Объявление

Свернуть
No announcement yet.

Как погиб Сафонов

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    Как погиб Сафонов

    Как погиб Сафонов

    Стали известны обстоятельства последнего боя легендарного летчика

    30 мая, 2017 08:28 | Земляки | Юрий Рыбин



    Борис Сафонов в кабине своего «киттихаука».

    Сегодня исполнилось 75 лет со дня смерти прославленного североморского аса, лучшего советского летчика-истребителя начального периода Великой Отечественной Бориса Сафонова. При этом причины его гибели до сих пор были до конца не ясны. Сегодня мы начинаем печатать очерк Юрия Рыбина, который на основе донесений двух противоборствующих сторон - и нашей, и немецкой, выявил неизвестные прежде обстоятельства последнего боя Сафонова, то, что случилось с ним утром 30 мая 1942 года в воздушной схватке над Кольским заливом. Это - первая газетная публикация сенсационного исследования.
    Задача прикрыть конвой


    В 9 часов 20 минут 30 мая 1942 года с аэродрома Ваенга-Первая на прикрытие союзного конвоя РQ-16, основная часть которого шла в Мурманск по фарватеру Кильдинского плеса, в воздух поднялись две пары «киттихауков». В первой ведущей паре вылетели командир 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка (2 ГКАП) гвардии подполковник Борис Сафонов и его заместитель гвардии майор Алексей Кухаренко. Во второй паре - два североморских аса: гвардии старший лейтенант Владимир Покровский и гвардии капитан Павел Орлов.

    Из воспоминаний Владимира Покровского (автор встречался с бывшим летчиком у него дома в Санкт-Петербурге в 1991 году), одного из участников последнего боевого вылета Бориса Сафонова:

    «Вечером 29 мая я и Павел (Орлов) уже знали, что рано утром вылетим на прикрытие конвоя и находились в готовности. Ночевать пришлось прямо на КП вместе с Сафоновым и Кухаренко. Сафонов дежурил у телефона - ждал сообщения о входе транспортов конвоя в нашу зону, после чего они должны были с майором Кухаренко сразу вылететь. Ночью почти не спали. Сафонов сидел за столом, положив голову на скрещенные руки перед собой, а мы расположились на стульях и лавках, стоявших вдоль стены. Ночью несколько раз звонил телефон, Сафонов давал какие-то распоряжения.

    Еще не рассвело, а мы были уже у своих самолетов…



    Союзный конвой у входа в Кольский залив. Фотоснимок сделан с борта немецкого самолета.

    Самолеты были сильно перегружены топливом и у нас были сомнения, хватит ли взлетной полосы. Первым взлетал Сафонов, он поставил свой самолет максимально - в самом начале взлетной полосы, дал обороты мотору и пошел на взлет. Все, кто наблюдал за его взлетом, затаили дыхание: хватит ли полосы? Хватило! Взлетел! Но, если взлетел командир, мы тоже сможем. Я вылетал после Кухаренко, уже без волнения. Летели низко над водой, довольно неприятное чувство. Вскоре майор Кухаренко повернул обратно - у него начал дымить мотор. Честно сказать, я не удивился - не любил он летать, редко летал на боевые задания. Почему летели низко? Снизу лучше на небе просматриваются самолеты, чем наоборот. В полете над морем время медленно тянулось, я уже начал волноваться, не пролетели ли сторонкой, как вдруг вдали сначала увидели столбы дыма, поднимавшиеся как будто из воды, а потом и сами корабли.

    Подлетая, мне сначала показалось, что над конвоем все спокойно, но неожиданно в небе появились дымные шапки от разрывов, а из облаков один за другим спикировали «юнкерсы». Сафонов дал обороты и пошел на перехват, мы с Орловым за ним…»
    Атаковали все


    Сбросив бомбы, «юнкерсы» стали выходить из пикирования. Строй вражеских самолетов растянулся, и в этот момент Сафонов зашел слева сзади второму бомбардировщику в хвост, третий Ju-88 вышел из пикирования и оказался сзади самолета Сафонова. Покровский атаковал этот самолет сверху сзади, а вышедший из пикирования четвертый бомбардировщик оказался в стороне и сзади самолета Покровского, которого атаковал также в хвост капитан Орлов.

    Таким образом, в момент первой атаки получился растянутый пеленг пар самолетов «юнкерсов» и «киттихауков». Впереди шла пара Ju-88 кильватером, затем «киттихауки», преследовавшие каждый по одному бомбардировщику, и сзади пара «юнкерсов», замыкавших этот необычный строй. Вся эта вереница самолетов перемещалась курсом 220°-230° от конвоя.

    После первой атаки «юнкерсы», атакованные Покровским и Орловым, отвернули от группы влево на 30 градусов и перешли на бреющий полет с целью на фоне воды оторваться от преследователей. Оставив своего ведущего одного без прикрытия, летчики продолжили преследовать и атаковать бомбардировщики противника по одиночке и потеряли из виду не только самолет Сафонова, но и друг друга.



    Владимир Покровский.

    Покровский, продолжая преследовать Ju-88, сверху с дистанции 300-200 метров атаковал его и вел огонь до полного расходования боекомплекта, пока бомбардировщик не загорелся и не упал, врезавшись в воду. По его докладу, этот «юнкерс» спланировал на воду и горел там еще около двух минут.

    Орлов сзади в хвост произвел 5-6 атак по вражескому бомбардировщику, после чего у того загорелся левый мотор. Орлов снова сзади справа зашел в хвост и стал вести огонь теперь уже по правому мотору, но в этот момент бомбардировщик резко уменьшил скорость, и Орлов проскочил мимо. Развернувшись, Орлов не обнаружил врага и, посчитав того сбитым, стал по радио вызывать Покровского. После чего они встретились над конвоем и предприняли попытку найти Сафонова. По радио со своим ведущим они связаться не могли, так как рация на командирском самолете работала в другом волновом диапазоне. Пройдя один раз вокруг конвоя, они взяли курс на свой аэродром: горючего оставалось мало, а боезапас был израсходован.

    Из оперативной сводки штаба ВВС СФ за № 150 от 30 мая 1942 года, составленной к 19 часам:

    «2 ГКАП: <…> С 09:20-10:45 4 Томагаука (в 1942 году во всех оперативных документах и журналах учета боевого состава ВВС Северного флота модификация истребителя Кертисс Р-40Е ошибочно называлась «томагаук». Как известно, это название носила другая более ранняя модификация американского истребителя - Р-40С, которого не было на вооружении в ВВС СФ. - Ю. Р.) в районе Ш= 70 05 Д= 35 50 заметили 6 Ю-88, пикирующих на транспорта, вступили с ними в бой. В воздушном бою подполковник Сафонов сбил 3 Ю-88, сам был подбит, произвел вынужденную посадку на воду - утонул.

    Старший лейтенант Покровский - сзади сверху с Д= 200 м вел огонь по самолету Ю-88 до полного израсходования патрон, после разворота наблюдал Ю-88 горящим на воде. Горел 3-4 минуты.

    Капитан Орлов - сзади с Д= 300-200 м на Н= 30 м вел пулеметный огонь по Ю-88, самолет противника сбавил скорость с горящим левым мотором. Капитан Орлов проскочил его и при развороте уже не видел противника, предположительно самолет противника упал в воду.»

    Всего 30 мая 1942 года на прикрытие конвоя РQ-16 летчиками ВВС Северного флота было совершено 149 самолето-вылетов. Заявлено об уничтожении в районе конвоя пяти Ju-88 и двух Bf-109, кроме того, предположительно были сбиты еще два Ju-88 и два Bf-109. На счет североморских летчиков записали: три сбитых «юнкерса» Борису Сафонову, один - Владимиру Покровскому и один, но предположительно, - Павлу Орлову.

    Известно, что в этот день 5-й Воздушный флот люфтваффе потерял три двухмоторных «юнкерса»:

    - Ju-88 A-4 WNr. 1760 из состава 4./KG 30 не вернулся с боевого задания (боевая потеря - 100%, экипаж погиб);

    - Ju-88 D-5 WNr. 430244 из состава 1.(F)/124 вследствие повреждений от огня вражеской истребительной авиации, произвел посадку на фюзеляж на аэродроме Киркенес (боевая потеря - 100%, экипаж невредим);

    - Ju-88 A-4 WNr. 2068 из состава I./KG 30 потерпел катастрофу во время взлета на аэродроме Банак (не боевая потеря - 80.
    Легенда умереть не может


    После того как на аэродром без своего командира вернулись Орлов и Покровский поползли слухи о чудесном спасении североморского аса. Говорили, что Сафонова подняли из воды и он следует в Мурманск на одном из союзных транспортов. Когда все транспорты вошли в порт, а летчика на них не оказалось, поползли слухи, что его спасла одна из советских подлодок. Но и это не подтвердилось.



    «Юнкерсы» Ju-88 A в полете.

    Затем нашлись «очевидцы», которые видели и разговаривали с Сафоновым в госпитале в Архангельске, куда его доставили на одном из боевых союзных кораблей. Имели хождения и другие еще более невероятные слухи. Люди не хотели верить в то, что лучший летчик-истребитель Северного флота, по сути уже живая легенда, погиб.

    Когда в апреле 1943 года под Мурманском сбили самого результативного немецкого аса - оберфельдфебеля Рудольфа Мюллера, на счету которого на тот момент было 94 воздушные победы, во время его допроса выяснилось, что он мог быть причастным к гибели Бориса Сафонова.

