Объявление

Свернуть
No announcement yet.

Труд и стыд: генерал-майор авиации Иван Рублев

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    Труд и стыд: генерал-майор авиации Иван Рублев

    1941-й. УТРО 22 ИЮНЯ. РУБЕЖ РУБЛЕВА

    «Труд» рассказывает о интересных эпизодах из жизни генерал-майора Рублева

    Германская армия понесла существенные потери на некоторых участках Восточного фронта уже 22 июня. Если рассматривать хронологически, первые вражеские самолеты были сбиты над Белостоком в 4.20. Самое удивительное: 16 бомбардировщиков «Юнкерс 88» и девять истребителей «Мессершмидт 109» здесь были уничтожены молодыми летчиками — выпускниками училищ и курсантами, находившимися на летной практике в 124-м авиаполку. Подняли в воздух свои И-16 они без какого-либо приказа. Первые три «Юнкерса», несшие авиабомбы на наши города, сбили (в порядке очередности):

    1. Младший лейтенант Кокарев, 22 года. Погиб в воздушном бою в октябре 1941-го.
    2. Младший лейтенант Папанин, 20 лет, родственник знаменитого полярника. Погиб спустя несколько дней при переправе через реку, пытаясь спасти тонувших.
    3. Курсант Рублев. По документам на тот момент ему было 18 лет. На самом деле — 16.

    Об интересных эпизодах из жизни генерал-майора Рублева — наш дальнейший рассказ.

    Летчиком Иван Рублев стал случайно. Большинство его ровесников мечтали об авиации. Ворошилов бросил клич: «Дать стране 150 тысяч летчиков», — но Ваня Рублев никак на него не реагировал. Старшие два брата — а всего их было девять — окончили Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе, стали подводниками. Во флот готовился с малых лет и Ваня: кепку всегда носил только козырьком назад и плавать научился, что в его селе на Брянщине казалось проблематичным: даже малой речки там не было. Плавал в копанках — там, где сельчане мочили пеньку, а свиньи спасались от жары. Ваня был целеустремленным, а по местным меркам вообще вундеркиндом. Рано в школу пошел: отец уговорил попа исправить метрики — с 1924 года рождения на 1922-й, — чтобы Иван раньше мог начать работать и приносить кусок хлеба в большую семью. Еще Ваня первые два класса окончил за один год, третий и четвертый классы — за второй год. В среднюю школу ходил в районный центр Климовск — 10 км туда, 10 км обратно. Зимой стало хуже: волки обнаглели. Два раза стаей загоняли Ваню на дерево. Второй раз едва спас почтальон — разогнал серых разбойников стрельбой из крупнокалиберного ружья.

    Но учился Ваня хорошо по всем предметам. Родители одноклассника Жени предложили Ване Рублеву ночевать у них — Ваня подтягивал Женю по математике и географии. Платил за жилье продуктами от родителей — картошкой, яблоками. Лет с десяти подрабатывал связистом на телеграфе, причем обслуживал государственную линию. Летом работал трактористом в селе. Среди лучших был премирован взрослым солидным костюмом.

    Окончил школу Рублев отличником. Отец Жени был климовским военкомом. Сам повез своего сына и Ивана на призывную комиссию, чтобы пристроить их в престижные места. Женя хотел на летчика, но не прошел по здоровью. Попал в пехоту. Вообще многих в авиацию забраковали по здоровью. Болезненное было поколение, да и самогонкой с ранних лет ребята увлекались. Иван не увлекался, здоровье было отличное. Но во флот не взяли по росту. Иван, и взрослым-то когда стал, имел рост 1 метр 70, а на тот момент ему на самом деле не было даже 16 лет. Ваня и так, и этак подсовывал свою папку капитан-лейтенанту, а тот отмахивался. В авиацию набирал майор, недавно прибывший из Испании с орденом Красного Знамени. Взял у моряка Ванину папку:

    — Как, здоров?

    — Здоров.

    — Хочешь в авиацию?

    — Не хочу. Высоты очень боюсь. На дерево страшно залезть.

    Ради того, чтобы попасть на флот, Ваня Рублев был готов на любое вранье и самооклеветанье, хотя до сего момента ни разу в жизни не согрешил, даже в мелочах.

    — В авиации, парень, хорошо служить. Легко. Вот летишь — все видят и говорят: хорошо летит, молодец!

    — А если плохо буду лететь?

    — Тогда и не увидят. А увидят, скажут: вот дураки — послали летать того, кто не умеет.

    Майор положил Ванину папку себе в стол и отлучился. Рублев вытащил ее и опять к моряку. Моряк отнес папку к летчику. Ваня опять вытащил. Майор поймал за руку:

    — Да ты не только мал ростом, не только трус, но еще и вор! В армии будешь воровать — прибьют.

    Майор нарисовал на Ваниной папке жирный знак вопроса. Это означало: «Вопрос решен».

    Олсуфьевское училище было недалеко, рядом с Брянском. Ваню в дороге охраняли старшина и пять солдат. Два других призывника ехали, испытывая великую радость.

