ПРОТОКОЛ № 136/35
Предварительного допроса военнопленного лейтенанта Вальтера Эккерта, пилота самолета Ю-87 1 -го отряда 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков.
Захвачен в плен 12 апреля 1944 года в районе 1208 на Кандалакшском направлении, карта 100.000.
Биографические данные
Я, Вальтер Эккерт, родился в 1922 году в деревне Айнвидель (Чехословакия). По национальности - немец, с 1939 по 1941 год состоял членом "Союза гитлеровской молодежи", окончил 6 классов народной школы, 8 классов гимназии и полгода учился в Пражском университете на филологическом факультете.
Служба в армии
Я призван в армию в декабре 1941 года и был зачислен в 71-й авиационный учебный полк. С февраля 1942 года по декабрь 1942 года учился в городе Дрезден в военно-воздушной школе. По окончании ее был откомандирован в Северную Италию, где вначале находился в 154-й резервной группе, затем служил в 3-м отряде 2-й группы 1-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков, и, позднее, в 102-й авиаэскадре.
С сентября 1943 года по декабрь 1943 года обучался в школе, находящейся в районе Штупендорф (Германия) и готовящей пилотов для ночных полетов, позднее работал там в качестве инструктора.
5 апреля 1944 года поездом прибыл на аэродром Алакуртти.
Группировка авиации
5-я авиаэскадра пикирующих бомбардировщиков имеет в настоящее время всего одну группу в составе трех отрядов. Штаб группы расположен на аэродроме Алакуртти. Отряд по штату имеет 9 самолетов Ю-87. Всего в группе должно быть 27 самолетов. На 12 апреля 1944 года 1-й отряд насчитывал 9 самолетов (включая мой самолет), 2-й отряд - 7 самолетов, и 3-й отряд - 4 исправных самолета и 4 находящихся в ремонте (они получили повреждения при разрыве своей бомбы). Всего группа насчитывала 24 самолета. Из этого числа три самолета, в том числе мой - ночные бомбардировщики и постоянно базируются на аэродроме Алакуртти. Все остальные самолеты нашей группы базируются преимущественно на аэродроме Кемиярви, иногда Рованиеми или Тунгозеро; первые два аэродрома являются резервными аэродромами. Самолеты с аэродрома Кемиярви летят на бомбардировку, иногда не совершая посадки на аэродроме Алакуртти. В этом случае с аэродрома Алакуртти поднимаются истребители, имеющие задачей прикрыть работу бомбардировщиков. Если погода летная и позволяет сделать несколько боевых вылетов, самолеты возвращаются на аэродром Алакуртти, забирают груз бомб и снова вылетают для выполнения боевого задания. Бывают случаи, когда бомбардировщики вначале прилетают на аэродром Алакуртти, где забирают запас бомб, и только тогда вылетают на бомбардировку.
Задача ночных бомбардировщиков - воспрепятствовать подвозу по железной дороге войск, боеприпасов и продовольствия на участке станции Нямозеро - Кирки. Вспомогательная цель - станция Княжая. В случае, если нами не будет обнаружен железнодорожный состав, мы имеем задачей разрушать железнодорожное полотно. Ввиду сильного прикрытия за станцией Нямозеро, в настоящее время эту станцию запрещено бомбить.
Дневные бомбардировщики, в основном, работают по заявкам пехоты и преимущественно бомбят артиллерийские позиции.
12 апреля 1944 года на аэродроме Алакуртти находилось около 45 самолетов, из них около 20 - Ю-87, 10 - Ме-109 (1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры), имеющих задачей прикрывать аэродром и сопровождать дневные бомбардировщики, 10 - ФВ-190 (в настоящее время находятся на регламентированном ремонте, о принадлежности их не знаю), 1 - "Физилер Шторх", 2 - 3 У-2, 2 - 3 "Гота-145". ФВ-189, обычно, прилетает для разведки с аэродрома Тунгозеро.
Кроме вышеперечисленных аэродромов мне известны промежуточный аэродром в районе Пори и аэродром Киркенес. Количества самолетов, которые базируются на этих аэродромах, не знаю. Мне известно только, что на севере Финляндии действует одна группа пикирующих бомбардировщиков и одна истребительная группа.