    Из воспоминаний Анатолия Жатькова (Анатолий Владимирович Жатьков (1908-1995), с ноября 1941 года командир 95-го АП, с марта 1942-го в составе ВВС СФ, с мая 1944-го - командир 14-й САД ВВС СФ, генерал-майор авиации с 1949 г., умер 14.11.1995 года в Москве. Его воспоминания хранятся в музее ВВС Северного флота в поселке Сафоново):

    «Борис Сафонов вылетел в одной из первых четверок и сразу вступил в бой с большой группой Ю-88, сбил последовательно три самолета и не сразу заметил, как одна из пуль попала в радиатор его самолета, а он в порыве боевого успеха своевременно не заметил это, продолжив вести бой. А когда резко повысилась температура двигателя, вынужден был выйти из боя и попытаться дотянуть до острова Кильдин… Позже, когда летчик Бокий подбил фашистский самолет Ме-109, и летчик Ганс Мюллер (Рудольф Мюллер. - Ю. Р.) был вынужден сесть на лед Средне-Ваенгского озера, а затем взят в плен, то при допросе, на котором мне пришлось присутствовать вместе с капитаном Н. С. Житинским (помощник командующего ВВС СФ по летной подготовке и воздушному бою. - Ю. Р.), стали очевидны обстоятельства гибели Сафонова. Оказывается, когда завопили о помощи фашистские бомбардировщики и торпедоносцы, были подняты с аэродрома Луостари одномоторные истребители, среди которых был и Мюллер. Он, придя к острову Кильдин для перехвата наших самолетов, заметил дымящийся одиночный самолет «томагаук» и сбил его. В то время на самолете «томагаук» летал только Б. Ф. Сафонов. Так мы узнали обстоятельства его гибели. Это событие стало трауром не только для авиации СФ, но и для всего флота…»

    (Продолжение следует.)

    Опубликовано: Мурманский вестник от 30.05.2017


    Как погиб Сафонов

    Стали известны обстоятельства последнего боя легендарного летчика

    31 мая, 2017 08:11 | Земляки | Юрий Рыбин



    В гостях у Бориса Сафонова военный корреспондент Никодим Гильярди (в центре) и комиссар 78-го сафоновского истребительного авиаполка Петр Редков (справа). Ваенга. Осень 1941 г.

    (Продолжение. Начало в № 79.)
    Мюллер ни при чем


    В воспоминаниях Анатолия Жатькова читаем, «как одна из пуль попала в радиатор самолета», словно он лично на морском дне обследовал «киттихаук» Сафонова и пришел к такому выводу. Хотя, надо заметить, это предположение, как покажет время, окажется совсем недалеким от истины.

    Командира 95-го авиаполка майора Анатолия Жатькова и Бориса Сафонова связывала не только совместная военная служба, но и близкие товарищеские отношения. Дружба между ними зародилась почти сразу по прибытии 95-го авиаполка в Ваенгу. В то время, когда у 95-го еще не было своего КП, майору Жатькову приходилось руководить полетами с командного пункта 2-го ГКАП, где он много времени провел с Борисом Феоктистовичем, который тогда по состоянию здоровья практически не летал (после операции по удалению аппендицита. - Ю. Р.). Жатьков часто бывал в гостях у Сафонова дома.

    Особенно запомнился Анатолию Владимировичу первый такой визит: в тот день на улице разыгралась сильная метель, и, побоявшись заблудиться в незнакомой пока еще для него местности, Жатьков позвонил по телефону, чтобы отказаться от приглашения. Но Сафонов быстро нашел решение: стал стрелять с порога своего дома из ракетницы, и по этим сигналам в пурге приглашенный гость нашел дорогу в нужный ему дом.

    Трудно сейчас объяснить, почему на Северном флоте стали считать, что именно немецкий ас Рудольф Мюллер сбил над конвоем Бориса Сафонова. Хотя отрезок времени боевого вылета лучших на Севере немецкого и советского истребителей, а также нахождение их в этот период на коммуникациях Баренцева моря почти совпадают. Но уже тогда было хорошо известно, что между зафиксированным местом падения самолета Сафонова и районом у входа в Кольский залив (между мысом Сеть-Наволок и островом Кильдин), где барражировала группа немецких одномоторных истребителей Bf-109, расстояние, даже при самых скромных подсчетах, 50-60 км. То есть утром 30 мая 1942 года маршруты Рудольфа Мюллера и Бориса Сафонова даже теоретически не могли пересечься.

    Тем не менее Рудольфу Мюллеру было разрешено (!) на встречах с советскими летчиками, в частности, с летчиками 122-й ИАД ПВО, прикрывавшими в годы войны Мурманск, говорить о том, что именно он сбил самого результативного аса ВВС Северного флота. Об этом факте автору стало известно из письма командира 1-й эскадрильи 768-го ИАП ПВО Георгия Ивановича Козлова, в котором он пишет: «Его (Мюллера. - Ю. Р.) привезли к нам в сопровождении капитана в морской форме (офицер из отдела разведки штаба СФ капитан П. В. Сутягин. Ю. Р.). Мюллер был в нашей шубе, валенках, шапке-ушанке. Встреча состоялась прямо на летном поле аэродрома Арктика. Присутствовали летчики 767-го и 768-го ИАП. <…> Мюллер сообщил, что на его счету 114 сбитых самолетов, из них 70 он сбил над Англией. По времени и месту из его рассказа выходило, что он сбил Бориса Сафонова. Я переспросил переводчика, можно ли верить сказанному. Он мне ответил, что можно».

    После войны в первых публикациях о Борисе Сафонове именно эта версия его гибели была представлена широкому кругу читателей. В 1950 году вышла книга «Борис Сафонов», автором которой был Никодим Федорович Гильярди. Военный журналист и писатель Никодим Гильярди еще при жизни Бориса Сафонова стал его первым биографом. В книге о последнем бое героя читаем:

    «Сафонов в это же время сбил одну вражескую машину, потом вторую...

    Победа была почти обеспечена! Но в эту минуту командир был атакован фашистским истребителем, внезапно вынырнувшим из-за облака. <…>

    Только потом выяснилось (напавший на командира фашистский истребитель спустя несколько дней был сбит сафоновским учеником Бокием), что вражеский истребитель специально охотился за Сафоновым. Не принимая участия в завязавшемся бою, этот истребитель выжидал удобный для нападения момент. Облачность давала возможность трусливо прятавшемуся врагу быть незаметным... <…>

    Сигнальщики с кораблей каравана, наблюдавшие за воздушной схваткой одного советского летчика против четырех фашистов, передавали о том, что Борису Сафонову удалось сбить еще одного «юнкерса», когда на самолет Сафонова напал специально охотившийся за ним вражеский истребитель».
    Версия командующего флотом


    Через десять лет после издания книги «Борис Сафонов» мемуары написал и бывший командующий Северным флотом Арсений Григорьевич Головко. Он называет совершенно другую версию гибели прославленного североморского аса:

    «На глазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика...

    Вскоре на командном пункте Ваенги по радио были приняты слова: «Прикройте с хвоста...» Это были, как выяснилось, слова Сафонова. Затем сигнальщики эскадренного миноносца «Куйбышев» - одного из кораблей, сопровождавших конвой, - увидели, что Сафонов устремился в атаку против третьего «юнкерса», но что в то же мгновение из облаков вывалился и напал на Сафонова вражеский истребитель. Спустя короткое время на командном пункте приняли еще одну радиограмму Сафонова: «Подбил третьего... мотор... Ракета...». Последнее слово было условным извещением о неизбежности вынужденной посадки. Дальнейшее, по докладам корабельных сигнальщиков, произошло так: самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако недотянул двадцать - двадцать пять кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул. <…>

    Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели. Возможно, мотор отказал потому, что был поврежден снарядом. Скорее же всего, в критическую минуту, как происходило не раз, сыграли роковую роль технические неполадки, свойственные «киттихаукам».

    Именно это Арсений Григорьевич считает основной причиной гибели Бориса Сафонова. Далее читаем:

    «...Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететь только четыре самолета. И вот из этих четырех один был вынужден, опять-таки из-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полет продолжали трое».

    После столь нелестной характеристики, данной американскому истребителю Р-40Е, становится вполне естественным и окончательный вывод, главная причина гибели Бориса Сафонова, сделанный Головко в мемуарах.
    Так ли были плохи импортные моторы


    Да, действительно в составе ВВС Северного флота американские истребители Кертисс Р-40Е «киттихаук» много хлопот доставляли инженерно-техническому составу. Более того, выход из строя моторов «аллисон» летом 1942 года принял характер эпидемии. Тем не менее бывший командующий СФ несколько сгустил краски. Прежде всего, в конце мая 1942 года «киттихауки» стояли в бездействии не по причине технических неполадок, а потому, что они лишь 20 мая поступили на вооружение во 2-й ГКАП и большая часть самолетов не была даже облетана. Напомним, что гвардии старший лейтенант Владимир Покровский и гвардии капитан Павел Орлов 30 мая впервые вылетели на боевое задание на этом американском истребителе, а гвардии майор Алексей Кухаренко - во второй.

    Кроме того, надо наконец-то признать, что технические неполадки моторов «аллисон» были не причиной их ненадежной работы, а лишь только следствием. Одной из причин массового выхода из строя этих и других импортных моторов являлось низкое качество горюче-смазочных материалов (ГСМ), применяемых на протяжении всей войны в ВВС Красной Армии и флота.

    Была и другая серьезная проблема. Второй причиной преждевременного выхода из строя таких двигателей стали пыль и песок: абсолютно все заполярные аэродромы имели песчаное покрытие. С началом летней эксплуатации, когда снежный покров взлетно-посадочных полос сменился на песчаный, моторесурс импортных моторов с заявленных 180 часов снизился до 30-20 часов налета. А так как все самолеты к тому же эксплуатировались без применения пылевых фильтров, то это привело к катастрофическому положению боевого состояния всей импортной матчасти. Именно по этим причинам «харрикейны», «киттихауки» и «аэрокобры» в 1942 году и стояли без действия.

