Киенко Д. “Под крылом – Беларусь” / Д. Киенко. – Минск: «Рубон»; Смоленск: «Хартекс», 2020. – 144 с.: ил., фото, рис., схемы, табл.
Сборник научных и научно-популярных публикаций посвященный событиям истории авиации в Беларуси в период c 1920-по настоящее время. Публикации основаны на результатах полевых выездов на места падений самолетов и архивных исследований автора. Сборник содержит статьи, рассказывающие о роли авиации (вылетавшей с территории Беларуси) в польско-литовском конфликте за г.Вильно в 1920 г., герое трех войн - уроженце Минщины С. Павликовском; участие авиации БОВО в 1939 г. в пропаганде и легитимизации совесткой власти на территории Западной Беларуси; три статьи на тему взаимодействия белорусских партизан и авиации их снабжени и противодействии немецкой авиации; прослеживается судьба единственного экипажа и самолета-бомбардировщика ВВС США, севшего в ходе войны на территории Беларуси. Впервые раскрывается тема действий советской авиации ПВО, прикрывавшей тылы фронта в 1944-45 г. в Беларуси; статьи о поиске и установлении имен экипажей двух сбитых советских бомбардировщиков (в первые дни освобождения Беларуси в 1944 г.) и захороненных как безымянные; двумя публикациями представлены результаты полевых исследований в области авиаархеологии на местах падений самолетов в Гродненской и Минской областях в период 1941-1945г .
Более 80 фотографий, 25 рисунков и схем.
Содержание книги “Под крылом – Беларусь”:
Авиация в польско-литовском конфликте 1920 г.
Статья посвящена применению авиации в литовско-польском конфликте за г.Вильно, который проходил одновременно с временными рамками Советско-польской войны. Целью польской стороны было овладеть городом Вильно и виленским краем. В то время как Литовская сторона располагала авиацией, пропольские вооруженные силы поднявшие антилитовское восстание при негласной поддержке польских войск авиацией не располагали. После начала боев, методом "хитрой спецоперации" спланированной совместно с польскм командованием авиация была получена в виде "перехвата" самолетов 16-й разведэскадрильи базировавшейся на легендарном аэродроме Лида в Беларуси.
Стефан Павликовски, герой трех войн из-под Минска
Дорога в небо будущего бригадного генерала С.Павликовского началась в окрестностях белорусского Минска , где он родился в 1896 г. Она прошла через авиацию России, Франции, Польши и Великобритании. Прекрасно подготовленный лётчик-истребитель, прошедший обучение в трех французских летных школах, участник Первой Мировой войны. Стал асом во время польско-большевистской войны 1919-1920 г., вел бои над Жодино и р.Березина в 100 км от своей малой родины. В межвоенный период он стал основателем «польской истребительной школы», участвовал в нескольких групповых перелетах через Альпы, был командиром 1-го Авиаполка Польских ВВС, а затем создал и руководил всей истребительной системой ПВО Варшавы. С.Павликовски был комендантом Польской авиабазы во французском г. Лион-Брон (Lyon-Bron), где, благодаря его усилиям, были заложены основы польских ВВС, воевавших на стороне союзников в 1939–1945 гг. Погиб в воздушном бою над Нормандией 15 мая 1943 г. С. Павликовски стал почетным «патроном» 1-го истребительного полка ВВС Польши «Варшава», и по сей день базирующегося в г.Минск-Мазовецки. К сожалению, о нем, как об уроженце Беларуси, на его Родине до сих пор ничего не известно, автор восполняет этот пробел.
