Announcement

Collapse
No announcement yet.

Чехословацкая бронетехника

Collapse

DiscussionPage Ad

Collapse
X
 
  • Filter
  • Time
  • Show
Clear All
new posts

  • Чехословацкая бронетехника

    Чехословацкое танкостроение: первые шаги

    В конце 30-х годов Чехословакия превратилась во второго в мире по объёмам поставок производителя экспортных танков. Небольшая страна в Восточной Европе, которая только в 1918 году обрела независимость, умудрилась вплотную подобраться к Великобритании, мировому лидеру по экспорту бронетанковой техники. Разумеется, такие впечатляющие достижения, достигнутые всего за 20 лет независимости, появились не на пустом месте. Первые свои шаги чехословацкое танкостроение делало с оглядкой на немецкую и британскую школы. Плодами этого опыта стали несколько экспериментальных машин, а также серийный лёгкий танк LT vz.34.

    Click image for larger version

Name:	ltvz34s13-5c4f687d779e60599254840d53075bb6.jpg
Views:	100
Size:	242.3 KB
ID:	5009

    Матчасть 3-й роты 3-го танкового полка на параде в Праге, 1936 год

    https://warspot.ru/7612-chehoslovats...e-pervye-shagi
    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

  • #2
    Большой успех маленьких танков

    Оружие чешского производства было весьма популярно еще в начале XX века. Артиллерийские орудия фирмы Škoda пользовались спросом и за пределами Австро-Венгрии, в состав которой Чехия входила до 1918 года. После образования Первой Чехословацкой республики начались экспортные поставки теперь уже чехословацкого вооружения. Как правило, оно имело удачную конструкцию и обладало вполне адекватной ценой.

    В середине 30-х годов к пушкам добавились и танки. По объемам экспортных поставок бронетанковой техники Чехословакия умудрилась занять в межвоенный период второе место в мире, вплотную подобравшись к Великобритании. Первым и одновременно самым массовым образцом чехословацкого экспортного бронетанкового вооружения стала танкетка Praga AH-IV.


    Опытный образец танкетки
    AH-IV


    Серийный вариант AH-IV. Конфигурация башни несколько изменилась, есть отличия и по корпусу
    ​​​​​​​

    https://warspot.ru/8496-bolshoy-uspeh-malenkih-tankov
    ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

    Comment


    • #3
      Стальной кулак Первой Чехословацкой Республики

      19 апреля 1933 года чехословацкая армия подписала соглашение с фирмой ČKD об изготовлении 50 лёгких танков P-II. Так закончилась 10-летняя эпопея создания в Чехословакии отечественного танка. Для своего времени боевая машина, принятая на вооружение 13 июля 1935 года как LT vz.34, была вполне современной. Но спустя год у чехословацких военных возникла потребность в более защищённом танке. Этой машине, LT vz.35, и предстояло стать основой чехословацких бронетанковых сил.


      LT vz.35 из состава 3-го танкового полка, учения осени 1938 года

      https://warspot.ru/7615-stalnoy-kula...koy-respubliki

      Трофеи из Пльзеня (на службе в вермахте)

      15 марта 1939 года немецкая армия вторглась в Чехословакию. Это стало финалом процессов, которые начались ещё осенью 1938 года и более известны как Мюнхенский сговор. Франция и Великобритания в условиях неготовности к войне и политики «умиротворения» Германии фактически сдали Чехословакию немцам. Сначала те «откусили» Судетскую область, а в марте 1939 года настала очередь остальной территории Чехословакии. Словакия объявила независимость, там появилось лояльное немцам правительство Йозефа Тисо. Немцам же досталась Чехия с её развитой промышленностью, а заодно и бронетанковая техника, включая лёгкие танки LT vz.35. Эти машины, в немецкой армии более известные как Pz.Kpfw.35(t), сыграли свою роль в боевых действиях 1939-1941 годов.


      Подготовка к отправке LT vz.35 в Германию

      https://warspot.ru/18013-trofei-iz-plzenya


      Визит вежливости (испытания в СССР)

      Зарубежное танкостроение вызывало в СССР постоянный высокий интерес. Ничего удивительного в этом нет: как и в любой другой крупной танкостроительной державе, местные конструкторы стремились быть в курсе новых веяний, дабы не отстать от соперников. Зарубежные танки попадали в СССР довольно часто. Некоторые из них были трофеями (такие стали появляться во второй половине 30-х годов), другие на территории СССР оказывались, что называется, по своей воле. Среди последних был и чехословацкий LT vz.35, который оставил след в советском танкостроении конца 30-х годов.