Все авиасоединения входят в состав 5-го воздушного флота.
Потери
За время моего пребывания на аэродроме Алакуртти с 5 апреля 1944 года по 12 апреля 1944 года 1-я группа потеряла 1 Ю-87 и 3 Ю-87 были слегка повреждены от обстрела зенитной артиллерией. Кроме того, 4 Ю-87 находятся на ремонте, так как были повреждены при разрыве своей бомбы.
Тактико-технические данные самолета Ю-87
Экипаж Ю-87 два человека, вооружение - две пушки калибра 20 мм с запасом в 200 снарядов, спаренный пулемет с запасом 500 патронов.
Дальность полета - 1000 километров, запас горючего на 2 часа, мощность мотора 1000 - 1200 лошадиных сил, скорость 340 - 350 километров в час. Потолок без бомбового груза - 6000 метров, с грузом - 5000 метров. Обычно полет ведется на высоте 4000 метров. Ночное бомбометание ведется с высоты в 1500 - 2000 метров. Бомбовый груз - 750 кг, но в целях безопасности берется 500 кг; бомбы весом в 50, 70, 200, 250 и 500 кг.
Организация 1-го отряда
В 1-м отряде 9 летчиков, 9 стрелков-радистов, 12 человек технического, 4 человека обслуживающего персонала. В штаб отряда входят старшина, писарь, казначей и один человек, ведающий продовольствием.
Всего отряд с командиром насчитывает 42 - 45 человек. Один из офицеров-летчиков является одновременно старшим офицером отряда. В группе 150 - 180 человек.
Командный состав
Командир 5-го воздушного флота - генерал Каммхубер
Командир 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - капитан Диквиш. Награжден Рыцарским Крестом. По совместительству командует 1-м отрядом, так как командир этого отряда капитан Тренкль выбыл в Германию, а новый еще не прибыл.
Летчики 1-го отряда: лейтенант Штир, лейтенант Брассе (его стрелок-радист - унтер-офицер Вапер), унтер-офицер Айсманн (его стрелок-радист - унтер-офицер Квак), унтер-офицер Альбрехт, унтер-офицер Мютлер, унтер-офицер Ян, унтер-офицер Визе, унтер-офицер Каспровед.
Командир 2-го отряда - старший лейтенант Ольрих.
Летчики 2-го отряда: старший лейтенант Кристофель, лейтенант Лош.
Командир 3-го отряда - капитан Топпер (на днях должен убыть в Германию).
Командир 1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры - капитан Карганико.
Командир отряда истребителей, базирующихся на аэродроме Алакуртти - старший лейтенант Вайссенбергер, 24 года. Награжден Рыцарским Крестом, на его счету 150 сбитых самолетов. По мнению немецких летчиков, он является грозой для русских.
Комендант аэродрома - капитан Липпольд.
Оценка русской авиации и летного состава
Одним из лучших русских самолетов считается Як-9 и Пе-2. Летный состав русских, по мнению немецких летчиков, слабо подготовлен и не решается вступать в бой, даже имея большое превосходство в силах.
На Севере пользуется известностью русский ас майор Сафонов. Самолеты У-2 обычно никакого вреда не наносят. Налет самолетов Ил-2 в начале апреля 1944 года на аэродром Алакуртти был неэффективен, так как прикрывавшие их истребители находились на очень большой высоте.
Обстоятельства пленения
12 апреля 1944 года я вылетел на бомбежку участка железной дороги Нямозеро - Кирки между озером Толванд и Нямозеро. Мой самолет был подбит зенитной артиллерией, но я вначале этого не заметил и продолжал искать объект для бомбардировки. Скоро потерял ориентацию и полетел в северо-западном направлении. Позднее зажглась сигнальная лампочка, предупреждающая, что кончается бензин. Я решил сделать посадку. После того, как сбросил шасси, заметил, что самолет начал гореть. Я выбрал удобное место и посадил свой самолет, затем со стрелком-радистом быстро вытащил все необходимое, выстрелил из автомата в боеприпасы, чем ускорил сожжение самолета, и начал двигаться со своим радистом на лыжах в западном направлении. Вскоре мы наскочили на русских, которым без сопротивления сдались в плен.