Авиация и пропаганда
Когда в польском г. Коцке, под Люблином в октябре 1939 г., с немцами все еще сражались последние не сдавшиеся польские солдаты, на восточных территориях Польши советские власти уже начали готовиться к выборам. Из состава 5-го штурмового авиаполка (5 шап) Белорусского фронта, была выделена 3-я эскадрилья, которая в документах того периода была названа «эскадрилья особого назначения». Эта эскадрилья на период событий описанных в статье находилась в распоряжении члена военного совета Белорусского фронта секретаря ЦК КП(б)Б Пономаренко. Задача эскадрильи была в обеспечении агитационной работы накануне проведения выборов в Народное Собрание Западной Белоруссии. В дальнейшем избранное таким образом Народное Собрание должно было легитимизировать вхождение Западной Белоруссии в состав БССР. Находившиеся в составе «агитационной эскадрильи» летчики, принявшие участие в «окучивании» населения, впоследствии частично прослеживаются как участники войны, в основной своей массе погибли.
Партизанское небо в белорусских архивах
Факт падения самолета или его обнаружение на месте вынужденной посадки, на территории партизанских зон, как правило, одновременно удостоверяли несколько человек, а в поимке и пленении выживших летчиков противника могли участвовать десятки партизан. Указанные факты получали широкую известность в рядах партизан, а для вышестоящего командования представляли несомненный интерес как показатель активности партизанского движения. В публикации представлен обзор партизанских документов хранящихся в НАРБ в которых отражается «авиационная тематика» противостояния партизан и немецкой авиации. Значительная часть архивных дел просмотренных автором (не менее 70, после их составления в 1942-44г. исследователями не изучались, сведения в статье публикуются впервые.
Сборник научных и научно-популярных публикаций посвященный событиям истории авиации в Беларуси в период c 1920-по настоящее время. Публикации основаны на результатах полевых выездов на места падений самолетов и архивных исследований автора. Сборник содержит статьи, рассказывающие о роли авиации (вылетавшей с территории Беларуси) в польско-литовском конфликте за г.Вильно в 1920 г., герое трех войн - уроженце Минщины С. Павликовском; участие авиации БОВО в 1939 г. в пропаганде и легитимизации совесткой власти на территории Западной Беларуси; три статьи на тему взаимодействия белорусских партизан и авиации их снабжени и противодействии немецкой авиации; прослеживается судьба единственного экипажа и самолета-бомбардировщика ВВС США, севшего в ходе войны на территории Беларуси. Впервые раскрывается тема действий советской авиации ПВО, прикрывавшей тылы фронта в 1944-45 г. в Беларуси; статьи о поиске и установлении имен экипажей двух сбитых советских бомбардировщиков (в первые дни освобождения Беларуси в 1944 г.) и захороненных как безымянные; двумя публикациями представлены результаты полевых исследований в области авиаархеологии на местах падений самолетов в Гродненской и Минской областях в период 1941-1945г .
Более 80 фотографий, 25 рисунков и схем.
Содержание книги “Под крылом – Беларусь”:
Авиация в польско-литовском конфликте 1920 г.
Статья посвящена применению авиации в литовско-польском конфликте за г.Вильно, который проходил одновременно с временными рамками Советско-польской войны. Целью польской стороны было овладеть городом Вильно и виленским краем. В то время как Литовская сторона располагала авиацией, пропольские вооруженные силы поднявшие антилитовское восстание при негласной поддержке польских войск авиацией не располагали. После начала боев, методом "хитрой спецоперации" спланированной совместно с польскм командованием авиация была получена в виде "перехвата" самолетов 16-й разведэскадрильи базировавшейся на легендарном аэродроме Лида в Беларуси.