    Сунули Ванину папку в маленькое окошко. За спиной захлопнулась железная дверь. «Так я в 1939 году попал в летчики», — подводит итог первого этапа жизни Рублев.

    Первые полгода учебы — «терка», сокращенно от «теоретическая часть». Для курсанта Рублева — в буквальном смысле. Чаще всех тер тряпкой лестницу за то, что противился словам старшины: «Я приказываю!»

    — «Ты, Рублев, дурачок!» — так меня корил старшина за мою прямоту. Хороший был старшина. Делал из меня человека. Не щадил. И «терку» я закончил на «отлично».

    Первый вылет делал на «спарке» с инструктором, лейтенантом Бабенко. Иван крепко помнил поучения лейтенанта Овсейко, преподававшего связь. «Будешь, Рублев, вот так же вертеться в самолете, как в классе, самолет и опрокинется на землю». Так что в кабине Рублев сидел, боясь пошевелиться. «Видишь, Рублев, церковь разбирают?» — спрашивал инструктор Бабенко. Иван локтями упирался в фанерные бока кабины, шею вытягивал, а все равно ничего не видел, кроме неба над собой. Росту не хватало. Только когда пошли на посадку, решился привстать… О чудо! Внизу коровы — как маленькие бутылочки, люди — как букашки. От восторга Рублев забыл о субординации и закричал: «Дядя, давай еще кружочек!» Вопреки инструкции Бабенко поднял самолет в воздух еще раз. И как там здорово! И самолет не переворачивается оттого, что шевелишься в кабине!

    Хорошие командиры были в училище. Хороший комэск: курсанты его никогда не видели, а он всех всегда видел и все про всех знал. Но лучше всех — инструктор звена Овсянников. В 1943 году Овсянникова собьют над Курской дугой, он будет гореть в самолете, однако останется жив. После войны они с Рублевым еще встретятся. А тогда Овсянников круглые сутки проводил с пятеркой курсантов: спал в казарме, в столовую когда водил, ставил клином и прочими летными фигурами. Постоянно на тренажерах с курсантами, больше всех в полку. Говорили: «Дайте хоть вздохнуть без вас, товарищ инструктор!» Овсянников не обижался, но вздохнуть не давал. Зато его курсанты и постоянно в отличниках летной подготовки, и всегда на доске почета. Начальник училища в кабинете награды вручал, а его жена самолично на рукавах «лауреатам» знаки отличия золотом вышивала.

    Родителям Рублев долго не писал, чтобы не пугать их и не огорчать. Отцу сообщили, что Иван уже сам летает. Отец обиделся на Ивана, не написал письма. Написала мать: «Летай, сыночек, потише и пониже». А Ваня не слушал — норовил делать наоборот.

    Выпуск планировался на сентябрь 1941-го. А весной из курсантов отобрали лучших для пополнения летных частей особых округов. Рублев попал под Белосток. В штабе полка на летной книжке написали: «В эскадрилью Лобова».

    Утром 3 мая 1941 года курсант Рублев пришел на аэродром. В беседке были военные. Рублев подошел к ним и спросил, кто здесь комэск Лобов. Четверо продолжали играть в домино, двое сидели под столом и кукарекали. Рублев пошел дальше. Один военный вылез из-под стола и догнал его:

    — Вы ко мне?

    — А вы кто?

    — Я комэск Лобов. Дайте вашу летную книжку… О, позор! Стрельба по наземным целям — тройка! Будем учиться стрелять.

    У Ивана по всем предметам были пятерки (их Лобов в летной книжке не заметил), только по стрельбе — тройка. Лобов этот недостаток взялся исправлять. Получилось быстро, но нелегко. Много объяснял теоретически.

    Работали на тренажере. Работали практически. Изучали фотоматериалы через эпидиаскоп. Парой ходили на цель. Лобов показывал из кабины знаками: делай, как я. Он все снаряды укладывал в цель, при этом еще умудрялся в пике маневрировать, чтобы зенитчику сложнее было в него попасть. «Делай как я!» Замучил Лобов Рублева. Но тот за короткое время научился метко стрелять и производить противозетнитный маневр. Как Лобов. Но эти требовательность, въедливость Лобова при обучении спасут потом летчику Рублеву жизнь много раз.

    Комэск Лобов научил Рублева и другим премудростям: быстро ориентироваться на линейные ориентиры, быстро смотреть на приборы в кабине, экономно стрелять, ориентироваться ночью (Рублев — первый из здешних курсантов выполнил самостоятельный полет ночью), танцевать, употреблять нецензурные слова.

    Отец у Ивана был строгий, хотя никогда не бил и не ругался. Когда Иван спалил баню, отец сказал: «У тебя нехорошая тенденция», — и отправил в «ссылку». Отсадил на дальний край лавки у обеденного стола. Слова «тенденция» в семье не понимали и очень боялись.

