Объявление

Свернуть
No announcement yet.

Американский F-22 против советского С-22: история одной детали

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    Американский F-22 против советского С-22: история одной детали

    Предупрежу сразу: детали этой истории мы узнаем ещё очень не скоро. Мне её поведали совершенно случайно, и пару десятилетий или около того она была для меня только байкой, о которой всё равно не стоило лишний раз болтать. Пока мне не попалась на глаза эта иллюстрация.

    Click image for larger version  Name:	S-22.jpg Views:	0 Size:	1.39 MB ID:	5057
    Та самая страница

    Итак, в 1981 году США озаботились созданием истребителя, который на голову превосходил бы все перспективные модели мира. Уже взлетевший "тёщин утюг" F-117, созданный по технологии, описанной Петром Яковлевичем Уфимцевым, позволял робкую надежду на то, что новый истребитель тоже сможет быть создан по технологии "невидимки" (Stealth). Сам "утюг" на истребитель не тянул даже с подвеской 2-х ракет класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. При том, что нормой вооружения для него оставались 2 авиабомбы.

    Программу, недолго думая, назвали Advanced Tactical Fighter (Усовершенствованный Тактический Истребитель), или просто ATF.

    Долгая и плодтворная конкуренция заклятых друзей-концернов Lockheed/Boeing/General Dynamics/Martin и Northrop/Grumman/McDonnell Douglas привели к созданию прототипов YF-22 и YF-23 соответственно. Предварительно самым многообещающим выглядел YF-23. Во-первых, он взлетел на месяц раньше конкурентов (27 августа 1990/29 сентября 1990). Во-вторых, он был быстрее (М=1,6 без форсажа). Во-третьих, он тянул больше. В-четвёртых, он был менее заметен и в радио-диапазоне, и в тепловом: сопла были упрятаны лучше, плюс керамическое покрытие...

    Click image for larger version  Name:	YF22-YF23.jpg Views:	0 Size:	595.0 KB ID:	5059
    На переднем плане YF-22, на заднем YF-23

    Однако, на испытаниях повторилась история с видеоформатами VHS и Betacam: первый был существенно хуже, но у него в тот же форм-фактор входило больше минут на плёнке, что и обусловило победу в непрофессиональном сегменте. В случае с прототипами ATF произошла примерно такая же история.

    Профессор Уфимцев эмигрировал из СССР в 1990-м году. До этого он активно сотрудничал с американцами, выбирая место работы. Да, в итоге, в сентябре 1990 года он остановился на Northrop Grumman Corporation, и его сотрудничество позволило существенно улучшить стратегический бомбардировщик-невидимку B-2 Spirit - который взлетел ещё на год раньше.

    Но где-то в это же время Lockheed Martin получили "откуда-то" данные о том, что в Советском Союзе, в обстановке строжайшей секретности, разрабатывается новый тип ЛА, в КБ Сухого под заводским шифром С-22. Первое, что видел каждый на фотографиях и эскизах, это крыло обратной стреловидности (КОС), позволяющее снизить массу самолёта, одновременно увеличив угол атаки, и, следовательно, скорость разворота. Для американских конструкторов в этом не было ничего необычного: КОС баловались все конструкторы, а Northrop Grumman по заказу DARPA ещё в 1984 году построил летающую лабораторию X-29.

    Click image for larger version  Name:	1280px-Grumman-X29-InFlight.jpg Views:	0 Size:	595.2 KB ID:	5058
    Летающая лаборатория Northrop Grumman X-29, первый борт

    Эта ЛЛ принесла некоторые данные, но, как показали шестьсот испытательных полётов, создать полноценный современный истребитель с КОС было нельзя: металл крыльев быстро изнашивался в связи с повышенными нагрузками, и достичь нормальной крейсерской скорости было попросту невозможно.

    Однако, у хитрых русских было и второе отличие от обычной схемы летательных аппаратов: они применили плоское поворотное сопло!

    Плоскими соплами американцев было не удивить: такое стояло и на "утюге" F-117. Но поворотное?!...

    Первые же теоретические прикидки показывали ещё больший выигрыш в манёвренности по тангажу. Был заказан второй экземлпяр X-29, уже с плоским поворотным соплом. И... первые же полёты показали, что манёвренность увеличивается, хотя масса самолёта в связи с появлением механизма отклонения дефлекторов становится слишком велика.

    Northrop Grumman, имевшая больше опыта (её же были X-29), не стала почти ничего переделывать в своём прототипе ATF YF-23. Зачем? Задача простая: подлететь быстрее, ракету выплюнуть заранее, и сбежать, пока не поймали. Всё третье поколение реактивной авиации схема прекрасно работала, а четвёртое ещё не показало, что оно очень уж нужно. Поставили пару керамических пластин, и хватит.