Стефан Павликовски, герой трех войн из-под Минска
Дорога в небо будущего бригадного генерала С.Павликовского началась в окрестностях белорусского Минска , где он родился в 1896 г. Она прошла через авиацию России, Франции, Польши и Великобритании. Прекрасно подготовленный лётчик-истребитель, прошедший обучение в трех французских летных школах, участник Первой Мировой войны. Стал асом во время польско-большевистской войны 1919-1920 г., вел бои над Жодино и р.Березина в 100 км от своей малой родины. В межвоенный период он стал основателем «польской истребительной школы», участвовал в нескольких групповых перелетах через Альпы, был командиром 1-го Авиаполка Польских ВВС, а затем создал и руководил всей истребительной системой ПВО Варшавы. С.Павликовски был комендантом Польской авиабазы во французском г. Лион-Брон (Lyon-Bron), где, благодаря его усилиям, были заложены основы польских ВВС, воевавших на стороне союзников в 1939–1945 гг. Погиб в воздушном бою над Нормандией 15 мая 1943 г. С. Павликовски стал почетным «патроном» 1-го истребительного полка ВВС Польши «Варшава», и по сей день базирующегося в г.Минск-Мазовецки. К сожалению, о нем, как об уроженце Беларуси, на его Родине до сих пор ничего не известно, автор восполняет этот пробел.
Авиация и пропаганда
Когда в польском г. Коцке, под Люблином в октябре 1939 г., с немцами все еще сражались последние не сдавшиеся польские солдаты, на восточных территориях Польши советские власти уже начали готовиться к выборам. Из состава 5-го штурмового авиаполка (5 шап) Белорусского фронта, была выделена 3-я эскадрилья, которая в документах того периода была названа «эскадрилья особого назначения». Эта эскадрилья на период событий описанных в статье находилась в распоряжении члена военного совета Белорусского фронта секретаря ЦК КП(б)Б Пономаренко. Задача эскадрильи была в обеспечении агитационной работы накануне проведения выборов в Народное Собрание Западной Белоруссии. В дальнейшем избранное таким образом Народное Собрание должно было легитимизировать вхождение Западной Белоруссии в состав БССР. Находившиеся в составе «агитационной эскадрильи» летчики, принявшие участие в «окучивании» населения, впоследствии частично прослеживаются как участники войны, в основной своей массе погибли.
Партизанское небо в белорусских архивах
Факт падения самолета или его обнаружение на месте вынужденной посадки, на территории партизанских зон, как правило, одновременно удостоверяли несколько человек, а в поимке и пленении выживших летчиков противника могли участвовать десятки партизан. Указанные факты получали широкую известность в рядах партизан, а для вышестоящего командования представляли несомненный интерес как показатель активности партизанского движения. В публикации представлен обзор партизанских документов хранящихся в НАРБ в которых отражается «авиационная тематика» противостояния партизан и немецкой авиации. Значительная часть архивных дел просмотренных автором (не менее 70, после их составления в 1942-44г. исследователями не изучались, сведения в статье публикуются впервые.
Тревожное небо партизан (первые попытки применения авиации против партизан и для помощи им)
Авиация далеко не сразу начала поддержку партизан на территории Беларуси. О их существовании зачастую попросту не знали. В статье описываются первый выявленный случай вылета самолета к партизанам, после того как советское командование случайно узнало о существовании партизанского отряда в немецком тылу на территории Могилёвской области. Так же описываются первые немецкие попытки использовать свою авиацию для противодействия партизанам и первые потери самолетов со стороны немецкой авиации в 1942 г.
Партизанская авиация
Вопрос выделения партизанам собственной авиации, которая бы подчинялась непосредственно их штабу и была всегда «под рукой» был актуальным на протяжении всей войны. Имели место несколько попыток завладеть самолётами для этого отряда, в том числе планировалось использование даже немецких трофейных самолётоа. Не все шло «гладко». После первой попытки создания 19-го отдельного авиаотряда он попросту распался в результате тяжелого ранения его командира в первом же вылете. Была предпринята повторная попытка его создания накануне освобождения Беларуси. В статье прослеживается история создания и применения уникального авиационного подразделения, универсального инструмента в руках руководства БШПД, с его как героическими, так и трагическими, а иногда и позорными моментами истории.