    А Лобов непечатные слова употреблял для грамматической связки между авиационными терминами — без них речь у него рассыпалась бы. Лобов к тому моменту повоевал в Финляндии. Позже, в Отечественную и в Корее, он проявил себя великим асом. В Корее в 1953 году он ослеп по вине прожектористов. Их хотели судить, но Лобов помешал этому.

    12 мая ему присвоили звание сержанта. Странное сочетание — летчик-сержант.
    6 июня Рублев сделал первый вылет на боевой машине.

    20—21 июня произвели пристрелку на его самолете. Это делалось нелегально — из Москвы шли депеши, чтобы гасить всякие слухи по поводу войны: «Не затевать войны!» Значительная часть летного состава уехала в отпуска. С многих самолетов сняли вооружение и даже моторы. Но комдив на свой страх и риск 20 июня приказал перекатить самолеты под кроны деревьев, росших у аэродрома.

    21 июня Рублев и механики пошли в увольнение в город. Бабуся-белоруска, продававшая соленья, ворчала в их адрес:

    — Завтра война, а вы тут болтаетесь!

    — Откуда знаете?

    — Все знают, только ваши безмозглые командиры не знают.

    Бабусин постоялец, немец-пчеловод, на самом деле был резидентом. Но очень уважал «самогон-пиво-раки». Тогда на него нападала словоохотливость, и он рассказывал соседкам много интересного. Вся улица знала о подробностях начала будущей войны.

    Вернувшись из увольнения, ребята доложили обо всем комиссару полка. Тот прокомментировал — мол, «бабкины сказки», — но в 21.00 подробнее обычного инструктировал дежурный наряд: «Не спать. Прислушиваться. Быть у телефона. Повышенная боеготовность».

    К 1.00 немцы у Белостока навели понтонные мосты. В 3.00 начали переправу.

    В 4.00 дежурный по полку старшина Уманский, получив телефонное сообщение вопреки инструкции, не согласовав ничего с командирами, взял на себя большую ответственность — объявил по громкой связи:

    — Подъем! Наверное, война! Там немцы убили много пограничников! Ребята! Наши просили помочь им с воздуха!

    Аэродром находился в 20 км от линии границы. Летчики полка жили в 4 км от аэродрома, а курсанты и выпускники училищ ночевали в ангаре у взлетной полосы. Со всех словно сдуло одеяла — внутренне давно были готовы. Прямо в майках и трусах побежали к самолетам. В ангаре жили 69 молодых летчиков. Только за 15 из них были закреплены самолеты, остальные — «безлошадные». В 4.10 в воздух поднялись 28, живыми через полчаса остались 18 из них, а до конца войны дотянули единицы.

    Пока бежали к самолетам, определенного плана в голове не было. Ноедва сели в кабины, как небо покрылось тучей бомбардировщиков Ю-88, летевших на восток на высоте 2 км. Я спрашиваю у Рублева: а не было сомнений — стрелять или не стрелять?

    — Вот именно: когда взлетал, сомневался! Ведь в самолете живые люди. Но мы взлетали один за другим. Я — шестым, первым — Дима Кокарев. Дима прямо при наборе высоты распорол «Юнкерсу» брюхо. И я решился: «Будут судить — значит, не меня одного», — рассказывает Рублев.

    Кокарев знания о воздушном бое имел минимальные — по первому «Юнкерсу» расстрелял весь боекомплект (1800 патронов). Отсутствие опыта компенсировал отвагой и смекалкой. Пошел на таран. Его пропеллер застрял в хвосте немецкого бомбардировщика, машины сцепились намертво. Кокарев накренил их и перевернул. Оба самолета рухнули в лес. Кокарев успел выпрыгнуть и раскрыть парашют.

    Лобов научил Рублева стрелять экономно. Иван подбил «Юнкерс» короткой очередью. Готов был атаковать второго, третьего. Но тут налетели Ме-109. Рублев даже не помнит, что он заметил раньше — вражеские истребители или рану на своем крыле. Полплоскости И-16 отвалилось. Рублев великим усилием удерживал самолет от крена. Повезло- подбили на малой высоте. И-16 сгорает не более чем за полторы минуты. Рублев успел сесть на верхушки кустов. Выпрыгнул из самолета, захватив гермошлем, планшет и парашют. Почти невредим — только ноги обожгло.

    Выбежал из леса на аэродром. Стрельба и взрывы, в воздухе и на земле. Его остановил механик, старший сержант. Рублев не запомнил ни его сложной еврейской фамилии, ни настоящего имени — механики звали Гошей.

    Гоша сказал, что девять экипажей И-16 по приказу полетели на аэродром в Ломжу — 40 км на восток. Летчик единственного в полку Як-1 находится в отпуске. По инструкции этот Як-1 в первую очередь надо гнать в тыл. Но из местных летчиков на «Яках» больше никто не летал. Сзади кабины пилота в Як-1 имелся лючок и отсек размером с большой ящик от папирос. Человека можно было сажать туда только в одном случае — если это глава местной власти. Но тогда было не до инструкций.

