истории мирового танкостроения случаи, когда одновременно по одной теме было сразу несколько направлений работ, совсем не уникальны. Особенно это касалось тяжелых танков. Американцы в 1944 году запустили сразу 5 различных программ, ни одна из которых так и не стрельнула. У немцев к началу 1942…
    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

    Комментарий


      #3
      Промежуточный танк под номером 13

      В ходе Второй мировой войны разные конструкторские школы развивались по различным направлениям, некоторые из которых оказывались тупиковыми. Несмотря на то, что зачастую результат оказывался отрицательным, это тоже результат, а по итогам получалась вполне удачная машина, которая на долгое время становилась одной из лучших в классе.
      Как раз такое случилось с советскими тяжелыми танками. Поначалу всё развивалось по стандартной схеме, но к началу 1942 года выяснилось, что "кормить" КВ-1 уже некуда. Ресурс ходовой части закончился, стали вылезать различные болячки, в значительной степени связанные со значительной перегрузкой шасси. Потому и более толстую броню, и более мощное орудие на эту базу нет завезли. Вместо этого начались работы по двум направлениям - эволюционном и революционном. По результатом эволюционного пути развития получился "скоростной" танк КВ-1с, машина во многом компромиссная, но продержавшаяся в серии почти год и относительно неплохо себя показавшая.

      А вот революционным направлением стал танк, получивший обозначение КВ-13. Как раз сегодня исполняется 78 лет с начала его заводских испытаний. Данная машина стала воплощением идеи совместить подвижность и габариты Т-34, а также броневую защиту КВ-1 (и даже чуть ее повысить). При этом КВ-13 (в конструкторской документации опытного завода №100 он именовался как ИС-1) являлся не "средним танком тяжелого бронирования", как это часто пишут, а тяжелым танком. 30-тонные тяжелые танки были не таким уж и редким явлением, достаточно вспомнить VK 30.01. Это уже после начала войны масса тяжелых танков рванула вверх, а до того 30 тонн - это вполне тяжелый танк.
      Машина получилась с крайне непростой судьбой. Цифра 13 в данном случае сработала на все сто. К началу испытаний танк уже не соответствовал требованиям ГАБТУ КА, а сами испытания превратились в череду пыток. Тем не менее, данный танк стал первой ступенькой к ИС-2, лучшему тяжелому танку конца войны.

      Надо сказать, что проблемы у КВ-13 были и по причине низкого качества сборки, ибо осень 1942 года - это едва ли не самый напряженный период для ЧКЗ. Машина делалась по остаточному принципе, посему и качество изготовление соответствующее. Тем не менее, имелись и недочеты принципиального характера, которые дефектами завода никак не назовешь. Так что будущего у КВ-13, как серийной машины, не было.

      К 78-летию начала испытаний КВ-13 Ю. Пашолок подготовил обширную статью "Тяжелый танк под несчастливым номером"

      Click image for larger version  Name:	scale_2400.jpg Views:	0 Size:	373.4 KB ID:	4431
      ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

      Комментарий

      Working...
      X
      Яндекс.Метрика