    К сожалению, Головко очень часто несколько приукрашивает действительность. Например, в эпизоде с гибелью Бориса Сафонова он пишет о соотношении сил во время воздушного боя над союзным конвоем звена «киттихауков»: «Трое против 45 «юнкерсов» и неустановленного числа «мессершмиттов». Хотя в любом оперативном документе некогда подчиненного ему штаба ВВС Северного флота, включая и оперативные сводки, говорится о том, что сафоновцы атаковали вражескую группу из шести бомбардировщиков Ju-88 без истребительного прикрытия. Кроме сафоновцев над конвоем патрулировала еще пара двухмоторных истребителей Пе-3 95-го АП. Таким образом, не «трое против 45», а в действительности пять истребителей против шести бомбардировщиков! Как видно, ситуация над конвоем была критическая не для сафоновцев, а для немецких летчиков из 30-й ударной эскадры «Адлер».

    После публикации мемуаров Головко в 1960 году его версия гибели Сафонова стала официальной, общепризнанной.

    (Окончание следует.)

    Опубликовано: Мурманский вестник от 31.05.2017


    Как погиб Сафонов

    Стали известны обстоятельства последнего боя легендарного летчика

    01 июня, 2017 09:11 | Земляки | Юрий Рыбин

    Последний снимок Бориса Сафонова. Ваенга-Первая. Май 1942 г.

    (Продолжение. Начало в № 79, 80.)
    Донесения - и немецкие, и советские - близки


    Картину последнего воздушного боя североморского аса над конвоем PQ-16 могли бы прояснить документальные свидетельства с немецкой стороны, часть которых хранилась (притом особо строго - без доступа к ним) в Центральном архиве Минобороны РФ (ЦАМО). Не так давно стал доступен для исследователей фонд № 500 - фонд немецких трофейных документов, находившихся здесь с 60-х годов.

    Теперь с этими документами можно ознакомиться без каких-либо ограничений даже в Интернете. В этой немецкой трофейной коллекции оказались и оперативные сводки 5-го воздушного флота люфтваффе, в которых отражены все действия немецкой авиационной группировки на морских коммуникациях в Баренцевом море против конвоя РQ-16.

    Есть ли в донесениях немецких летчиков информация о падении советского истребителя в районе конвоя утром 30 мая 1942 года? Да, есть! Из донесений летчиков бомбардировщиков из 2-й группы 30-й ударной эскадры «Адлер» (для удобства в тексте немецких документов переведены стрелки с берлинского на московское время, то есть прибавлен один час. - Ю. Р.):

    «1) II./K.G. 30 - 11 Ju-88 [в период] 08:30-12:02. [Аэродром] Банак. 9 Ju-88 задание выполнили, 1 Ju-88 выполнял задание по наведению спасательных гидросамолетов, 1 Ju-88 вернулся из-за отказа мотора. 2 Ju-88 с задания не вернулись.

    Результаты наблюдения:

    10:04 1 Ju-88 примерно в 20 км З[ападнее] конвоя отвесно рухнул горящим после обстрела одним истребителем.

    10:05 1 вражеский истребитель упал штопором, наблюдали удар об воду».

    Сведения действительно очень интересные. Как правило данные противоборствующих сторон сильно отличаются. В нашем случае они не столь противоречивы. Прежде всего обращает на себя внимание время - 10.05, когда немецкими летчиками с бомбардировщиков было отмечено падение вражеского самолета. В других немецких донесениях время указано более близкое к советским источникам.

    Есть расхождения и в отношении высоты, на которой «юнкерсы» вышли из пикирования после бомбометания: в немецких документах - 1400 м, в советских - 300-400 м. Разница довольно существенная, но эти данные как с немецкой стороны, так и с нашей, не вызывают сомнений. По всей вероятности после выхода из пикирования во время дальнейшего полета над транспортами конвоя, чтобы меньше подвергаться сильному зенитному обстрелу, группа пикировщиков снизилась до высоты 300-400 метров, после чего уже за пределами каравана ее атаковали наши истребители.

    Это вполне логично. Надо правильно представлять, что значит прикрывать морской конвой во время его перехода. Дело в том, что это осуществлялось не в буквальном смысле - барражированием непосредственно над транспортами, идущими в нескольких колоннах в кильватерном строе, но патрулированием вокруг конвоя на расстоянии не ближе 5-6 километров от кораблей сопровождения. Находиться ближе к конвою было небезопасно, так как согласно существующему положению «О следовании в конвоях» корабли охранения и зенитные расчеты на транспортах могли открыть огонь по любому самолету, оказавшемуся в непосредственной близости. И такое бывало. Подобный случай произошел несколькими днями ранее над тем же PQ-16.

    В составе союзного конвоя было одно САМ-судно (торговое судно, оборудованное катапультой (Catapult Aircraft Merchant). Каждое такое судно кроме своего обычного груза несло готовый к взлету «си харрикейн». Истребитель был разового использования, поэтому после воздушного боя пилот истребителя должен был лететь к ближайшему берегу или, если берег находился слишком далеко, выбрасываться с парашютом и приводниться в холодные воды Ледовитого океана в надежде, что какое-нибудь судно успеет его подобрать, до того как он замерзнет). «Си харрикейн» САМ-судна «Эмпайр Лоренс» был использован 25 мая при отражении налета вражеских торпедоносцев Не-111 из состава 26-й ударной эскадры.

    Его пилот Алистер Хэй сбил один торпедоносец и серьезно повредил второй. В результате атака торпедоносцев была сорвана, и ни одна торпеда в цель не попала. Но стоило «си харрикейну» приблизиться к каравану, его сбили прежде, чем пилот успел посадить самолет на воду. Хэй, получивший ранение в обе ноги, сумел покинуть самолет на парашюте. Моряки с эсминца «Волентир» быстро подняли его из воды, и отважный английский летчик остался жив.

    Поэтому не вызывает сомнений то, что сафоновцы перехватили группу «юнкерсов» на высотах гораздо ниже 1400 метров и на некотором удалении от конвоя. Судя по немецким данным, сбитый «юнкерс» упал в воду в 20-ти километрах от конвоя.
    Кто все-таки это сделал


    В донесении немецких летчиков нет ответа на главные вопросы - как и кто сбил Сафонова. Однако в 8-м пункте оперативной сводки от 30 мая 1942 г. о действиях воздушных разведчиков из 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124) находим следующую информацию:

    «1.1 124 - 1 Ju-88 [в период] 07:45-11:48. [Аэродром] Киркенес.

    Воздушная разведка [непосредственно] в районе конвоя - 08:52-10:29.

    08:00 нахождение конвоя в кв. 37 вост. 4020.

    Противодействие:

    08:34 в кВ 37 вост. 4033 на встречных курсах 2 Харрикейна, без атаки.

    09:29-09:36 в районе конвоя атакован 2 «Харрикейнами», переходом на бреющий полет и изменением курса полета вышел из под удара.

    10:30-10:37 в районе конвоя атакован 1 Пе-2 или Пе-3 и 1 «Харрикейном», дистанция 100 м, после отражения пулеметным огнем [последний] отвернул с дымлением».

    Выходит, обстрелянный ими «харрикейн», отвернувший с дымлением, по всей вероятности и был «киттихаук» Бориса Сафонова. То, что немецкими летчиками был неправильно определен тип вражеского самолета, обычное дело, часто ошибались и опытные летчики. Также вспомним, что истребители «киттихаук» на СФ только-только начали применять.

    Донесение с миноносца «Грозный» (командир капитан-лейтенант Н. В. Королев):

    10:30 Обнаружены 6 Харрикейнов, барражирующие вокруг конвоя;

    10:32 1 Томагаук атаковал Ю-88, бомбардировщик загоревшись упал в воду;

    10:35 На ГКП с левого автомата доложили, что истребитель типа Томагаук упал в воду.

    Донесение с миноносца «Сокрушительный» (командир капитан-лейтенант М. А. Курилех):

    10:35 1 Томагаук, возвращаясь с Норд-Веста, не дотянул 40-50 кабельтовых (7,3 - 9,1 км. - Ю. Р.) с Н= 200 м врезался в воду. Когда заметили падающий самолет, увеличили ход и повернули к нему, но самолет мгновенно затонул, пришлось повернуть обратно к конвою.

    Донесение с миноносца «Валериан Куйбышев» (командир капитан-лейтенант А. И. Андреев):

    09:57-10:07 Налет 10 Ю-88 на конвой. Бомбы сброшены с пикирования. Попадание корабли не получили.

    Юнкерсы в разброд уходили в разные стороны;

    10:25 Последним ушел Ю-88 на бреющем полете, а затем неопознанный самолет;

    10:30 К конвою прибыло 6 Харрикейнов. Летают ближе и наши два бомбардировщика Пе-2;

    10:32 На норде в расстояние 20-25 каб., летевший на бреющем полете прямо на караван, упал истребитель в воду;

    11:55 Получено приказание КОДМ: ...потерпел аварию наш самолет, пойти на поиски самолета. Развернулись влево, выходим из конвоя, для следования к месту аварии самолета;

    12:00 ...Легли на курс поиска самолета.

    12:35 Прибыли к месту аварии самолета, ничего не обнаружено.