    Выбросили хлам из отсека, втиснулся туда Гоша, закрыли люк. Но тут Иван увидел женщину с двумя детьми на руках, бегущую к его самолету. Один ребенок грудной, другой — чуть постарше. Женщина в ночнушке, дети голые — видно, только с постели. Иван постучал по обшивке, Гоша вылез из люка, поднял женщину и детей на самолет, втрамбовал их в отсек, строго проинструктировал, где можно опираться, где нет, чтобы не заклинить рулевые тяги. О себе сказал: попробует уехать на грузовике батальона аэродромного обеспечения. О дальнейшей судьбе Гоши Рублев ничего не знает.

    Рублев выруливал на взлетку, а тут уж три танка из лесу на него полным ходом. Все решали секунды. Рублев врубил полный форсаж и направился навстречу танкам. Взмыл вверх, уже вплотную сблизившись с ними, минимизировал им угол и время обстрела, да еще слегка вилял самолетом. По-лобовски. В паре метров от себя Иван видел трассы очередей из «Эрмикона». 20-милиметровка, между прочим! Одного попадания было бы достаточно самолету.

    Не успевал взлететь над верхушками деревьев, как пришлось нырнуть в лесную просеку. Вот тут Рублев действительно перенервничал! С мыслью о своей возможной гибели в самолете он уже свыкся за время пребывания в училище. Но сейчас он ответственен за женщину и двух малюток! Ну ничего, вырулил.

    До Ломжи долетел быстро. Высмотрел, где приземлиться, куда вырулить — подальше от начальства. Сам инженер полка флажками направил его на стоянку. Только заглушил мотор — у самолета… Лобов и еще Барсуков, комэск Кокарева и Кости Папанина.

    Лобов начал разговор, конечно, с мата. Услышал визги и плач из отсека, заорал: «Ты, Рублев, совсем спятил, мать-перемать!» А тут еще Рублев вылезает из кабины… в трусах и майке!

    Открыли люк, выпустили женщину. А та — криком на комэсков: там мальчишки воюют, погибают, а вы тут, трусы!.. И по лицу Барсукова! До крови разбила. Оказалось, это была жена Барсукова.

    22 июня все приключения Рублева закончились в 7 утра. Ему выдали чью-то форму, и он бездельничал весь день на аэродроме в Ломже. Итог первых воздушных боев:

    В начале войны немцы имели несомненное преимущество в воздухе. Наша техника на тот момент явно уступала. «Яки», «МиГи» и «Ла» поступят на вооружение позже.

    Уступало качество подготовки наших летчиков. Рублев к прибытию в Белосток имел всего 15 часов налета, выпускники немецких летных училищ — порядка 200. Но наши за счет самоотверженности и самопожертвования оказали серьезное сопротивление. Немецкие асы впервые столкнулись в воздухе с достойным противником.

    Потом у Рублева была долгая дорога в грузовиках до Черкасс, с заторами и хаосом, ожиданиями, неразберихами. В Черкассах Рублева и других молодых посадили на старенькие И-16, а опытных местных летчиков отправили в тыл принимать и осваивать новую технику. На И-16 тяжело против «Мессеров» и «Фокке-Вульфов». Но по вражеским наземным целям ребята хорошо работали на «ишаках», наша пехота радовалась их помощи. Позже Рублев освоил Як-1, Як-3. На них гораздо веселее и свободнее. Сбил в Отечественную 17 самолетов, подавил 29 зениток противника — спасибо Лобову! Много летал на разведку. Случалось лично общаться с большими людьми.

    Натерпелся от самодурства Конева. Был сбит Рублев возле ставки командующего Калининским фронтом, да еще спорил с ним, когда тот ругал: «Летать не умеешь!» В воспитательных целях Конев направил его в пехоту, в подразделение… уголовников. Три месяца воевал бок о бок с рецидивистами.

    Знаменитый Михаил Громов восхищался мастерством Рублева, направил его в школу асов. От Жукова Рублев удостоился сначала ругани, а потом скупой похвалы за ценные разведданные.

    Летал с французами. У самого знаменитого «нормандца» Алена Марселя, Героя Советского Союза, довелось побывать в гостях, на семейных торжествах близ Парижа. Рублев запомнил, как маман Алена громко корила сына: «Тебя русские научили пить коньяк, как воду!»

    Кавалер трех орденов Красной Звезды, трех — Красного Знамени, трех — Отечественной войны I и II степени. Рублев трижды представлялся к званию Героя Советского Союза, но трижды не получил из-за чрезмерной живости характера. За непочтительные ответы большому чину. За то, что вступился за друзей в потасовке с польскими летчиками. За то, что привел лошадь на банкет в ресторан на третий этаж в центре Москвы. Шутник…

    Участник Парада Победы. Успешно воевал в Корее. Вышел в отставку генерал-майором. С 1983 года — председатель Совета военно-исторического общества. Писатель-баталист. Профессор славянской академии.