В гостях как в неволе
Вылетев с аэродрома в Великобритании для бомбардировки Берлина американский самолет-бомбардировщик B-17 "Летающая крепость" получил повреждения над целью. Поняв, что обратно они не долетят экипаж направил свой самолет на восток. Этот американский самлет совершил посадку на одном из легендарных аэродромов Беларуси, где он провёл полтора месяца результате того, что органы контрразведки не отпускали экипаж, так как на борту был "шпион". Это был единственный самолет западных союзников который за всю историю войны который сел на территории Беларуси. О приключениях американцев в небе войны и их пребывания на территории Беларуси статья историка Д.Киенко "В гостях как в неволе".
Истребительная авиация ПВО в Беларуси август 1944-март 1945 г.
Подробное описание боевых действий и дислокации авиаполков ПВО в тылу фронта и прикрытие объектов на территории Беларуси.
“Американцы” в белорусских лесах
Этот авиапоиск длился три долгих года, его целью было установить имена летчиков двух американских самолетов поставленных в СССР по "Ленд Лизу" и обстоятельства их последнего боя 26 июня 1944 г. и. Места падений обоих самолетов были обнаружены в Минской области.
Гродненская область как объект исследования «авиаархеологии» 1941- 1945 г. Статистический обзор
Результаты полевых и архивных исследований мест падений самолетов в Беларуси на примере Гродненской области проведенных автором в составе группы "Рубон".
Минская область как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г. Статистический обзор
Авиация далеко не сразу начала поддержку партизан на территории Беларуси. О их существовании зачастую попросту не знали. В статье описываются первый выявленный случай вылета самолета к партизанам, после того как советское командование случайно узнало о существовании партизанского отряда в немецком тылу на территории Могилёвской области. Так же описываются первые немецкие попытки использовать свою авиацию для противодействия партизанам и первые потери самолетов со стороны немецкой авиации в 1942 г.
Партизанская авиация
Вопрос выделения партизанам собственной авиации, которая бы подчинялась непосредственно их штабу и была всегда «под рукой» был актуальным на протяжении всей войны. Имели место несколько попыток завладеть самолётами для этого отряда, в том числе планировалось использование даже немецких трофейных самолётоа. Не все шло «гладко». После первой попытки создания 19-го отдельного авиаотряда он попросту распался в результате тяжелого ранения его командира в первом же вылете. Была предпринята повторная попытка его создания накануне освобождения Беларуси. В статье прослеживается история создания и применения уникального авиационного подразделения, универсального инструмента в руках руководства БШПД, с его как героическими, так и трагическими, а иногда и позорными моментами истории.
В гостях как в неволе
Вылетев с аэродрома в Великобритании для бомбардировки Берлина американский самолет-бомбардировщик B-17 "Летающая крепость" получил повреждения над целью. Поняв, что обратно они не долетят экипаж направил свой самолет на восток. Этот американский самлет совершил посадку на одном из легендарных аэродромов Беларуси, где он провёл полтора месяца результате того, что органы контрразведки не отпускали экипаж, так как на борту был "шпион". Это был единственный самолет западных союзников который за всю историю войны который сел на территории Беларуси. О приключениях американцев в небе войны и их пребывания на территории Беларуси статья историка Д.Киенко "В гостях как в неволе".
Истребительная авиация ПВО в Беларуси август 1944-март 1945 г.
Подробное описание боевых действий и дислокации авиаполков ПВО в тылу фронта и прикрытие объектов на территории Беларуси.
“Американцы” в белорусских лесах
Этот авиапоиск длился три долгих года, его целью было установить имена летчиков двух американских самолетов поставленных в СССР по "Ленд Лизу" и обстоятельства их последнего боя 26 июня 1944 г. и. Места падений обоих самолетов были обнаружены в Минской области.
Гродненская область как объект исследования «авиаархеологии» 1941- 1945 г. Статистический обзор
Результаты полевых и архивных исследований мест падений самолетов в Беларуси на примере Гродненской области проведенных автором в составе группы "Рубон".
Минская область как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г. Статистический обзор