    В донесениях командиров советских миноносцев, отмечается время падения «томагаука» в период 10.32-10.35. Ближе всех к месту падения самолета оказался миноносец «Валериан Куйбышев» - на расстоянии 20-25 каб (3,7-4,6 км). Как следует из доклада командира миноносца «Сокрушительный», капитан-лейтенант Николай Королев сразу же дал команду на следование к месту падения самолета, но, по-видимому, рассмотрев в бинокль, что самолет после падения сразу же утонул, а на поверхности воды ничего не осталось, вернулся к конвою.

    Судя по донесению командира «Валериана Куйбышева» поиски летчика начались намного позже. Прошло более часа, как совершили посадку на своем аэродроме Покровский и Орлов, и командование флотом приняло решение организовать поиск не вернувшегося с боевого задания командира Бориса Сафонова. В 11.55 капитан-лейтенант Анатолий Андреев, получив соответствующее распоряжение, направился к месту падения сафоновского «киттихаука».

    Здесь надо сказать, что на протяжении долгого времени между кораблями конвоя и самолетами, прикрывавшими их, отсутствовала какая-либо связь. Прежде всего из-за того что командование ВВС СФ не проявляло достаточной настойчивости в организации этой связи. С другой стороны, английское командование в интересах скрытности перехода конвоев отказалось от радиосвязи с самолетами. Корабли конвоя при переходе соблюдали полное радиомолчание. Даже пользование радиоприемниками, в том числе и индивидуальными, запрещалось.

    Для опознания самолетов с кораблей англичане рекомендовали применять самолетные лампы и специальные огни, широко распространенные у них. Передача визуальных сигналов с кораблей для целеуказания и наведения истребителей не применялась. На кораблях конвоев не было ответственных авиационных офицеров, которые могли бы осуществлять связь с самолетами прикрытия.

    Основными документами взаимодействия конвоя с истребителями являлись опознавательные таблицы и таблицы сигналов, разрабатываемые и заблаговременно высылаемые английским командованием в штаб ВВС Северного флота.

    Однако командование конвоя не могло знать о планах командующего авиацией СФ - связь со штабом флота им не устанавливалась.
    От расплаты не ушли


    Итак, анализ боевых донесений советской и немецкой сторон указывают на то, что самолет упал между 10.32 и 10.37 под большим углом и мгновенно затонул. Кроме того, из немецких источников следует, что причиной падения самолета является оборонительный огонь воздушных стрелков разведывательного «юнкерса» - Ju-88 D-5 WNr.430244 из состава 1.(F)/124, получивший в свою очередь повреждения в районе конвоя от атаки советского истребителя (вероятнее всего, Бориса Сафонова) и потерпевший аварию во время посадки на аэродроме Хебуктен под Киркенесом.

    В этом вылете экипаж разведывательного «юнкерса» 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки имел такой состав: пилот самолета - унтер-офицер Людольф Шмитц, наблюдатель (штурман) - оберлейтенант доктор Хельмут Шубринг, воздушный стрелок-радист - унтер-офицер Вильгельм Петерсен, воздушный стрелок-механик - унтер-офицер Франц Нойбауер. Кто из воздушных стрелков этого разведывательного «юнкерса» выпустил фатальную пулеметную очередь из пулемета Mauser МG-81J калибра 7,92 мм по самолету Бориса Сафонова, сейчас установить не представляется возможным.

    Падение в воду штопором (или под тупым углом) говорит о том, что летчик получил смертельное ранение, так как при выходе из строя мотора опытному летчику не составляло особого труда совершить вынужденную посадку. Известно, что даже летчики, летавшие на тяжелых штурмовиках Ил-2, с подбитым мотором благополучно садились на воду.

    Американский истребитель «киттихаук» был легче штурмовика Ил-2 и ко всему прочему имел довольно большую площадь плоскостей и хорошо планировал даже с остановившимся мотором. Это позволяло летчику даже средней квалификации без особых затруднений совершить подобную посадку. И этому есть немало примеров.

    В нашем случае самолет североморского аса штопором ударился о воду и мгновенно затонул. Поэтому есть все основания считать, что во время третьей атаки Борис Сафонов наряду с повреждением мотора получил и смертельное ранение. Передав по радио кодовое слово «Ракета», то есть иду на вынужденную посадку, попытался как можно ближе подлететь к кораблям конвоя. Не долетев до миноносца «Валериан Куйбышев» каких-то 5-6 километров, потерял сознание. После чего его самолет сорвался в штопор.

    Символично, что почти ровно через год практически в том же районе, где погиб североморский ас, такая же участь постигла и экипаж немецкого разведчика, сбившего Сафонова.

    18 мая 1943 года недалеко от острова Кильдин, вылетевшая на перехват вражеского воздушного разведчика пара «аэрокобр» 2-го ГКАП имени Сафонова - гвардии младший лейтенант Павел Климов и гвардии сержант Евгений Качевский, сбили Ju-88D. Экипаж «юнкерса» погиб - фельдфебель Лудольф Шмитц, лейтенант Йохим Лёбель, унтер-офицеры Вильгельм Петерсен и Франц Нойбауэр. Что касается оберлейтенанта доктора Хельмута Шубринга, он погиб раньше: 12 января 1943 года во время разведывательного вылета в район Мурманска умер от кислородного голодания - на большой высоте отсоединилась трубка кислородной маски.

    Гвардии сержант Евгений Качевский за тот сбитый «юнкерс» был награжден орденом Красной Звезды. Североморский летчик, отомстивший за смерть своего командира, до Победы не дожил - 12 апреля 44-го был сбит и погиб.

    Автор выражает глубокую благодарность за помощь и предоставленный материал Мирославу Морозову и норвежскому историку Руне Раутио.

    Орфография и пунктуация документов сохранены без изменений.

    Опубликовано: Мурманский вестник от 01.06.2017

    I know that it's evil. I know that it's got to be
    Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

    #2
    Неизвестный Сафонов

    Фрагменты из будущей книги

    25 августа, 2020 09:51 | Служу Отечеству! | Юрий Рыбин
    Фото: Фото из коллекции автора
    Борис Сафонов - ученик ФЗУ при железнодорожном депо г. Тула. 1932 г.

    Время неумолимо и стремительно бежит вперед, отдаляя нас от военного прошлого, но с каждым годом появляются и новые подробности. Например, боевой деятельности Бориса Сафонова, которому 26 августа исполнилось бы 105 лет. Стали известны все обстоятельства последнего боевого вылета и гибели североморского аса, о чем мы рассказали в мае 2017-го. Сейчас подготовлена книга о легендарном летчике, которая изобилует неизвестными фактами, архивными документами, воспоминаниями его сослуживцев и фотоснимками. Там есть и сведения о летчиках-сафоновцах, которые начинали воевать с первых дней войны в 4-й сафоновской эскадрилье, но имена их мало кому известны. Наиболее интересные фрагменты будущей книги мы представляем вашему вниманию.

    Сведения о Борисе Сафонове опубликованы во многих энциклопедиях. Но, пожалуй, выдержки из автобиографии, написанной им самим, будут и точнее, и интереснее, чем сухие и отредактированные свидетельства справочников. И, ко всему прочему, читающий эти строки, почувствует дух того времени, так как стилистика и орфография оригинала сохранены:

    «Родился в 1915 году, 26 августа в селе Синявино Плавского района, Московской области в семье рабочего печатника. До октябрьской революции отец Сафонов Феоктист Дмитриевич работал в типографиях города Москвы (Киселева, Дортмана и др.) в качестве наборщика. В 1919 году отец умер, мать в 1920 году вышла замуж за Ступина Сергея Васильевича сельского учителя Синявинской школы, села Синявина Плавского района Московской области. <…>



    Мать Фекла Терентьевна на руках с сыном Борисом, 1917 г.
    В 1930 г. кончил 6 групп школы II-й ступени гор. Плавск, Плавский район, Московская область, после чего поступил в школу ФЗУ при станции Тула Московско-Курской железной дороги и в 1932 году её окончил, в то же время учился в планерной школе город Тула, по окончании школы ФЗУ поступил добровольно учиться в 1932 году в Тульскую школу летчиков Осоавиахима город Тула, окончил ее в 1933 году в августе месяце и получил звание пилота. Во время февральской и октябрьской революций мне было 2 года.

    В 1930 году вступил в члены ВЛКСМ, был принят Синявинской комсомольской организацией, билет № 0334161, выдан Тульским горкомом комсомола. В 1937 году вступил в кандидаты ВКП(б) в партийной организации 106-й истребительной эскадрилии, кандидатская карточка № 415086 выдана политотделом 40-й авиационной бригады. За время пребывания в комсомоле и кандидатах ВКП/б/ выполнял следующую партийно-комсомольскую работу, в 1931 году был членом бюро в планерной школе, с 1937 г. по 1939 год член пленума районного комитета комсомола, с 1937 года по 1938 год член бюро первичной комсомольской организации. Партийным и комсомольским взысканиям не подвергался. В других партиях не состоял и отклонений от генеральной линии партии не было, в оппозициях не состоял.



    После учебно-тренировочных полетов. Качинская военная школа пилотов. Первая половина 1934 г.
    В РККА вступил добровольно в 1933 году в августе, по окончании Тульской школы летчиков Осоавиахима, и был направлен в первую военную школу пилотов часть 1603, где служил в качестве курсанта по 1934 г. декабрь месяц. По окончании школы приказом ВВС РККА был назначен в 106 истребительную эскадрилью, 40-й авиационной бригады в качестве пилота, с 1937 года апреля и по 1936 год август был назначен начальником парашютно-десантной службы эскадрильи и с 1938 года июля месяца по ноябрь месяц помощник комиссара по комсомолу в 15 истребительном авиаполку 70 авиационной бригады и с 1938 года ноября по данное время работаю за комиссара подразделения в этой части.