    Но самая памятная дата для Рублева — 22 июня 1941 года. Она разделила его жизнь пополам.
    (с) Георгий Настенко, "Изучал самолетостроение в МАИ", https://www.trud.ru/author/8038/page/1/
    в газете "Труд" https://www.trud.ru/article/22-06-20...h_rubleva.html

    Click image for larger version  Name:	RUBLEV.jpg Views:	16 Size:	1.59 MB ID:	12714
    Валентин "CoValent" Логинов

    Errare humanum est, ignoscere divinum (с) Marcus Tullius Cicero

    #2
    Отставив в стороне пребывание главного героя статьи в штрафной "уголовной" роте (ибо в штрафбате, то есть офицерском подразделении, в принципе не могло быть уголовников), а также крупнокалиберное ружье по волкам и гермошлем в И-16 от автора, я заинтересовался самим генерал-майором авиации Иваном Рублевым (или Рублёвым), 1922 или 1924 года рождения.

    Единственный, кого удалось найти по всем существующим базам данных, это "Рублев Иван Тимофеевич", 31.12.1922 г.р., подполковник в отставке, последовательно служивший с 01.01.1941 в 119 ГвБАП (бомбардировочном), затем в пулемётном артиллерийском батальоне, и после в 1 УТАБ (тренировочной) 1 ВА.

    https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-...ficer13082963/

    Но вот поиск по Сети выдал совершенно неожиданный текст:

    Генерал от авиации. Новелла

    К тому времени уже года два, а то и более, не виделся я с Иваном Тимофеевичем Рублёвым. Несколько раз снимал, было, трубку телефона, даже начинал набирать начальные цифры его номера, но…

    Нет, асу Великой Отечественной, сделавшему на И-16 свой первый из 208 боевых вылетов 22 июня 1941 года в 4 часа 50 минут, и сбившему в этом бою первый вражеский Ю-88, просто так, без особого на то случая, звонить не станешь. Уж слишком он не обычен. Хотя бы тем, что по-настоящему и полноценным военным лётчиком назвать его на тот ранний час июньского воскресенья было нельзя: в то лето под Белостоком курсант Рублёв лишь проходил лётную практику в 124-м авиаполку. А вот следующей подробности не знали тогда даже в вездесущих кадрах лётного училища: полных лет от рождения этому герою первых минут войны было всего 16. В своё время отец уговорил сельского попа на Брянщине исправить метрики одному из своих сыновей (общим числом девять!) с 1924 на 1922 год - так Ваня рвался в школу!
    Рваться вперёд – это вообще его стиль. В грохоте первых разрывов авиабомб он рванёт в бой, не дожидаясь приказа. Вслед за младшими лейтенантами Кокаревым и Папаниным (сыном знаменитого полярника). Все трое сбили по «Юнкерсу», да только оба лейтенанта в 41-м и погибли, хотя и не в этом бою. Рублёва сбили в этот же день, но выживет вчерашний мальчишка, хотя судьба ещё много раз будет пытаться всучить ему «чёрную метку».
    Сегодня здоровья генералу пожелать, конечно, можно. Однако моя правая ладонь до сих пор не забыла стальную хватку его рукопожатья. А, оказавшись как-то вместе на одном застолье, с изумлением отметил, что у него по окончании не только «ни в одном глазу», но мы ещё и «на посошок» при расставании в какую-то «кафешку» по пути зашли. Так что, оправдывать своё молчание занятостью я не буду и пытаться: очень даже живо представляю себе, что могу услышать в ответ, да и стыдно, наконец, перед таким человеком. С юбилеем Победы я его обязательно поздравлю. А эти воспоминания, пусть станут ему небольшим подарком.

    Мой рассказ не будет пересказом его боевой биографии: о семнадцати сбитых самолётах фашистов, о шести ранениях и одной контузии, о войне в Корее, об участии в параде Победы на Красной площади в 1945 году. Он и сам, в своих автобиографичных книгах, сделал это вполне как заправский писатель. Но то, о чём он рассказал мне в последнюю встречу, этого в тех книгах нет, к сожалению. В его изложении история эта прозвучала бы, скорее всего, более грамотно. Но я постараюсь.

    - …Только ты смотри, Татьяне Петровне об этом ни словом. Ты знаешь, она мне устроит…
    Месяц назад на одном из заседаний ветеранов войны, по его окончании подошёл к Ивану Тимофеевичу один из участников от Московской области. Положив на генеральские погоны руки, с хитрованской усмешкой посмотрел в глаза.
    - Что, не узнаёшь, Иван Тимофеевич? А самолёт кто тебе в первые месяцы войны к полётам готовил, товарищ лейтенант, не можешь вспомнить?
    Будто пелена упала с глаз Рублёва:
    – Петька! Изменился как! Разве узнать?! Столько лет прошло, мне-то вон, уже 82-й пошёл. Да как же ты меня признал? Где сейчас? Как?…
    - Да и не признал бы, если б не лётная форма. И то, более четырёх часов приглядывался. Только когда ты в конце выступил, понял – командир, лейтенант!
    Вопросам, эмоциям – конца не было. Тем более, что местный буфет помог и со 100 граммами «фронтовых». На очереди были и следующие, когда бывший фронтовой техник вдруг хлопнул Ивана Тимофеевича по колену:
    - Да что мы с тобой здесь сели – поехали ко мне! У меня свой дом в посёлке. Жена на стол соберёт, сядем по-людски… У меня машина с водителем. Я ж теперь начальник станции дельтопланеристов, молодым летать помогаю, машина по чину положена. Она тебя и домой доставит, раз твоя Татьяна Петровна болеет. Жалко заночевать не можешь, баньку бы истопили.