    Корпорация Lockheed Martin прекрасно ладила и с политикой тоже. На дворе летает четвёртое поколение, а мы строим пятое! Оно невидимое! И если оно будет вынуждено ввязаться в бой, то наш самолёт будет воевать лучше, потому что он манёвренней! И... начали переделывать свой YF-22.

    Click image for larger version  Name:	F-22_RFI.jpg Views:	0 Size:	251.5 KB ID:	5060
    Варианты компоновки ATF: обратите внимание на второй ряд, третий слева

    Ну, как переделывать?... Просто приделали два плоских дефлектора (отражателя) к имеющимся соплам, снабдив их механизмами отклонения по вертикали. В итоге масса их самолёта "просела" очень существенно, заявленную крейсерскую скорость выдержать было невозможно, ушли вниз все характеристики, но...

    ...на слушаниях в Министерстве Обороны США, а затем в Конгрессе и Сенате, сработали три фактора:

    1. "У нас настоящий истребитель 5-го (пятого, Карл!) поколения!"
    2. "Сопло может туда-сюда, и даже сжиматься, уменьшая тепловой выброс!"
    3. "А у хитрых русских тоже что-то такое намечается!"

    Сочетание было убийственным. Все дружно проголосовали за F-22 в программе ATF. В неё вбросили денег. Дальше все знают, чем закончилась история?... Напомню.

    Через 7 лет после взлёта прототипа взлетел первый предсерийный F-22 (7 сентября 1997).

    Ещё через 8 лет (15 декабря 2005 года) самолёт был введён в эксплуатацию.

    Через 2 года американцы решили показать всему миру, какой у них замечательный самолёт-невидимка на практике. Для этого пригласили индийцев с их первыми Су-30МКИ на учения Exercise Red Flag. Счёт в воздушных боях против 4-го поколения (F-15 и F-16) был однозначно в пользу индийских самолётов, а полковник USAF Terrence Fornof добил весь мир сравнением, в котором F-22, лучший и единственный на весь мир истребитель 5-го поколения, невидимка и непревзойдённый боец, оказался всего лишь немного лучше российского истребителя-бомбардировщика 4-го поколения. (Здесь подробнее: http://old.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=56635)

    Однако, согласно распространившейся информации, учения были весьма нечестными: индийцам было запрещено использовать радары (спросите USAF - почему?), а настоящие данные, полученные в результате учений, привели сначала к реакции министра обороны США Роберта Гейтса в стиле "такой самолёт нам не нужен". Дальнейшие сравнения вызвали слушания в Сенате и Конгрессе в 2009 году, и финансовым решениям 2010 года. В 2011 году был выпущен последний F-22.

    За 14 лет, с 1997 по 2011, было произведено 195 машин.

    За 30 лет на исследования и производство было потрачено 74 миллиарда долларов США.

    Каждый борт продолжает жрать деньги из бюджета на обслуживание в три горла. Поэтому принята программа переборки самолётов, выслуживших свой срок "из двух самолётов один".

    На замену "совсем невидимке", которого видят все российские радары, от наземных до воздушных, приходит "почти невидимка" F-35, единственный однозначный плюс которого - стоимость (в полтора раза ниже минимум).

    А виной всему этому бардаку и громадным финансовым и операционным поттерям США - одна маленькая деталь: плоское поворотное сопло с "суховского заводского шифра С-22"...

    Так что безо всяких оговорок - слава нашей разведке!

    P.S. Пара примечаний:

    Заводской шифр машины с КОС Су-47 "Беркут" - С-32.

    На Су-30МКИ поворотные сопла круглые (хотя и могут сжиматься), но "ходят" они по независимой диагонали, буквой "V".

    Как ходят сопла на Су-35 и Су-57 - даже не спрашивайте. Чай, не маленькие, сами догадаетесь - что помогает делать "блинчики" и прочие "управляемые перевёрнутые плоские штопорА".
    Валентин "CoValent" Логинов

    Errare humanum est, ignoscere divinum (с) Marcus Tullius Cicero

    #2
    Хорошая история ...и как же знатно должно полыхнуть у сторонников "ЭПР 0,00...01 м2"

    Комментарий


      #3
      Правда где то рядом, нужно всегда помнить что деятельность спецслужб и инженерка вещи не связанные. Плоское сопло наши делали не для того чтобы американцам мозг пудрить, а отрабатывали свою тему.

      Click image for larger version  Name:	PhominSu-27_091_1.jpg Views:	0 Size:	229.3 KB ID:	5278
      Click image for larger version  Name:	PhominSu-27_091_2.jpg Views:	0 Size:	223.9 KB ID:	5279
      Click image for larger version  Name:	PhominSu-27_091_3.jpg Views:	0 Size:	191.7 KB ID:	5280
      Click image for larger version  Name:	081659.jpg Views:	0 Size:	730.6 KB ID:	5281
      (без акка в фейсбук недоступно)https://www.facebook.com/DLinevich

      Комментарий

      Working...
      X
      Яндекс.Метрика