Разные сведения
1. На аэродроме Алакуртти много финнов из гражданского населения и русских военнопленных, занятых на работах по обслуживанию аэродрома.
2. Для того, чтобы был зачтен сбитый самолет, необходимо подтверждение летчика с другого самолета, участвовавшего в воздушном бою, или от наземных войск. В случае, если летчик летал самостоятельно и донес о том, что сбил самолет в каком-либо районе, высылается самолет-разведчик, который устанавливает правильность заявления летчика.
3. По мнению летчиков, русская зенитная артиллерия на этом фронте хорошо ведет огонь по немецким самолетам. Русская артиллерия ведет методический обстрел аэродрома, что затрудняет работу нашей авиации, но обстрел большого вреда не наносит. О потерях материальной части во время обстрелов я не слышал. Воронки немедленно заделываются. В начале апреля было попадание в два барака, которые сгорели. Личный состав этих бараков во время обстрела находился на работе и поэтому не пострадал.
4. В летную погоду самолет Ю-87 может совершить до восьми боевых вылетов в день. Как правило, он делает 3 - 4 вылета. После выполнения боевого задания происходит разбор ошибок под руководством командира отряда или старшего офицера.
В нелетную погоду для летного состава подъем в 8:00, с 12:00 до 14:00 обед, с 18:00 ужин.
5. На северо-западной стороне аэродрома находится подземный склад боеприпасов, размеров его не знаю. Места нахождения склада горючего также не знаю. Оперативная емкость аэродрома - 80 самолетов.
6. Опознавательные знаки: 1-й отряд - кок винта окрашен в белый цвет; 2-й отряд - кок винта окрашен в красный цвет; 3-й отряд - кок винта окрашен в желтый цвет.
7. Полевая почтовая станция 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - Л-45092. Полевая почтовая станция 1-го отряда - Л-53109.
8. О наземных частях ничего не знаю.
Вывод
Показания военнопленного заслуживают внимания.
Допросил начальник разведотдела Штарма-19 полковник Щербатенко.
Предварительного допроса военнопленного лейтенанта Вальтера Эккерта, пилота самолета Ю-87 1 -го отряда 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков.
Захвачен в плен 12 апреля 1944 года в районе 1208 на Кандалакшском направлении, карта 100.000.
Биографические данные
Я, Вальтер Эккерт, родился в 1922 году в деревне Айнвидель (Чехословакия). По национальности - немец, с 1939 по 1941 год состоял членом "Союза гитлеровской молодежи", окончил 6 классов народной школы, 8 классов гимназии и полгода учился в Пражском университете на филологическом факультете.
Служба в армии
Я призван в армию в декабре 1941 года и был зачислен в 71-й авиационный учебный полк. С февраля 1942 года по декабрь 1942 года учился в городе Дрезден в военно-воздушной школе. По окончании ее был откомандирован в Северную Италию, где вначале находился в 154-й резервной группе, затем служил в 3-м отряде 2-й группы 1-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков, и, позднее, в 102-й авиаэскадре.
С сентября 1943 года по декабрь 1943 года обучался в школе, находящейся в районе Штупендорф (Германия) и готовящей пилотов для ночных полетов, позднее работал там в качестве инструктора.
5 апреля 1944 года поездом прибыл на аэродром Алакуртти.
Группировка авиации
5-я авиаэскадра пикирующих бомбардировщиков имеет в настоящее время всего одну группу в составе трех отрядов. Штаб группы расположен на аэродроме Алакуртти. Отряд по штату имеет 9 самолетов Ю-87. Всего в группе должно быть 27 самолетов. На 12 апреля 1944 года 1-й отряд насчитывал 9 самолетов (включая мой самолет), 2-й отряд - 7 самолетов, и 3-й отряд - 4 исправных самолета и 4 находящихся в ремонте (они получили повреждения при разрыве своей бомбы). Всего группа насчитывала 24 самолета. Из этого числа три самолета, в том числе мой - ночные бомбардировщики и постоянно базируются на аэродроме Алакуртти. Все остальные самолеты нашей группы базируются преимущественно на аэродроме Кемиярви, иногда Рованиеми или Тунгозеро; первые два аэродрома являются резервными аэродромами. Самолеты с аэродрома Кемиярви летят на бомбардировку, иногда не совершая посадки на аэродроме Алакуртти. В этом случае с аэродрома Алакуртти поднимаются истребители, имеющие задачей прикрыть работу бомбардировщиков. Если погода летная и позволяет сделать несколько боевых вылетов, самолеты возвращаются на аэродром Алакуртти, забирают груз бомб и снова вылетают для выполнения боевого задания. Бывают случаи, когда бомбардировщики вначале прилетают на аэродром Алакуртти, где забирают запас бомб, и только тогда вылетают на бомбардировку.