      LT vz.35 стал самым совершенным зарубежным танком, который к тому моменту тестировался в СССР

      https://warspot.ru/12993-vizit-vezhlivosti
      Last edited by Amigo; 28-10-20, 21:31.
      ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

      Comment


      • #4
        (Танки на экспорт)

        Предложения, от которых трудно отказаться

        К середине 30-х годов танковая промышленность Чехословакии приблизилась к общемировым стандартам. Созданный фирмой ČKD лёгкий танк P-II, первый серийный чехословацкий танк собственной разработки, оказался по своим характеристикам практически на уровне тогдашних мировых лидеров. А LT vz.35, победивший в конкурсе на новый кавалерийский танк, позволил чехам окончательно догнать мировое танкостроение. Неудивительно, что на чехословацкие танки с интересом стали посматривать в странах, где собственной танковой промышленности не было. В результате этого стечения обстоятельств на свет появились ČKD TNH и LTP (Tanque 39) весьма удачные машины, ставшие основой танковых парков Ирана и Перу.


        "иранские" TNH основной серии


        Опытный образец LTP на заводских испытаниях, июль 1938 года


        https://warspot.ru/7877-predlozheniy...dno-otkazatsya

        Танки для нейтралов

        В мае 1935 года иранская закупочная комиссия подписала соглашение с чехословацкой компанией ČKD о приобретении легких танков Praga TNH. На тот момент этих танков еще даже не было в металле, но иранцы увидели в предложенном им проекте большой потенциал. В сентябре того же года состоялась демонстрация первого опытного образца. Иранская комиссия была настолько впечатлена, что 10 сентября заказ расширили до 50 танков. Для того времени это были весьма впечатляющие объемы экспортных поставок бронетехники. Не стоит удивляться, что в Чехословакию зачастили военные из других стран, мечтавшие о покупке недорогих и качественных лёгких танков. Инженеры ČKD смогли удовлетворить и новых заказчиков, создав для Литвы и Швейцарии новые машины, известные как Praga LTL и Pzw 39.


        Опытный образец Praga LTL на заводском дворе ČKD, май 1938 года


        В таком виде Panzerwagen 39 использовались в первое время

        https://warspot.ru/8609-tanki-dlya-neytralov
        ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

        Comment


        • #5
          Чехословацкий средний

          В отличие от лёгких танков, с боевыми машинами среднего класса в Чехословакии дело не заладилось. Программа создания среднего танка для чехословацкой армии, продолжавшаяся почти десятилетие, закончилась практически ничем. В итоге средний танк чехословацкого происхождения пошёл в серию, воевал, а на его базе строились САУ, но известен он как венгерский Turan. Эта машина была создана на базе T-21, экспортной версии Škoda S-II-c. Между тем, чехословацкая армия выбрала не танк фирмы Škoda, а машину разработки их конкурентов из ČKD.


          Переработанный V-8-H. В таком виде его приняли на вооружение как ST vz.39

          https://warspot.ru/4667-chehoslovatskiy-sredniy
          ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

          Comment


          • #6
            Бестселлер из Праги

            После победы в конкурсе на легкий танк для чехословацкой армии фирма ČKD заполучила контракт на выпуск P-II, принятого на вооружение как LT vz.34. Вскоре был объявлен новый конкурс, который обернулся для ČKD разочарованием. Легкий танк P-II-a чехословацким военным не приглянулся. На этот раз победу праздновала Škoda со своим легким танком Š-II, принятым на вооружение как LT vz.35. Впрочем, ČKD удалось добиться того, что половина контракта на производство LT vz.35 все равно оказалась в ее руках.

            Параллельно конструкторы фирмы работали по экспортной программе, где компании сопутствовал успех. Именно работы по экспортным танкам привели к созданию LT vz.38 — самого совершенного чехословацкого танка предвоенного периода. Детище ČKD стало самым массовым танком чехословацкой разработки и, одновременно, самым известным чехословацким танком. Появившимся, однако, слишком поздно для того, чтобы помочь армии своей страны.


            Первый серийный образец LT vz.38

            https://warspot.ru/8148-bestseller-iz-pragi

            Добыча в Богемии

            LT vz.38, лучший чехословацкий танк предвоенного периода, более известен под другим обозначением, поскольку его звездный час пробил вовсе не в армии Чехословакии. Получив в вермахте наименование Pz.Kpfw.38(t), этот танк стал одним из символов блицкрига, с самого начала Второй мировой войны находясь в авангарде немецких танковых частей. А весной 1940 года построенные в Праге боевые машины громили уже танковые части Великобритании и Франции, которые за два года до этого не вступились за Первую Чехословацкую Республику.


            Panzerkampfwagen L.T.M.38, серийный номер 3

            https://warspot.ru/8412-dobycha-v-bogemii

            Pz.Kpfw.38(t) по эту сторону фронта

            Танки Pz.Kpfw.38(t) сыграли важную роль в ходе сражений на советско-германском фронте 1941 года. К 22 июня 1941 года в немецких частях находилось 772 машины этого типа, которые использовались в пяти немецких танковых дивизиях. Неудивительно, что построенные в Чехии танки стали объектом пристального изучения со стороны советских специалистов. Данный материал посвящен исследованию трофейных Pz.Kpfw.38(t), а также их использованию в Красной Армии.