    Летний вечер ещё даже не собирался заявлять о своих правах, до небольшого подмосковного городка езды было от силы часа полтора, если сейчас и двинуться, да и «фронтовая» доза приступила к коварному десантированию в кровеносную систему…

    - Поехали! – Иван Тимофеевич тоже хлопнул приятеля по колену. – Чтоб боевые друзья, да просто так разошлись?! Только – ещё по полтиннику, на дорожку.
    Помните, как дурака за водкой посылали? Эта назидательная история не про наших фронтовиков. Конечно, взяли с запасом, как и начатую. Ну, и разных бутербродов, без закуски только алконавты пьют.
    В расчётное время не уложились совсем немного, но дороги как раз хватило, чтобы окончательно следы первой поллитры уничтожить. В этом они были единодушны, зачем женщине нервы трепать: нет бутылки, значит, и не пил никто, разве что чуть-чуть.
    Уже на подъезде к городку, фронтовой друг попросил водителя:
    - Не, к дому успеем. Давай подвезём моего боевого товарища к базе, я ему вышку покажу. А то когда потом сумею доказать, что как я его самолёт готовил качественно бить фашистов, так и пацанов теперь качественно готовлю.
    Вышка в действительности оказалась каркасом из труб сложной конфигурации. На расстоянии напоминала букву «Г», с удлинённой верхней перекладиной наклонённой градусов под сорок пять, окончание которой было плавно загнуто вверх на манер трамплина для лыжников.
    Вблизи эта «Г» оказалось довольно высоким сооружением, метров пятидесяти, не меньше. Если учесть, что стояла конструкция на холме, с одного края которого проходила глубокая лощина, то расстояние от перекладины, до земли в лощине было вполне приличным: сто, а то и более, метров. Вокруг вертикальной стойки наверх шла винтовая лестница, придающая всему сооружению эдакий космический вид. Вот только на самом верху эстетику портил какой-то короб - не короб, сарай - не сарай.

    Все эти расстояния, как и особенности постройки, натренированный глаз Ивана Тимофеевича определил сразу.
    - Да у тебя тут прямо Байконур, - с восхищением сказал он, подходя к вышке. - А на верх пригласишь?
    - Хорошо тебе, ты как был в войну худым, так таким и остался. А я, вот - за 100 ка гэ перевалило. Я-то, теперь редко туда подымаюсь, начальник, всё же. Ну, да ради дорогого гостя, растрясу немного пузо. Заодно и «самолёт» наш покажу.
    Увиденное наверху удивило бы кого угодно. Прямоугольное строение на деревянном настиле платформы оказалось просторным, квадратных метров двадцати. Загадочный «сарай» из листового металла, оставляя почти полуметровый проход вокруг себя, стоял по центру, передним краем нависая над началом перекладины «Г», сваренной из обычных водопроводных труб. Из-под «сарая», строго по середине перекладины до самого конца «Г», тянулись две блестящие направляющие.

    - А слышь, Иван. - Уничтоженный «вещдок» на Петре явно сказывался сильнее. Он тяжело сел на верхнюю ступень лестницы, оттирая пот со лба и перемогая одышку, пока его бывший командир свешивался во все стороны через поручни настила. - Пока сюда подымались, почему-то вспомнилось, как мотор твоего «ишачка» запускался: сначала редко так - трах-трах-трах-трах, а потом как запоёт… Вот любил я голос двигателя слушать! А здесь… - нет, Ваня, по мне, так скучновато. Нет ощущения техники, силы! Эх, водки нет: сейчас бы прямо здесь по рюмашке. За нашу победу! За твой первый сбитый «Юнкерс»! За то, что когда тебя в этот же день сбили, мы все думали, погиб, а потом оказалось, живой.
    - Да, Петро, было дело. А водки-то надо было наверх взять – да подсказать некому. Ну, так ты покажешь свой «самолёт» или как? А то, пора и за стол.
    - Щас, Ваня. Щас, Иван Тимофеевич. Щас, товарищ генерал, я тебе всё и покажу, и расскажу.
    Отдуваясь и кряхтя, Петр достал из глубокого кармана штанов ключ и отпер металлическую дверь:
    - Заходи.
    Иван Тимофеевич вошёл, и… - внутри круто наклонясь, раскинув белые крылья, сидела большая белая бабочка. В полутьме иллюзия была полной. Но Пётр откинул наружу створки широких ворот, и при освещении иллюзия пропала, хотя действительность была не менее красивой. Дельтоплан, острым носом вниз, лежал на отполированных до блеска рельсах, и, казалось, дунь на него, и он приподнимется в воздухе. За открывшимися воротами глазам открылась панорама убегающих резко вниз направляющих, заканчивающихся вдруг, неожиданно, и оттого как бы парящих над пропастью долины и всеми окрестными полями и дальними массивами лесов.

