Предисловие редакции: Значительная часть информации, приведенной в данной статье, основана на оценке разведывательных служб. Советские самолеты обладают прочной конструкцией и высокой скоростью. Многие из них лучше наших самолетов.
Содержание:
Не секрет, что у русских на вооружении есть реактивные боевые самолеты. Вопрос в том, насколько они хороши.
Советский Союз огражден от всего мира плотной завесой секретности, и лишь по небольшим отрывочным сведениям можно догадаться, что происходит в этой стране. Однако с другой стороны со времен окончания Второй Мировой войны в небе Москвы советские реактивные самолеты ежегодно красуются перед иностранными дипломатами во время грандиозных первомайских военных парадов. Время от времени краснозвездные реактивные истребители прочерчивают небо Берлина. Их также можно увидеть и над Беринговым проливом, где Аляска почти касается Азии. Вследствие того, что в небе Кореи встречи американских и русских реактивных самолетов носит эпизодический характер, мы по-прежнему далеки от раскрытия несколько существенных деталей конструкции, спроектированных в СССР машин.
Однако используя методы военной разведки можно по кусочкам собрать информацию и составить довольно полную картину растущей мощи русской реактивной авиации.
Из фотографий и описаний в зарубежных журналах, в том числе и полученных из-за железного занавеса, а также из частных источников из Англии, Франции, Голландии, Швеции, Финляндии и Румынии можно собрать большой объем информации, позволяющей определить истинное положение дел.
Вот какие выводы можно сделать из собранной информации:
1. В России очень хорошо осведомлены относительно высокоскоростных боевых самолетов остального мира.
2. По крайней мере, в одном типе самолета русские опережают Соединенные Штаты.
3. СССР обладает многочисленной реактивной боевой авиацией, которая количественно превосходит нашу.
4. Основу мощи советской истребительной авиации составляют реактивные, а не в поршневые самолеты.
5. Один ночной истребитель обладает крылом с большой степенью стреловидности, позволяющим преодолевать звуковой барьер.
6. Сообщается, что реактивный истребитель объектовой ПВО важных районов имеет скорость, превышающую скорость звука.
7. Сообщается об оснащенном четырьмя турбореактивными двигателями 40-тонном тактическом бомбардировщике и бомбардировщике средней дальности. Этот бомбардировщик принят на вооружение, и уже развернута первая эскадрилья, оснащенная машинами данного типа.
8. Русские, как известно, не имеют ничего сравнимого с американским шестимоторным реактивным супербомбардировщиком B-47.
Прежде чем вдаваться в подробности следует сказать, что любое внешнее сходство американских и русских военных самолетов может быть чисто случайным. Сравнение изображений, приведенных в данной статье, заключается не в том, чтобы показать сходство, а в том, чтобы указать на различия.
Повсеместное копирование
Если русские скопировали американские – и если брать шире, то и немецкие, – конструкции, то они поступили также как и мы, позаимствовав немецкие и британские разработки. Именно в Британии, а не в Соединенных Штатах был разработан первый пригодный для установки на самолеты турбореактивный двигатель. И именно в Германии, а не в США был изготовлен первый в мире ракетный самолет.
Наиболее важным фактом в советской реактивной боевой авиации является тип планирования, который и определил этот рост. В конце Второй Мировой войны в области авиации Россия отставала от Соединенных Штатов, но в течение пяти лет Советский Союз увеличил свою воздушную мощь, в то время как мы сократили наши возможности.
Русские планируют использовать большую часть своих ВВС в качестве силы, способной оказывать поддержку оборонительным и наступательным операциях гигантской Красной Армии. В течение некоторого времени это планирование осуществлялось за счет средств на дальнебомбардировочную авиацию. В настоящий момент приоритеты советского руководства изменились: сегодня русские считают, что стратегические бомбардировщики им нужны также как и нам.