    В белой армии не служил и на территории занятой белыми и интервентами не проживал. За границей не был, под судом не был. <…>

    Ближайших родственников проживающих за границей нет. Имею сведения, что дядя по отцу <Ф.И.О.>, работая в Москве, был арестован и находился в доме заключения три года, причины его ареста для меня не известны. Проживает дядя в настоящее время (далее указан адрес. - Ю. Р.).

    <…>

    9.02.1939 г. Врид. Комиссара подразделения Лейтенант Сафонов (роспись)».



    Среди курсантов Качинской военной школы - сидит второй справа. 1933 г.

    Казалось бы, обычная автобиография с традиционно очень кратким перечислением событий жизни писавшего. Но сколько в ней любопытной информации! Бросается в глаза, что в 1939 году город Тула и Плавский район входили в Московскую область. Или название железной дороги, сегодня оно звучит очень непривычно - Московско-Курская ж.д. В наши дни это просто - Московская железная дорога.

    Современному читателю надо пояснить, что Осоавиахим (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) являлся советской общественно-политической оборонной организацией, существовавшей в 1927-1948 годы, в которой молодежь и зрелые люди в массовом порядке без отрыва от производства получали военные знания и навыки.

    В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая летчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. С этого времени во многих городах Советского Союза создаются аэроклубы Осоавиахима. Всего с 1930 по 1941 год Осоавиахим дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов.

    Однако в авиацию попасть мог не каждый, для этого надо было иметь не только хорошее здоровье, но и соответствующую биографию: никто из родственников не должен был сидеть по пресловутой политической 58-й статье, непременно надо было иметь крестьянско-пролетарское происхождение. За этим неуклонно следили товарищи «с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» из НКВД. Не случайно, одним из обязательных пунктов в автобиографии того времени было требование указывать всех осужденных родственников. Восемнадцатилетнему Боре Сафонову в этом повезло - его биография была чистой.

    Да, видим, что был еще один обязательный важный пункт - участие в Гражданской войне. Что поделаешь, такое было время...

    (Продолжение следует.)





    Неизвестный Сафонов

    Фрагменты из будущей книги

    26 августа, 2020 10:32 | Служу Отечеству! | Юрий Рыбин
    Фото: Фото из коллекции автора
    Пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ju 87.

    (Продолжение. Начало в № 125.)
    Черный день


    29 июня 1941 года началось с утреннего облета Борисом Сафоновым и Василием Рогожиным двух очередных собранных машин - накануне из ВВС Балтийского флота прибыло в разобранном виде двенадцать И-16. Теперь общее количество боевых единиц в эскадрилье выросло до шести.

    И уже в составе двух звеньев в 11 часов 30 минут Борис Сафонов вылетел навстречу своим бомбардировщикам в район полуострова Рыбачий. В первом звене с командиром эскадрильи впервые на боевое задание вылетели молодые летчики младшие лейтенанты Абишев и Котов. Правда, Владимир Котов во время взлета замешкался и припозднился, группа ушла без него. Во втором звене под командованием лейтенанта Рогожина вылетели младшие лейтенанты Максимович и Кулаев.

    Вылет прошел без особых происшествий. В районе Титовки с высоты 2 тысячи метров хорошо просматривался вражеский аэродром Луостари, а над линией фронта были замечены четыре «Мессершмитта», которые при появлении наших поспешили убраться восвояси. Все пять И-16 благополучно вернулись домой.

    Через два часа Борис Сафонов снова в воздухе. С ним на перехват вражеских бомбардировщиков вылетели лейтенант Рогожин и младший лейтенант Кулаев. Врага в воздухе не обнаружили, и через двадцать пять минут звено вернулось.

    К вечеру боевой состав эскадрильи вырос до девяти боеготовых истребителей. Борис Сафонов решил вылететь на очередное боевое задание уже в составе девятки. Задание было обычным и несложным - сопровождение своих бомбардировщиков к линии фронта. При этом во время задания на практике отрабатывалась слетанность молодых пилотов в группе, в составе сразу трех звеньев, что раньше сделать было невозможно из-за отсутствия необходимого числа самолетов. В ведущем звене Бориса Сафонова его ведомыми были, как и в первом утреннем вылете, младшие лейтенанты Абишев и Котов. Второе звено возглавил лейтенант Рогожин, его ведомые - младшие лейтенанты Максимович и Кулаев. И в третьем звене во главе с лейтенантом Антипиным вылетели младшие лейтенанты Раевский и Плотников.



    Борис Сафонов - уже лейтенант. Витебск. 1938 г.

    Вместе с сафоновской эскадрильей на сопровождение бомбардировщиков ушла эскадрилья капитана Петра Быкова в составе двенадцати И-15 бис. Вся эта внушительная группа истребителей сопровождала наши бомбардировщики до Рыбачьего. Далее до цели - морской порт Петсамо. Семь СБ следовали в одиночку - истребителям перелетать линию фронта запрещалось из-за небольшого радиуса их действия. Цель находилась относительно недалеко, и истребители сопровождения имели возможность следить за полетом и действиями своих бомбардировщиков.

    Сбросив бомбы с высоты 4 тысячи метров, те благополучно вернулись к своему эскорту, и вся авиагруппа вышла на обратный курс. Неожиданно Плотников и Раевский вышли из общего строя и на максимальной скорости погнались за одиночным «Мессершмиттом» Bf 109, мелькнувшим в отдалении. Это и стало причиной первой боевой потери в сафоновской эскадрилье: пара возвращалась домой с большим опозданием и из-за недостатка горючего разбилась в районе аэродрома. При этом Петр Раевский погиб, а Юрий Плотников получил серьезную травму головы и надолго попал в госпиталь.

    Но на этом испытания для Сафонова не закончились. Не успели еще остыть моторы «ишачков» после вечернего вылета, а командир эскадрильи - разобраться в обстоятельствах чрезвычайного происшествия в его подразделении, как аэродром Ваенга подвергся внезапной бомбардировке.

    Это был второй за день налет вражеской авиации на Ваенгу. Во время первого, дневного, сгорели два истребителя И-15 бис и один бомбардировщик СБ. Погиб летчик 1-й эскадрильи младший лейтенант И. Ф. Шапошников, в самолет которого попала бомба. Погибли два авиамеханика - воентехник 1-го ранга П. З. Яшелин и воентехник 2-го ранга Ф. И. Орлов. Два летчика были ранены.

    Вечером больше всех досталось 4-й эскадрилье. Когда уже на аэродром пикировали вражеские бомбардировщики, лейтенант Василий Рогожин попытался взлететь, но взорвавшаяся на взлетной полосе бомба буквально изрешетила осколками его машину, а сам летчик был тяжело ранен. После длительного лечения его комиссовали, и дальше он служил в учебных подразделениях.



    Разбитый истребитель И-16 на аэродроме Ваенга.

    На стоянках сгорело два И-16, у третьего огонь уничтожил плоскость, все остальные «ишачки» получили пробоины от пуль и осколков. Всего в результате двух налетов в 72-м авиаполку осколками фугасных бомб и разлетевшихся от взрывной волны камней семнадцать машин получили повреждения. К счастью, незначительные, большую часть самолетов отремонтировали за пару дней.

    Но положение в 4-й эскадрилье было более тяжелым, чем в других. Только за один день в результате вечернего налета вражеской авиации и катастрофы двух истребителей эскадрилья лишилась сразу пяти самолетов, а все остальные требовали мелкого и среднего ремонта. Она потеряла трех летчиков: один погиб, двое получили тяжелые ранения и надолго выбыли из строя. В конце дня адъютант эскадрильи старший лейтенант Александр Блузкин представил командиру полка подписанное командиром эскадрильи донесение: «Боевой состав эскадрильи: всего 13 летчиков, налицо в строю - 9. Всего самолетов 6, исправных нет». Таким образом, сафоновская эскадрилья за один день потеряла почти половину матчасти и на несколько дней почти полностью - боеспособность.

    С начала войны это были самые тяжелые потери в 72-м полку за один день. Более того, боеготовность потеряла единственная в полку истребительная эскадрилья, вооруженная скоростными И-16 «тип 24», способная противостоять вражеской ударной авиации. Остальным истребителям - бипланам И-153 и И-15 бис - не под силу было тягаться в скорости с двухмоторными «Юнкерсами» Ju 88. Не случайно в первые недели войны бомбардировщики противника уверенно летали над нашей территорией без сопровождения.

    Осознавая создавшееся тяжелое положение, командующий ВВС СФ генерал-майор авиации Александр Кузнецов через Военный совет СФ к исходу дня доложил наркому ВМФ об острой нужде в самолетах-истребителях.

    10 июля Борису Сафонову присвоили очередное воинское звание - капитан. Еще одним приятным событием в этот день было то, что в эскадрилью поступило десять истребителей И-16, прибывших из ВВС Краснознаменного Балтийского флота. И хотя все самолеты, как и в первой партии, были не новыми, зато семь И-16 были пушечной модификации - «тип 27» и «тип 28». Один такой истребитель с пушечным вооружением облюбовал себе Борис Сафонов. Выбор его пал на И-16 «тип 28» с заводским № 2821з95. Именно на этом истребителе Борис Сафонов в последующие дни добьется впечатляющих результатов и завоюет в 1941 году славу непревзойденного североморского аса.

    (Продолжение следует.)

    Опубликовано: Мурманский вестник от 26.08.2020

    Неизвестный Сафонов

    Фрагменты из будущей книги

    27 августа, 2020 11:11 | Служу Отечеству! | Юрий Рыбин
    Фото: Фото из коллекции автора
    Истребитель «Харрикейн» 2-го Гвардейского Краснознаменного авиаполка имени Бориса Сафонова.