    Как заядлый автомобилист - старые водители меня поймут - признаюсь: при виде красивой, новой для меня автомашины, первая мысль – порулить бы! Ну и, разве мог старый лётчик, увидев вблизи такой диковинный «самолёт», не захотеть посидеть за его штурвалом?
    - Петя, а где ж тут место для лётчика? По телевизору видел – они висят где-то внизу под крылом. А,… а тут как же цепляться, он жешь на полу плотно лежит. И как под него подлезают?
    - Насмешил, командир! – Пётр громко хохотнул. – Внизу висят – это позавчерашний день. Сейчас пилот летает с удобствами. Не в смысле туалета, а вот, смотри. Вот на этот лежак ложишься грудью, руки держатся за перекладину, ею рулят, меняя угол атаки крыла руками и корпусом. Ноги упираются в эти упоры. Никаких пристёгиваний: пилот занимает изготовку, инструктор давит ногой на эту педаль в полу, задерживающая дельтоплан скоба уходит в низ, и – трах-трах-трах-трах, мотор заработал, дельтоплан с пилотом под собственной тяжестью заскользили вниз, а потом – фью-ю-ить, мотор запел, и дельтоплан, вот как бумажный голубь, запускается в воздух. Всё очень просто.
    - Слушай, Петь, а дай я примерюсь. Интересно, у меня получилось бы? Я уже сколько - лет, наверное, пятьдесят за штурвал не садился. Как думаешь, вот прямо сейчас – смог бы, без подготовки?
    - Давай подержу фуражку, командир. Да для тебя это просто детский сад, Ваня. Ты бы видел, какие пацаны здесь летают. А ты – боевой офицер! Ты всю войну пролетал! Фрицев бил! И чтобы на этом куске капрона не пролететь? При твоём-то опыте! Ну-ка, давай: ложись, хватайся руками, ногами упрись. Трах-трах-трах-трах! Запел мотор! Пошёл, Ваня!
    Нога Петра с силой утапливает педаль в пол. Дельтоплан, сразу набирая ход, скользит вниз. Крик Рублёва – «Не надо, Петя-я-я-я!» - замирает где-то внизу. В сарайчике, покачиваясь от неожиданности, остаётся один только начальник вышки, с недоумением осмысливая дело ноги своей.

    Крик – он вырвался у Ивана Тимофеевича неосознанно. Но, устремляясь в пропасть и судорожно вцепившись руками в какую-то поперечину, успел подумать: «Да что ж он сделал, придурок! Всё, конец, разобьюсь!». А в следующий момент, в конце направляющих, его мягко подбросило вверх, и… Он не упал, он полетел!
    Появившаяся секунду назад паника моментально исчезла, а знакомое ощущение полёта пришло спокойно, даже буднично. Алкоголь? Да он и думать о нём забыл. Скорее всего, такое количество адреналина оказалось сильнее.
    Удивительно, но система управления этим неказистым, казалось бы, «самолётом», работала очень легко. Он слегка изменил положение корпуса, переместил центр тяжести чуть в сторону – аппарат послушно заскользил вбок. Принял другую позу, и почувствовал, как поймал идущий снизу восходящий поток воздуха, аппарат начал плавно набирать высоту.
    Аркадий Райкин по поводу этой ситуации, наверное, с полным основанием мог бы сказать свою знаменитую реплику: «Как говорили древние греки – Айн унд айнцих, фир унд фирцих! Что в переводе на русский язык означает – Талант не пропьёшь!». По поводу пития, это, конечно, не к Ивану Тимофеевичу. Это – шутка. А вот талант, или, в нашем случае – опыт, он действительно сказался.

    Рублёв слегка развернул аппарат в сторону вышки, и увидел далеко внизу своего боевого товарища и водителя машины. Они отчаянно размахивали руками и что-то кричали ему. Но эта суета генералу, в полной парадной форме, только без фуражки, распластанному под белым стреловидным крылом и неспешно парящему в небе, стала уже неинтересна. Весь многолетний навык опытного лётчика проснулся в нём, и насладиться им напоследок, он собирался сполна.

    Тишина вокруг… - она так поразила его! Только шуршание ветра в растяжках и крыле дельтоплана. Всегда полёт у него ассоциировался с рёвом мотора, с перегрузками, с горизонтом как в калейдоскопе: небо-земля, земля-небо, всё вперемешку, и всё через стекло кабины. А тут - простор вокруг, прямо под ним! Он отлично слышал все звуки с земли. Ослабленные расстоянием, они шли со всех сторон. Он сказал что-то негромко – и услышал свой голос! Ему вдруг захотелось петь. «Ридна мати моя, ты ночей ни доспала…». Почему эту песню? Он не знал, просто запел. А вдруг внизу слышат? Он замолчал, да и всё равно дальше слов не помнил. Но радость не покидала. И он понимал её источник. Молодость! Ему сейчас было никак не более тридцати, он очень явственно чувствовал это. Разом сбросить со своих плеч лет шестьдесят – это дорогого стоит!