Разумеется, советские реактивные военно-воздушные силы не предназначены для стратегической воздушной войны: полетов на дальность в тысячи миль, чтобы нанести бомбовые удары по промышленным центрам противника и уменьшить его способность производить вооружение и военную технику. Реактивные самолеты не имеют соответствующей дальности полета. Советские реактивные самолеты – также как и наши – предназначены для полетов на относительно небольшую дальность: для защиты своей страны и стран-союзников, а также для обеспечения господства в воздухе над полем боя.
Одна только численность делает советскую реактивную авиацию грозной силой. Согласно ряду авторитетных источников в 1948 году на вооружении военно-воздушных сил России было 16 000 самолетов. Из этого числа 9000 машин были оценены как самолеты первой линии. Трудно сказать, сколько из них было реактивными, но есть вероятность, что их число было несущественным: русские крайне медленно переходили на реактивную авиацию.
В 1948 году на вооружении ВВС США находилось 11 500 боевых самолетов.
В следующем году ситуация кардинально изменилась. Согласно сообщениям, в СССР изготовили 25 000 самолетов, из которых 5000 были реактивными истребителями. Примечательно, что поршневых истребителей было построено всего 2500 машин.
Мы же в 1949 году построили всего лишь 2500 боевых самолетов.
В 1950 году согласно информации из лучших источников русские сделали меньше самолетов, чем в 1949 году, но по сравнению с прошлым годом общий вес построенных машин увеличился. Они также занимаются производством многомоторных дальних бомбардировщиков, но можно с уверенностью сказать, что самое видное место занимают реактивные самолеты.
Также как и у нас, в СССР не ограничились одномоторными реактивными истребителями. После войны русские привлекли инженеров компании Messerschmitt и адаптировали двухмоторный истребитель Me-262 под свои требования.
вернуться к меню ↑В Советском Союзе также имеются реактивные бомбардировщики и штурмовики
В России производство реактивных самолетов не ограничивается только истребителями. В СССР также изготавливаются реактивные легкие бомбардировщики и штурмовики, информации о которых намного меньше.
Оснащенный двумя турбореактивными двигателями Tu-64 предназначен для поддержки наземный войск, но информация о его фактических характеристиках крайне скудна. Его заявленная максимальная скорость 450 миль в час (724 км/ч) оставляет желать лучшего. Наиболее важным из тактических самолетов является Il-16 – четырехмоторный реактивный тактический бомбардировщик и бомбардировщик средней дальности. Сообщается, что на вооружении имеется эскадрилья самолетов данного типа, что хорошо соотносится с численностью его американских оппонентов.
По отделке и качеству изготовления Соединенные Штаты по-прежнему превосходят Россию, но точное копирование и полировка еще никогда не выигрывали войну. В отношении конструкций планеров самолетов советским конструкторам не за что извиняться, но они, по-видимому, отстают от США и Англии в разработке авиационных турбореактивных двигателей. Русская электроника находится в плачевном состоянии, но помощь немецких и чешских технических специалистов должна со временем ликвидировать этот недостаток или уменьшить его влияние.
Несомненно, что в советских ВВС, состоящих по большей части из истребителей, легких бомбардировщиков и штурмовиков, основным является немецкое влияние. Концепция боевого применения ВВС СССР была создана в начале 1920-х годов группой немецких экспертов, которые в нарушение версальского договора пытались в России заложить основу будущих люфтваффe [1]. Германское влияние было усилено после окончания Второй Мировой войны ввозом немецких инженеров и некоторых военных тактиков.
Именно немцы до 1939 года игнорировали создание дальнебомбардировочной авиации, и русские, будучи учениками немцев, до недавнего времени игнорировали стратегические бомбардировщики. В СССР старейшина советских авиаконструкторов Андрей Туполев в течение нескольких лет был в немилости, и одним из факторов, приведших к ней, была пропаганда дальних бомбардировщиков. Теперь он снова в фаворе.
Если немецкое влияние по-прежнему будет господствующим в советской реактивной авиации, то ради нашей безопасности мы не будем недооценивать русских, ведь немцы были очень серьезным противником.