    (Продолжение. Начало в № 125, 126.)

    Прежде всего надо понимать, что активная боевая деятельность Бориса Феоктистовича Сафонова в 1941 году приходится лишь на три первых месяца войны. Причем тактика боевых действий первых двух из них сильно отличается от последнего, звездного, сентябрьского. Именно в этот короткий промежуток времени, примерно с середины августа до середины сентября, максимально проявились талант и умение североморского аса.

    В этот месяц Сафонов успешно применил классический прием истребительной авиации - тактику внезапных атак. Пиком высокого сафоновского мастерства считается воздушный бой 15 сентября 1941 года. Читаем в статье «Славные сражения», опубликованной в газете «Североморский летчик» ровно год спустя:

    «15 сентября 1941 года, когда для всей североморской авиации имя Сафонова стало синонимом наступательного порыва, непреклонной воли к победе, умного и расчетливого риска, преданности Родине и ненависти к врагу. <…> Одержав 15 сентября 1941 года две воздушные победы, по праву вошедшие и в историю военного искусства, и в народные легенды, Герой Советского Союза капитан Сафонов продолжал с новой силой громить ненавистного врага».

    О том знаменательном бое в том же номере «Североморского летчика» поведал один из его участников. Статья так и называется: «Рассказ участника воздушных боев 15 сентября 1941 года Героя Советского Союза капитана В. Покровского».

    «<…> Самолеты противника мы заметили по разрывам первых сброшенных ими бомб. Впереди нас, примерно в пяти километрах, мы увидели более двадцати бомбардировщиков: они были на меньшей высоте, чем мы, но в стороне выше нас кружило еще два десятка истребителей «Ме-109». В общей сложности - сорок... Нас - пятеро. Фашистские бомбардировщики шли с юга на север, и Сафонов дал нам знак развернуться и отойти в сторону солнца.

    Каждый из ведомых Сафонова понимал, что командир своим маневром не уклоняется от боя. Внезапность нападения - вот к чему стремился Сафонов. Маскируясь солнцем, сомкнутым клином мы пошли на сближение с противником. Действительно, редкое заполярной осенью ослепительное солнце прикрывало нас от врага, немцы не видели нас, хотя мы находились уже в километре от бомбардировщиков. <…> Дистанция укорачивается до ста метров, и эти сто метров прочеркивает наконец огненная трасса от машины Сафонова к бомбардировщику, замыкающему вражескую колонну. Открываем огонь и мы - каждый по своей жертве.

    Атакуем бомбардировщики мы втроем - Сафонов, Максимович и я (спустя два года с той памятной воздушной схватки Владимир Павлович, видимо, забыл, что Виктор Максимович в тот день вообще не поднимался в воздух. В этом знаменательном вылете участвовали (очередность по записи в «Журнале учета боевых вылетов 72 САП»): капитан Борис Сафонов, старший лейтенант Александр Коваленко, сержант Петр Семененко, младшие лейтенанты Хусин Абишев и Самуил Коган, капитан Алексей Полковников, младшие лейтенанты Илья Животовский и Владимир Покровский. - Ю. Р.). Коваленко с ведомым прикрывает нас от неминуемого нападения «Мессершмиттов». Сафонов бьет по облюбованному им бомбардировщику сверху под углом 15 градусов, я бью по избранному мной фашисту под тем же углом, но снизу. Вражеский самолет, сбитый Сафоновым, уже валится на землю, когда я второй очередью приканчиваю еще один бомбардировщик.

    Было уже сбито четыре немецких машины, когда Коваленко, следивший за ходом боя, просигнализировал Сафонову о приближении «Мессершмиттов». Жалко было расставаться с фашистскими бомберами, которые, ошеломленные внезапностью и яростью наших атак, настолько перепугались, что, спасаясь бегством, начали бросать бомбы на собственные позиции, на собственные войска. «Мессершмитты» находились уже в 800 метрах. Нам были ясно видны их желтые носы и желтые консоли. Сафонов, собрав свою группу и возглавив ее, устремил нас навстречу фашистским истребителям. Они шли на нас парами, строем пеленга, лобовой атакой. Мы, конечно, приняли атаку. С обеих сторон понеслись трассы.



    Капитан Сафонов - командир 78-го ИАП ВВС Северного флота. Ноябрь 1941 год.

    Мы не дрогнули. Дрогнули немцы. Строй их рассыпался. Теперь наша задача заключалась в том, чтобы прикрыть друг друга, не дать численно превосходящему противнику перебить нас поодиночке. Сафонов приказал нам войти в вираж по горизонтали («карусель»). Фашисты находились над нами. Они били по нашим самолетам, но держались на почтительном расстоянии и урона нам пока не причиняли. Когда же отдельные фашистские истребители пытались, снижаясь, приблизиться к нам, мы, подняв носы наших самолетов, парой очередей отражали атаку и опять входили в круг.

    Так мы «прокаруселили» несколько минут, как вдруг заметили, что у «мессеров» что-то случилось: неожиданно они стали уходить, предоставив нам возможность в целости и невредимости вернуться на аэродром».

    Вот, собственно, тактические приемы командира 4-й эскадрильи, использованные в воздушной схватке 15 сентября 1941 года в небе Заполярья, и считаются высшей «сафоновской наукой побеждать». При этом также считается, что Борис Сафонов был «…не только храбрым воздушным бойцом и замечательным командиром, но и новатором в военном деле».

    Так ли это? И да, и нет!

    Почему да? Потому что в первые месяцы войны на советско-германском фронте, в том числе и у нас, воздушные бои мало отличались от схваток в воздухе Первой мировой войны. Те же «собачьи свалки», издали они еще напоминали пчелиный рой. То есть беспорядочные маневры, главным образом боевые развороты одиночных истребителей в одном большом рою. В такой «свалке» юркие «ишачки» и «чайки» были малоуязвимыми для более скоростных «Мессершмиттов» Bf 109, так как откуда бы истребитель противника ни пытался атаковать этот рой, он натыкался на лобовую атаку сразу нескольких противников.

    Именно такую «собачью свалку» над своим аэродромом Шонгуй 26 июня 1941 года впервые продемонстрировали немцам армейские летчики 145-го ИАП ВВС 14-й Армии. При появлении в районе аэродрома в вечерние часы трех «Мессершмиттов» Bf 109 одним за другим в воздух взлетело девятнадцать И-16. Как потревоженные пчелы над своим ульем, «ишачки» маневрировали около получаса. Когда стало тесно в воздухе от краснозвездных истребителей, звено «мессеров» поспешно покинуло поле боя. Потерь ни у кого не было.

    Но обе стороны для себя сделали соответствующие выводы. «Противник на лобовых атаках и виражах не дерется» - было отмечено в полковом «Дневнике боевых действий» 145-го ИАП. А немцы в дальнейшем отказались на вражеской территории вести какие-либо воздушные поединки с нашими «ишачками», «чайками» и «бисами», предпочитая внезапные атаки одиночных самолетов, летчики которых, как шутили немцы, «позволяли себе во время полета о чем-то помечтать».

    Такой же «пчелиный рой» из патрулирующих истребителей И-153 и И-15 бис летом 1941 года наблюдался и над североморскими аэродромами. При всех своих, казалось бы, на первый взгляд положительных сторонах (прекрасная самозащита) в этих действиях напрочь отсутствовал «наступательный порыв», так как и самим было невозможно организованно атаковать самолеты противника, не нарушив при этом тесную взаимосвязь в подобном «боевом порядке», если так можно назвать «пчелиный рой».

    В противном случае любой отколовшийся или вывалившийся из роя самолет сразу же становился легкой добычей истребителей врага. Что и происходило зачастую в первых боях - именно так погибли в 4-й эскадрилье молодые летчики-сафоновцы: младшие лейтенанты Николай Кулаев, Александр Петров и сержант Дмитрий Ульянов.

    А вот сафоновский единый боевой строй позволял эффективно атаковать противника, при этом внезапные атаки стали неотъемлемой частью тактики североморского аса. В 1941 году тактические приемы «сафоновской школы», нацеленные исключительно на противодействие бомбардировщикам немцев, безусловно, сыграли существенную роль в небе Заполярья. Да, североморского аса на начальном этапе Великой Отечественной войны на заполярном театре военных действий, где не было активного противодействия истребителей, отказавшегося от тактики «пчелиного роя», можно считать новатором воздушного боя.

    (Окончание следует.)

    Опубликовано: Мурманский вестник от 27.08.2020


    Неизвестный Сафонов

    Фрагменты из будущей книги

    28 августа, 2020 10:12 | Служу Отечеству! | Юрий Рыбин
    Фото: Фото из коллекции автора
    (Окончание. Начало в № 125, 126, 127.)
    Счет побед в ногу со временем

    Число сбитых росло и после смерти


    Сколько сбитых самолетов противника на счету североморского аса - вопрос любопытный. Пожалуй, нет такого второго летчика-истребителя во всей нашей авиации, у которого настолько был бы изменчив счет побед. Число сбитых им самолетов продолжало увеличиваться и после его гибели! Этому есть объяснение.

    Прежде всего, определимся с источниками.

    Первый из них - полковой «Журнал учета сбитых самолетов противника». В нашем случае полков и соответственно журналов три - 72-го САП, 78-го ИАП и 2-го ГКАП.

    Второй - наградные листы, которые оформлял все тот же круг должностных лиц, имевший прямое отношение к первым источникам.