Задача ночных бомбардировщиков - воспрепятствовать подвозу по железной дороге войск, боеприпасов и продовольствия на участке станции Нямозеро - Кирки. Вспомогательная цель - станция Княжая. В случае, если нами не будет обнаружен железнодорожный состав, мы имеем задачей разрушать железнодорожное полотно. Ввиду сильного прикрытия за станцией Нямозеро, в настоящее время эту станцию запрещено бомбить.
Дневные бомбардировщики, в основном, работают по заявкам пехоты и преимущественно бомбят артиллерийские позиции.
12 апреля 1944 года на аэродроме Алакуртти находилось около 45 самолетов, из них около 20 - Ю-87, 10 - Ме-109 (1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры), имеющих задачей прикрывать аэродром и сопровождать дневные бомбардировщики, 10 - ФВ-190 (в настоящее время находятся на регламентированном ремонте, о принадлежности их не знаю), 1 - "Физилер Шторх", 2 - 3 У-2, 2 - 3 "Гота-145". ФВ-189, обычно, прилетает для разведки с аэродрома Тунгозеро.
Кроме вышеперечисленных аэродромов мне известны промежуточный аэродром в районе Пори и аэродром Киркенес. Количества самолетов, которые базируются на этих аэродромах, не знаю. Мне известно только, что на севере Финляндии действует одна группа пикирующих бомбардировщиков и одна истребительная группа.
Все авиасоединения входят в состав 5-го воздушного флота.
Потери
За время моего пребывания на аэродроме Алакуртти с 5 апреля 1944 года по 12 апреля 1944 года 1-я группа потеряла 1 Ю-87 и 3 Ю-87 были слегка повреждены от обстрела зенитной артиллерией. Кроме того, 4 Ю-87 находятся на ремонте, так как были повреждены при разрыве своей бомбы.
Тактико-технические данные самолета Ю-87
Экипаж Ю-87 два человека, вооружение - две пушки калибра 20 мм с запасом в 200 снарядов, спаренный пулемет с запасом 500 патронов.
Дальность полета - 1000 километров, запас горючего на 2 часа, мощность мотора 1000 - 1200 лошадиных сил, скорость 340 - 350 километров в час. Потолок без бомбового груза - 6000 метров, с грузом - 5000 метров. Обычно полет ведется на высоте 4000 метров. Ночное бомбометание ведется с высоты в 1500 - 2000 метров. Бомбовый груз - 750 кг, но в целях безопасности берется 500 кг; бомбы весом в 50, 70, 200, 250 и 500 кг.
Организация 1-го отряда
В 1-м отряде 9 летчиков, 9 стрелков-радистов, 12 человек технического, 4 человека обслуживающего персонала. В штаб отряда входят старшина, писарь, казначей и один человек, ведающий продовольствием.
Всего отряд с командиром насчитывает 42 - 45 человек. Один из офицеров-летчиков является одновременно старшим офицером отряда. В группе 150 - 180 человек.
Командный состав
Командир 5-го воздушного флота - генерал Каммхубер
Командир 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - капитан Диквиш. Награжден Рыцарским Крестом. По совместительству командует 1-м отрядом, так как командир этого отряда капитан Тренкль выбыл в Германию, а новый еще не прибыл.
Летчики 1-го отряда: лейтенант Штир, лейтенант Брассе (его стрелок-радист - унтер-офицер Вапер), унтер-офицер Айсманн (его стрелок-радист - унтер-офицер Квак), унтер-офицер Альбрехт, унтер-офицер Мютлер, унтер-офицер Ян, унтер-офицер Визе, унтер-офицер Каспровед.