    Ощущение полёта было, конечно, совсем иным, чем при управлении боевым самолётом, но принцип оставался тем же. Только сейчас держаться в восходящих потоках оказалось значительно легче. Он чувствовал их всем своим телом, и если нечаянно и выходил из одного, тут же находил другой. И всё поднимался, и поднимался вверх.
    Наконец, ощутив не усталость, нет, но полную умиротворённость, решил – пора снижаться. Надо сесть, успокоить этих дурачков, напрасно беспокоившихся за него. И поблагодарить Петра за чудесный экскурс в молодость, длиной минут в пятнадцать, двадцать. Хотя, конечно, стоило бы и физиономию начистить, за такие шутки.
    Посадку он сделал прямо у вышки. Мягко, совершенно погасив скорость. Правда, не догадался в самый последний момент снять с упоров ноги и встать на них, из-за чего сел на «брюхо», и своё тоже, слегка испачкав форменные штаны. Но встал на ноги с просветлённым лицом, молча подошёл к ошеломлённым мужикам и обнял каждого поочерёдно. А потом они поехали допивать водку.

    …И все же я позвонил Ивану Тимофеевичу до юбилея Победы. Встретились у метро «Беларусская», обнялись. Под гражданской курткой просматривались генеральские лацканы пиджака. Рукопожатие всё такое же – тиски. Но, бросилось в глаза, сдаёт ветеран.
    - За лекарствами еду, мундир так, на всякий случай надел, – заметив мой взгляд, смущённо пояснил он. – Татьяна Петровна-то – на Востряковском кладбище, один я теперь. Сын, заслуженный архитектор на Украине, недавно помер. Одиночество, оно, знаешь, в нашем возрасте тяжело переносится.
    - А помните, как вы на дельтоплане? Я написал об этом, хочу вам показать.
    - О-о! – Его глаза разом помолодели. – Ты не забыл?! Давай, давай, дома почитаю. Да, это праздник души был. Хотя, конечно, по-разному могло повернуться. Но я ж ведь лётчик! По правде, я ж к Петрухе ещё ездил, с ночёвкой и банькой – и опять летал! Пацаны смотрели – ты б видел, как радовались!
    Он торопился по важному для него делу, и мы вскорости распрощались. Он пошёл к троллейбусу: бодрой, слегка суетной походкой старого человека, генеральские лампасы мельтешат из-под цивильной куртки. Один из Героев Великой Отечественной…
    - Смотри! – Обернулся. - Не пропадай теперь надолго!
    (с) некто Анатолий Антонов, автор "Шлюхи Милосердия" и прочего аналогичного, https://proza.ru/avtor/anatol2008

    Здесь буйная фантазия автора бьёт салютом - начиная с сына бездетного Ивана Дмитриевича Папанина, через "не рассказывай моей умершей жене" и вплоть до "пьяный генерал запросто управляет неизвестным типом ЛА".

    То ли наследник Фёдорова, то ли что похуже...

    P.S. За каким хреном я вообще сюда это притащил? Ну, с одной стороны я знаю, что газета "Труд" была грязным лживым листком ещё при СССР. С другой, мне хочется чтобы никогда те, кто свои грязные лживые лапки потянули к реальным ветеранам и их реальной истории, не остались безнаказанными.

    Вот, чтобы зафиксировать их потуги. А то потом будут говорить, после удаления статей, что не было ничего...
    Валентин "CoValent" Логинов

    Errare humanum est, ignoscere divinum (с) Marcus Tullius Cicero

    Комментарий


      #3
      Да, Фёдоров немедленно вспомнился.
      А первая часть прям образчик ГлавПУРовского "штиля"!
      У меня уже лицо болит, хлопаю ладонью непрерывно повторяя: Господи, какой же пц, какой пц, ГОСПОДИ!!!!
      Лучше бы про Рублёва кино сняли, а Девятаева бы не марали!!!
      Last edited by DogEater; 18-05-21, 15:40.
      "Прежде чем открыть огонь - оглянись!"
      А.В. Ворожейкин "Сильнее смерти", стр 9.
      "<...>не нужны маркеры противника парням в военном небе Великой Отечественной.
      Послюнявили химический карандаш. Пунктиром отметили маршрут на карте. И вперёд!"
      © DEDA

      Комментарий


        #4
        Меня аж развезло на воспоминания про журнашлюх.
        Mortui vivos docent

        Комментарий


        • DogEater
          DogEater Прокомментировал
          Редактировать комментарий
          Несчастные люди - всю жизнь совесть продавать, иначе сдохнешь с голоду без чёрной икры!
      Working...
      X
      Яндекс.Метрика