    И последний, третий источник - основной и единственный для самого широкого круга интересующихся - средства массовой информации: газеты, боевые листки и тому подобное. Именно они и формировали мнение широкой публики, в частности, о количестве сбитых самолетов. СМИ и породили невообразимую чехарду числа воздушных побед Бориса Сафонова.

    На Северном флоте в войну выходило несколько газет: «Краснофлотец», «За Родину!», «Североморский летчик» и «Сафоновец». И еще «Североморец», которую печатали на полуострове Рыбачий для его гарнизона. К сожалению, не все их номера дошли до нашего времени. Но и по тем выпускам, подшивки которых хранятся в музее СФ, можно проследить, как менялось количество сбитых Сафоновым самолетов.

    На третий день после его гибели почти целый номер «Краснофлотца» за 2 июня 1942 года был посвящен этой теме и последнему вылету аса. На первой странице - две статьи: «Бить врага по-Сафоновски - значит бить наверняка!» и вторая - «Сталинские соколы множат боевые успехи». В первой читаем: «На днях, выдержав жестокое сражение, Сафонов сбил три фашистских самолета. За 11 месяцев его рука свела в могилу 22 воздушных хищника».

    14 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии подполковник Сафонов был награжден посмертно второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым воином Великой Отечественной войны, удостоенным звания Героя Советского Союза дважды. Через день все североморские газеты опубликовали этот указ. Сотрудники «Краснофлотца» пошли дальше, авторы статьи «Счет побед гвардии подполковника Сафонова» от 16 июня 1942 года краткими тезисами перечислили все знаменательные и результативные воздушные бои с участием Бориса Сафонова, но почему-то не позаботились подсчитать и представить читателям итоговое количество сбитых вражеских самолетов. Судя по представленному материалу, оно равно 20.

    Надо ли говорить о том, что в те времена хватало разного рода надзорных органов, и перед тем как в свет выйдет очередной номер любой газеты на флоте, его предварительно просматривало и утверждало большое количество цензоров? А уж номер со списком воздушных побед дважды Героя Советского Союза, несомненно, утверждался в самых высоких кабинетах руководства СФ. И вдруг - 20 сбитых самолетов, а не 22. Неужели недоглядели, проморгали?! Такие «сбои» в тогдашней системе пропаганды были исключены. Можно было поплатиться головой. В прямом смысле этого слова.

    Через несколько дней выходит очередной номер другой краснофлотской газеты - «За Родину!» от 22 июня 1942 года со списком сбитых самолетов самых результативных североморских асов за год войны. Там девять летчиков и, как положено, в первой строчке Б. Ф. Сафонов, на личном счету которого 20 лично сбитых самолетов противника и еще 6 в группе. Удивляться нечему. Двадцать воздушных побед - именно столько числится в «Журналах учета сбитых самолетов» полков, в которых воевал Сафонов.
    Новые цифры - к празднику


    Но пройдет совсем немного времени, и счет гвардии подполковника Бориса Сафонова снова подкорректируют. В газете «Североморский летчик» в праздничном номере за 20 августа 1944 года, в День сталинской авиации, вместе со всеми пилотами страны подвели итог боевой деятельности и летчики-североморцы. В публикации «Боевой счет летчиков Северного флота» находим следующие цифры: потоплено кораблей - 292, сбито самолетов - 956. Там еще вспомнили о первом сбитом самолете противника 24 июня 1941 года, о чем было написано: «Это был первый немецкий самолет, сбитый на Севере, и первый из 25, сбитых лично Сафоновым».



    Не 20, и даже не 22, а целых 25! В дальнейшем именно такое количество сбитых самолетов Борисом Сафоновым будет фигурировать в большинстве официальных документов ВВС Северного флота и до сего времени. Почему командование СФ посчитало нужным в августе 1944 года в очередной раз увеличить боевой счет североморского аса? И этому есть объяснение.

    Вспомним - 14 июня 1942 года гвардии подполковник Борис Сафонов посмертно стал дважды Героем Советского Союза. На протяжении довольно продолжительного времени в условиях жестокого и кровопролитного противостояния в воздухе на гигантском советско-германском фронте более года в составе ВВС КА и ВМФ Борис Сафонов являлся единственным дважды Героем Советского Союза. За этот период в составе Северного флота стараниями командования вырос, образно говоря, его «культ личности», как непревзойденного мастера воздушного боя. При проведении любой конференции в рамках Северного флота с высоких трибун постоянно звучало: «Бить врага по-сафоновски - значит бить наверняка!» Каждому прибывающему молодому летчику для прохождения службы во 2-м гвардейском Краснознаменном авиаполку имени Б. Ф. Сафонова вместе с наказом драться, как «завещал» легендарный североморский ас, ко всему прочему, вручалась небольшого формата (чтобы постоянно с собой носить в кармане кителя) фотография Бориса Феоктистовича Сафонова.

    «Молодой истребитель! Помни, что организатором и командиром твоего полка был Сафонов, дважды Герой, великий летчик нашего времени. Мсти за его светлую, дорогую жизнь, мсти проклятым варварам, знай, что, сколько бы ты ни сбил стервятников, все равно это для тебя мало. Бей врага по-сафоновски. Будь сафоновцем!»

    В тот период казалось, что планку количества воздушных побед североморского аса вряд ли кто сможет преодолеть - ну, пожалуй, лишь единицы. К слову сказать, за всю войну ни один летчик-истребитель, воевавший за полярным кругом, так и не сумел превысить результат Бориса Сафонова. Лишь одному из них, Герою Советского Союза гвардии капитану Петру Сгибневу, совершившему 318 боевых вылетов и проведшему 38 воздушных боев, удалось максимально приблизиться к этому результату, заявив о 19 сбитых самолетах противника (четыре - на Ленинградском направлении. - Ю. Р.). Обидно, что 3 мая 1943 года на взлете своей военной и боевой карьеры он погиб в авиакатастрофе.

    Но вот указом от 24 августа 1943 года появляется сразу целая когорта дважды Героев Советского Союза - Дмитрий Глинка (29 воздушных побед), Владимир Зайцев (22 воздушные победы), Петр Покрышев (20 воздушных побед) и Александр Покрышкин (25 воздушных побед). А война продолжается, и вот уже в 1944 году появляются «простые» Герои Советского Союза, у которых количество сбитых самолетов значительно превышает счет легендарного североморского аса.

    К примеру, в начале августа 1944 года получили звание Героя Советского Союза такие летчики, как командир эскадрильи капитан Кирилл Евстигнеев - лично сбито 24 и 3 в группе, командир эскадрильи майор Николай Краснов - лично сбит 31 вражеский самолет, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Владимир Серов - лично сбито 39 и 6 в группе. И уж совсем вопиющий случай, когда двадцатиоднолетний «мальчишка», командир звена лейтенант Сергей Глинкин, провоевавший менее года, со своими лично сбитыми 19 самолетами противника в начале 1944 года становится Героем Советского Союза!
    Когда будет книга


    Спору нет, в 1944 году фашист уже был не тот. Многие понимали и отдавали должное тому, что успех североморского аса пришелся на самое трудное время, на первый год войны, когда противник был особенно силен. Но тем не менее в списке самых результативных летчиков Борис Сафонов со своими «скромными» 20 воздушными победами принялся опускаться все ниже и ниже. И величие непревзойденного североморского аса начало постепенно блекнуть.



    Первый бюст Борису Сафонову, установлен в Ваенге-1 (ныне Североморск-1) 19 августа 1945 г. Сталин утвердил этот памятник как типовой для дважды Героев Советского Союза. Автор - Лев Кербель.

    И командование Северного флота было вынуждено на заключительном этапе войны в Заполярье для поддержания высокого статуса легендарного летчика в очередной раз повысить количество сбитых им самолетов до 25.

    В послевоенные дни, когда окончательно сложился список самых результативных летчиков-истребителей, первые строчки которого заняли трижды Герои Советского Союза - Иван Кожедуб - 62 воздушные победы и Александр Покрышкин - 59 воздушных побед, а за ними дважды Герои с не менее внушительным количеством воздушных побед, уже в который раз Сафонову вновь «помогли» - довели счет до 30 побед. Негоже ему плестись в конце списка в одном ряду с «простыми» Героями Советского Союза.

    Вот характерный пример в книге-справочнике энциклопедического характера «Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945» читаем в главке о Сафонове: «...Совершил 224 боевых вылета, сбил лично 30 и в группе 3 самолета пр-ка...»

    Тираж тридцать тысяч экземпляров! Неудивительно, что это число сбитых - 30 - часто встречается и в других книгах. Оно стало уже почти официальным, его можно встретить и в весьма серьезных изданиях.

    Относительно книги. Она, в общем, уже издана - в 2018 году, тиражом 800 экземпляров. Правда, в Швеции и на шведском языке. Успех книги был феноменальным - еще до ее издания желающие подписались более чем на половину будущего тиража. По словам издателей, такое бывает нечасто. На сегодня тираж полностью распродан. Шведы планируют выпустить «Сафонова» на английском.

    С 2018 года автор существенно переработал материал, дополнив его новыми сведениями о летчиках, воевавших с первых дней с Борисом Сафоновым. Отчего повествование о североморском асе стало еще более объективным и интересным. Материал к публикации уже готов и находится в издательстве «Глобал Медиа». Когда будет издана книга, вопрос пока риторический. Все сводится к финансам. Будут деньги - будет книга…

    Опубликовано: Мурманский вестник от 28.08.2020
    I know that it's evil. I know that it's got to be
    Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

    Комментарий


      #3
      Спасибо! Прочитал все, но осадочек остался...
      Ощущение 1: как трое ведомых бросили ведущего ? Один ещё до боя , второй и третий в бою.
      Ощущение 2: полное рас...во организации всего процесса
      Ощущение 3: из двух первых, как такой эскадрилье могли дать Гвардейское звание.