            Захваченный Pz.Kpfw.38(t) из 20-й танковой дивизии, сентябрь 1941 года

            https://warspot.ru/9438-pz-kpfw-38-t...storonu-fronta
            Last edited by Amigo; 10-11-20, 01:17.
            ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

            Comment


            • #7
              Прототипы для оккупантов

              В ночь с 14 на 15 марта 1939 года немецкие войска вошли на территорию Чехословакии. Фактически, это была финальная стадия оккупации, начавшейся в октябре 1938 года и ставшей итогом Мюнхенского сговора. То, что к этому моменту ещё осталось от страны, было разделено на немецкий протекторат Богемия и Моравия, Словакию, где к власти пришли националисты во главе с Йозефом Тисо, и Закарпатье, присоединённое к Венгрии. Под немецким контролем оказалась чешская оборонная промышленность, включая и заводы Škoda. Говоря о чехословацкой бронетехнике периода Второй мировой войны, чаще всего справедливо вспоминают продукцию фирмы ČKD. Но если принять во внимание перспективные разработки и степень вовлечённости в немецкую танковую промышленность, то именно Škoda может считаться лидером чехословацкого танкостроения.


              Эскизный проект Panzerkampfwagen T15, чертёж Am 41736, чертёж датирован 16 декабря 1940 года

              https://warspot.ru/5578-prototipy-dlya-okkupantov

              Стальное наследство Третьего рейха

              Промышленность Чехословакии после окончания Второй мировой войны получила, благодаря немецким заказам, массу передовых военных технологий. Но этим «наследие» Третьего рейха для неё не исчерпывалось. На территории страны оказалось большое количество бронетанковой техники, ранее принадлежавшей немцам. Хотя чехословацкая армия отдавала предпочтение танкам и САУ, полученным из Советского Союза, отказываться от многочисленной немецкой техники никто не собирался. В результате в первые послевоенные годы парк танков и САУ чехословацкой армии был крайне разнообразным. Он включал отечественные LT vz.35 и LT vz.38 ещё довоенной разработки, доставшиеся от англичан крейсерские танки Cromwell и танки-истребители Challenger, советские Т-34–85 и ИС-2, а также изрядное количество немецких боевых машин — в том числе и САУ StuG 40.


              Реконструкция возможного внешнего вида SD 75/40N с 76-мм пушкой Škoda A 19

              https://warspot.ru/6088-stalnoe-nasl...tretiego-reyha
              ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

              Comment


              • #8
                Чехословацкий тупик

                Наибольшего успеха чехословацкой танковой промышленности удалось добиться с лёгкими танками. LT vz.35 и LT vz.38 оказались удачными машинами, в ходе Второй мировой войны воевавшими в составе армий сразу нескольких стран. Несмотря на то, что разработка Škoda T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. не вышла за стадию изготовления опытных образцов, база последнего стала основной для разработки удачного истребителя танков Jagdpanzer 38(t). Неудивительно, что после окончания Второй мировой войны параллельно с запуском программы среднего танка TVP в Чехословакии начались работы и по новому лёгкому танку. В результате на свет появилось сразу несколько интересных проектов, таких как TNH 57/900, Škoda T-17 и плавающий танк Leták.


                Проект легкого танка TNH 57/900 II, декабрь 1949 года


                Проект легкого танка Škoda T-17, сентябрь 1948 года

                https://warspot.ru/9175-chehoslovatskiy-tupik

                Чехословацкая альтернатива для «тридцатьчетвёрки»

                Для большинства любителей истории бронетанковой техники развитие чехословацких танков заканчивается в годы Второй мировой войны. Отчасти это справедливо: лёгкие Škoda T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. стали последними по-настоящему оригинальными чехословацкими танками, которые были изготовлены в металле. Но в реальности проектная работа на предприятиях не останавливалась ни на минуту. При этом помогать немцам прорывными проектами ни на Škoda, ни на BMM не торопились. Тем не менее, опыт, приобретённый в годы немецкой оккупации, был учтён при разработке первых послевоенных чехословацких танков. Хотя ни один из них не был изготовлен в металле, оригинальность задумки этих боевых машин вызывает к ним большой интерес.


                Реконструкция TVP разработки VTU


                Реконструкция Škoda T-40

                https://warspot.ru/4909-chehoslovats...tsatchetvyorki
                ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

                Comment


                • #9
                  Неудачная история создания удачного танка

                  В первые послевоенные годы конструкторы ряда стран пытались максимально использовать танкостроительный опыт Второй мировой войны, наработанный в других государствах. Во Франции работали над ARL 44 и AMX M4, в которых активно использовались немецкие технологии и даже отдельные узлы и агрегаты, включая двигатели. В Чехословакии под свои нужды перерабатывали не только немецкие, но и советские технические решения. Впрочем, спустя три года после окончания Второй мировой войны здесь сосредоточились на максимальном использовании собственных разработок.


                  Реконструкция внешнего вида Škoda T 50 в конфигурации 1949 года


                  TVP конфигурации 1950 года, реконструкция внешнего вида

                  https://warspot.ru/4935-neudachnaya-...dachnogo-tanka
                  ✩ Steel Panzer Mod 2.3 ✩

                  Comment

                  Working...
                  X
                  Яндекс.Метрика