Командир 2-го отряда - старший лейтенант Ольрих.
Летчики 2-го отряда: старший лейтенант Кристофель, лейтенант Лош.
Командир 3-го отряда - капитан Топпер (на днях должен убыть в Германию).
Командир 1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры - капитан Карганико.
Командир отряда истребителей, базирующихся на аэродроме Алакуртти - старший лейтенант Вайссенбергер, 24 года. Награжден Рыцарским Крестом, на его счету 150 сбитых самолетов. По мнению немецких летчиков, он является грозой для русских.
Комендант аэродрома - капитан Липпольд.
Оценка русской авиации и летного состава
Одним из лучших русских самолетов считается Як-9 и Пе-2. Летный состав русских, по мнению немецких летчиков, слабо подготовлен и не решается вступать в бой, даже имея большое превосходство в силах.
На Севере пользуется известностью русский ас майор Сафонов. Самолеты У-2 обычно никакого вреда не наносят. Налет самолетов Ил-2 в начале апреля 1944 года на аэродром Алакуртти был неэффективен, так как прикрывавшие их истребители находились на очень большой высоте.
Обстоятельства пленения
12 апреля 1944 года я вылетел на бомбежку участка железной дороги Нямозеро - Кирки между озером Толванд и Нямозеро. Мой самолет был подбит зенитной артиллерией, но я вначале этого не заметил и продолжал искать объект для бомбардировки. Скоро потерял ориентацию и полетел в северо-западном направлении. Позднее зажглась сигнальная лампочка, предупреждающая, что кончается бензин. Я решил сделать посадку. После того, как сбросил шасси, заметил, что самолет начал гореть. Я выбрал удобное место и посадил свой самолет, затем со стрелком-радистом быстро вытащил все необходимое, выстрелил из автомата в боеприпасы, чем ускорил сожжение самолета, и начал двигаться со своим радистом на лыжах в западном направлении. Вскоре мы наскочили на русских, которым без сопротивления сдались в плен.
Разные сведения
1. На аэродроме Алакуртти много финнов из гражданского населения и русских военнопленных, занятых на работах по обслуживанию аэродрома.
2. Для того, чтобы был зачтен сбитый самолет, необходимо подтверждение летчика с другого самолета, участвовавшего в воздушном бою, или от наземных войск. В случае, если летчик летал самостоятельно и донес о том, что сбил самолет в каком-либо районе, высылается самолет-разведчик, который устанавливает правильность заявления летчика.
3. По мнению летчиков, русская зенитная артиллерия на этом фронте хорошо ведет огонь по немецким самолетам. Русская артиллерия ведет методический обстрел аэродрома, что затрудняет работу нашей авиации, но обстрел большого вреда не наносит. О потерях материальной части во время обстрелов я не слышал. Воронки немедленно заделываются. В начале апреля было попадание в два барака, которые сгорели. Личный состав этих бараков во время обстрела находился на работе и поэтому не пострадал.
4. В летную погоду самолет Ю-87 может совершить до восьми боевых вылетов в день. Как правило, он делает 3 - 4 вылета. После выполнения боевого задания происходит разбор ошибок под руководством командира отряда или старшего офицера.
В нелетную погоду для летного состава подъем в 8:00, с 12:00 до 14:00 обед, с 18:00 ужин.
5. На северо-западной стороне аэродрома находится подземный склад боеприпасов, размеров его не знаю. Места нахождения склада горючего также не знаю. Оперативная емкость аэродрома - 80 самолетов.
6. Опознавательные знаки: 1-й отряд - кок винта окрашен в белый цвет; 2-й отряд - кок винта окрашен в красный цвет; 3-й отряд - кок винта окрашен в желтый цвет.
7. Полевая почтовая станция 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - Л-45092. Полевая почтовая станция 1-го отряда - Л-53109.
8. О наземных частях ничего не знаю.
Вывод
Показания военнопленного заслуживают внимания.
Допросил начальник разведотдела Штарма-19 полковник Щербатенко.
Комментарий