      Вообще нет желания уменьшить героизм или память летчиков, но из описания всего процесса увидел только одно распи...о, Простите..

      За статью большое спасибо!

      Комментарий


        #4
        Большое спасибо Wotan!
        Прочитал на одном дыхании . Ряд фактов открыл для себя впервые. Засевшие в памяти прежние (ещё советского периода) публикации о Б.Ф.Сафонове страдают некоторой однобокостью освещения событий.

        Комментарий


          #5
          На самом деле он сбил (реально) чуть больше десятка лично и несколько в группе. Для первой половины войны - это очень, очень хорошо!
          Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

          Комментарий


            #6
            Отомстил за Сафонова


            Отомстил за Сафонова

            Летчик Евгений Качевский сбил «Юнкерс», ставший виновником гибели легендарного аса

            15 марта, 2018 13:44 | История родного края | Юрий Рыбин
            Фото: Автор выражает благодарность за предоставленные фотографии Альберту Ничипоруку
            Фотоснимок сделан немцами. Разбитая «Аэрокобра» Качевского в районе аэродрома Луостари.
            Благодаря недавно рассекреченным архивным трофейным документам Центрального архива Минобороны стали известны обстоятельства гибели североморского аса, дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Сафонова (читайте в «МВ» № 79, 80 и 81). Там же упоминается летчик Евгений Качевский, отомстивший за гибель североморского аса. В минувшем феврале исполнилось 95 лет со дня его рождения.
            На перехват!
            18 мая 1943 года был обычным весенним днем, не особо отличавшимся от других будничных дней военный поры. Ночью шел дождь, но и с наступлением дня небо по-прежнему оставалось затянутым облаками. Основные ударные силы ВВС Северного флота в этот день бездействовали, лишь отдельные экипажи разведывательных самолетов в течение суток поднимались в воздух, да парами истребители «Харрикейн» вылетали на патрулирование над главной базой СФ и собственными аэродромами.
            Ближе к обеду от береговых постов наблюдения поступило сообщение, что в районе острова Кильдин появился немецкий воздушный разведчик - двухмоторный «Юнкерс-88». Немедленно на его перехват в воздух поднялась дежурная пара «Аэрокобр» 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка имени Бориса Сафонова. Ведущим был опытный летчик гвардии младший лейтенант Павел Климов, к этому времени на его личном счету уже числилось десять сбитых вражеских самолетов. В начале мая командование СФ представило его к званию Героя Советского Союза. Ведомым у Климова в этом вылете был молодой двадцатилетний летчик - гвардии старшина Евгений Качевский.
            Фото: Евгений Качевский. По всей видимости, снимок сделан, когда Евгений учился в военной летной школе.
            Севернее острова Кильдин гвардейцы обнаружили вражеский самолет-разведчик и, маскируясь за облаками, пошли на перехват. К сожалению, не удалось найти подробного описания того воздушного боя. Но известно, что немецкий разведчик, перейдя на бреющий полет и прижимаясь к поверхности воды, пытался оторваться от преследователей. Но после атаки Евгения Качевского «Юнкерс» рухнул и сразу же скрылся в темной морской воде. Никто из членов экипажа не спасся.
            Это была первая воздушная победа Качевского. Командование представило его к ордену Красной Звезды. Эх, знали бы в штабе ВВС СФ, кого сбил молодой летчик, думаю, награда могла быть и повесомей.
            В наши дни благодаря оперативным ежедневным сводкам и спискам безвозвратных потерь 5-го Воздушного флота люфтваффе стали известны фамилии немецких летчиков сбитого «Юнкерса-88» из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки. Командир экипажа, он же штурман самолета - лейтенант Йохим Лёбель, пилот - унтер-офицер Лудольф Шмитц, воздушный стрелок-радист - унтер-офицер Вильгельм Петерсен и воздушный стрелок - унтер-офицер Франц Нойбауер. Именно эти люди 30 мая 1942 года сбили истребитель «Киттихаук» Бориса Сафонова.
            Правда, замечу, тогда командиром экипажа немецкого разведчика был обер-лейтенант доктор Хельмут Шубринг. Но он погиб раньше - в январе 43-го во время боевого вылета в район Мурманска на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, за штурвалом которого находился фельдфебель Шмитц. Шубринг умер от недостатка кислорода - во время полета на большой высоте отсоединилась трубка его кислородной маски.
            Рецепт победы - мужество и отвага
            К моменту первой победы гвардии старшина Качевский совершил 52 боевых вылета, участвовал в шести воздушных боях. В наградном листе за сбитый разведчик, подписанном 25 мая 1943 года исполняющим обязанности командира 2-го ГКАП гвардии майором Маратом Семенихиным, читаем:
            «В воздушных боях принимает правильные решения, смело идет в атаку с противником и хорошо прикрывает своего ведущего. Тов. Качевский, прикрывая своего командира звена гв. лейтенанта Климова, обеспечил ему ряд воздушных побед. Под прикрытием товарища Качевского гв. лейтенант Климов сбил четыре самолета противника. <…> Храбрость, хладнокровие и выдержка, мужество и отвага, проявленные в бою, - вот черты летчика тов.Качевского».
            Евгений Качевский до Дня Победы не дожил. Удивительно, но его судьба очень схожа с судьбой знаменитого североморского аса Бориса Сафонова. Евгений родился в селе Редькино под Рязанью. Как и Сафонов, по окончании школы учился в железнодорожном ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов в депо станции Рязань-1 и одновременно посещал местный аэроклуб. В 1940 году поступил в Батайскую военную школу летчиков имени Серова. В его выпускной аттестации отмечено: «Техника пилотирования отличная, летает смело, уверенно. Воздушная стрельба - отлично. Летает на самолетах: У-2, Ут-2, УТИ-4, И-16, Як-7 и ЛаГГ-3».
            12 апреля 1944 года гвардии младший лейтенант Качевский не вернулся с боевого задания. Утром этого дня воздушной разведкой было обнаружено прибытие семи транспортных самолетов «Юнкерс-52» на аэродром Луостари, где базировались основные истребительные силы люфтваффе за полярным кругом.
            Командованием ВВС Северного флота было решено нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. В воздух поднялись четыре штурмовика «Ил-2» 46-го ШАП под командованием капитана Демьяна Осыка в сопровождении четырнадцати истребителей.
            Несмотря на сильное противодействие и зенитной артиллерии, и истребителей противника, штурмовикам удалось нанести удар по вражескому аэродрому. По докладам экипажей там было уничтожено два транспортных «Юнкерса», а в воздушном бою сбито пять «Мессершмиттов-109». Наши вернулись на базу без потерь.
            Пройти сквозь огонь
            Через несколько часов по решению командования в воздух поднялась вторая штурмовая группа в составе двух «Ил-2» в сопровождении семи истребителей с целью «закрепления успеха и фотофиксирования результатов налета». Истребители сопровождения были выделены из 20-го ИАП и 2-го ГКАП под командованием опытных летчиков-истребителей капитана Алексея Тарасова и гвардии старшего лейтенанта Николая Диденко. Евгений Качевский находился в составе звена Диденко.
            Надо прямо сказать, все, кто находился на аэродроме, понимали, что многих летчиков из этой группы они видят в последний раз. Выполнить боевую задачу столь малочисленными силами было очень сложно, так как вся система противовоздушной обороны аэродрома Луостари после предыдущего налета находилась в наивысшей степени боевой готовности, застать противника врасплох не получится, а значит, потерь не избежать.
            Так и вышло: штурмовая группа в районе цели была встречена яростным зенитным огнем, а над аэродромом уже барражировали «мессершмитты». Зенитки сразу же сбили один штурмовик, второй получил сильные повреждения. После этого группу атаковали «мессеры», они добили по-врежденный «Илюшин» и сбили еще два наших истребителя. Среди них был и самолет Евгения Качевского - его машина упала и разбилась вместе с летчиком недалеко от вражеского аэродрома.
            Второму летчику из 20-го ИАП - лейтенанту Николаю Турганову - удалось провести вынужденную посадку, после чего немцы взяли его в плен (выжил, после войны вернулся домой). Из сбитых «илов» через несколько суток вернулся лишь один экипаж - в составе лейтенанта С. В. Васильева и сержанта А. М. Мельника, второй - младший лейтенант Г. С. Варгин и сержант В. И. Саяпин - погиб.
            Так закончился боевой и жизненный путь Евгения Качевского - летчика-сафоновца, который отомстил за смерть легендарного командира своего полка. Узнать об этом ему и его товарищам было не суждено.

            Опубликовано: Мурманский вестник от 15.03.2018


            Станислав Сопов: в память о летчике Евгении Качевском, отомстившем за Бориса Сафонова

            I know that it's evil. I know that it's got to be
            Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

            Комментарий


              #7
              Журнал "Гангут" №97/2017

              Рыбин Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова


              Click image for larger version

Name:	52.jpg
Views:	693
Size:	2.30 MB
ID:	12125Click image for larger version

Name:	53.jpg
Views:	682
Size:	2.56 MB
ID:	12126Click image for larger version

Name:	54.jpg
Views:	686
Size:	2.56 MB
ID:	12127Click image for larger version

Name:	55.jpg
Views:	717
Size:	2.60 MB
ID:	12128Click image for larger version

Name:	56.jpg
Views:	712
Size:	2.58 MB
ID:	12130Click image for larger version

Name:	57.jpg
Views:	692
Size:	672.7 KB
ID:	12129
              I know that it's evil. I know that it's got to be
              Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

              Комментарий

              Working...
              X
              Яндекс.Метрика