вероятно самым передовым советским истребителем из числа состоящих на вооружении является Yak-25, который можно сравнить с нашим реактивным истребителем Republic F-84F, который раньше нес обозначение F-96 (вставка). Каждый из них развивает максимальную скорость свыше 630 миль в час (1014 км/ч). Тяга двигателей обоих самолетов практически идентична: 5200 фунтов (2404 кгс) у американского истребителя, и 5200 фунтов (2360 кгс) – у советского. F-84F весит 12,5 тонн, в то время как о весе Yak-25 нет никаких сообщений. Yak-25 вооружен двумя 32-мм автоматическими пушками с большой скорострельностью. Вооружение F-86F является конфиденциальной информацией. В СССР эскадрильи истребителей Yak-25 составляют основу авиации первой линии
реактивный истребитель Yak-19 (справа) является оппонентом американского Republic F-84E. Каждый из них развивает максимальную скорость 625 миль в час (1006 км/ч) и имеет вес 10 тонн. F-84 оснащен турбореактивным двигателем Allison J-35 с тягой 5000 фунтов (2270 кгс). В свою очередь силовой установкой «яка» является двигатель ОКБ Челомея, представляющий собой адаптацию британского ТРД Rolls-Royce Nene [2]. Вооружение русского самолета состоит из двух 32-мм пушек, двух 12,7-мм пулеметов, а также бомб и ракет; его американский оппонент вооружен шестью 0,5 дюймовыми пулеметами и 4000 фунтами (1814 кг) бомб и ракет. Это свидетельствует о том, что русские разработки по меньшей мере идут в ногу с разработками в других странах и даже кое в чем лидируют. Сообщается, что Yak-19 находится в крупносерийном производстве и в течение двух лет большое количество истребительных эскадрилий было оснащено машинами данного типа. Создателем серии истребителей «як» является Александр Яковлев (вставка внизу справа) – самый плодовитый среди советских авиаконструкторов
аналогом самого известного американского истребителя Lockheed F-80 (сверху) является русский истребитель MiG-9 (справа). Два самолета весят одинаково – примерно 7,5 тонн, – но если силовая установка F-80 состоит из одного двигателя Allison с тягой 4600 фунтов (2090 кгс), тогда как у MiG-9 – из двух двигателей Челомея с общей тягой примерно как у одного американского мотора. Максимальная скорость истребителя MiG-9 составляет более 550 миль в час (885 км/ч) по сравнению с 580 милями в час (933 км/ч) у F-80. Вооружение также отличается: у F-80 четыре 20-мм пушки, ракеты и бомбы, а у «мига» одна 32-мм пушка, два 12,7-мм пулемета, ракеты и бомбы. Истребитель MiG-9 был создан конструкторским бюро, которое возглавляют Артем Микоян (вставка внизу справа) и Михаил Гуревич
Соединенные Штаты и Россия имеют сопоставимые реактивные тактические бомбардировщики и бомбардировщики средней дальности 40-тонного класса. Американский North American B-45 (сверху) оснащен четырьмя турбореактивными двигателями General Electric, а советский Il-16 (справа) – четырьмя моторами Челомея. Максимальная скорость каждого – свыше 550 миль в час (885 км/ч); информация относительно вооружения бомбардировщиков еще не опубликована. Размах крыльев и длины двух самолетов примерно одинаковы. B-45 с двумя моторными гондолами по два двигателя в каждой не состоит на вооружении ВВС США. Русский самолет с экипажем из пяти человек принят на вооружение, и уже развернула эскадрилья бомбардировщиков Il-16, которые впервые были обнаружены еще в 1947 году. Создателем бомбардировщика Il-16, является Сергей Ильюшин (вставка внизу справа), самым известным самолетом которого является штурмовик Il-2 Stormovik
La-16 (справа) является первым русским ночным истребителем и его можно сравнить с американским McDonnell F-88 (выше). La-16 не является тяжелым самолетом и имеет стреловидное крыло, характерное для машин с трансзвуковой максимальной скоростью. Американский F-88 также является скоростным самолетом: ВВС заявили, что его максимальная скорость «свыше 650 миль в час (1046 км/ч)». Силовая установка La-16 состоит из двух турбореактивных двигателей Челомея с тягой по 4000 фунтов (1814 кгс) каждый – более мощные, чем двигатели американского самолета. Вооружение машин схожее: по четыре 20-мм пушки, ракеты и бомбы. La-16 является модернизацией немецкого истребителя Me-362, который на момент капитуляции Германии находился на стадии проекта. «Ла» является обозначением самолетов Семена Лавочкина (вставка внизу справа), истребители которого одержали победу в небе Сталинграда
еще одно пара оппонентов – два двухмоторных реактивных истребителя, способных летать на одном работающем двигателе. Русские захватили немецкий Me-262 и адаптировали его под свои требования под обозначением La-15 (справа). Экспертные комиссии ВВС США предлагали сделать то же самое, но в конце 1947 года у нас появился самолет, который по характеристикам равен немецкой машине. Расчетный вес La-15 составляет 11900 фунтов (5400 кг), тогда как у его американского оппонента – флотского McDonnell Banshee (слева) – 14000 фунтов (6350 кг). La-15 оснащен двумя осевыми турбореактивными двигателями Челомея с тягой по 3700 фунтов (1680 кгс), а Banshee двумя Westinghouse J-34 с тягой по 3000 фунтов (1360 кгс). Максимальная скорость обоих самолетов свыше 600 миль в час (965 км/ч). Информация о вооружении обоих самолетов засекречена. Чехословацкое издание «Letecvi» указывает, что La-15 оснащен системой перезапуска двигателей в воздухе. Сообщается, что американский самолет также оснащен подобной системой
в категории дневных истребителей самым современным русским истребителем является Mi-1 (справа). Этот самолет с крылом со стреловидностью 40° и поперечным V минус 5° быстрее, чем самый быстрый американский истребитель из числа находящихся на вооружении. Его летные характеристики сравнимы с характеристиками North American F-86 (вверху). Скорость обоих превышает 650 миль в час (1046 км/ч). Силовой установкой F-86 является двигатель General Electric с тягой 5200 фунтов (2360 кгс), а у Mi-1 (часто обозначается как MiG-15) – двигатель Chelomey-Nene с тягой 5500 фунтов (2500 кгс). Вооружение советского самолета состоит из двух полуавтоматических пусковых установок 40-мм ракет, американского – четыре 20-мм пушки, ракеты и бомбы. Русские ракетные установки могут вести огонь стабилизируемыми вращением ракетами с высокой скорострельностью. Недавно стало известно, что в США разработаны полуавтоматические пусковые установки для боевых самолетов
Martin B-51 – трехмоторный реактивный самолет с исключительно высокими летными характеристиками. Это более совершенный самолет, нежели тактический бомбардировщик B-45. В настоящим момент B-51 еще не принят на вооружение, но у русских такого самолета нет. Их ближайший аналог – двухдвигательный Tu-64, у которого по сообщениям максимальная скорость 450 миль в час (724 км/ч). Советский самолет является вариантом поршневого Tu-2 с бомбовой нагрузкой 2,5 тонны
с другой стороны у США нет ничего подобного русскому ракетному перехватчику Yak-21, представляющему собой развитие немецкого Me-163 – самолета, атаковавшего соединения наших тяжелых бомбардировщиков Flying Fortress. Сообщается, что русские ракетные самолеты выпускаются в ограниченных количествах и предназначаются для объектовой ПВО. Двигатели, разгоняющие эти советские самолеты до трансзвуковых скоростей, работают на смеси бензина и азотной кислоты
[1] относительно советско-германского военно-технического сотрудничества 1920-х – 1933 годов (т.е. с демократической Веймарской Германией) в области авиации можно прочитать в статье ««Ах, майн либер Августин» под липецкую гармошку»
[2] в СССР нелицензионное производство двигателя Rolls-Royce Nene производилось на опытным заводом №117 под руководством В. Я. Климова
Комментарий