Объявление

Свернуть
No announcement yet.

Кой-какие выводы из мемуаров Гельмута Липферта

Свернуть
X
Свернуть
 
  • Фильтр
  • Time
  • Show
Clear All
новых сообщений

    #31
    ПРОТОКОЛ № 136/35
    Предварительного допроса военнопленного лейтенанта Вальтера Эккерта, пилота самолета Ю-87 1 -го отряда 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков.

    Захвачен в плен 12 апреля 1944 года в районе 1208 на Кандалакшском направлении, карта 100.000.

    Биографические данные

    Я, Вальтер Эккерт, родился в 1922 году в деревне Айнвидель (Чехословакия). По национальности - немец, с 1939 по 1941 год состоял членом "Союза гитлеровской молодежи", окончил 6 классов народной школы, 8 классов гимназии и полгода учился в Пражском университете на филологическом факультете.

    Служба в армии

    Я призван в армию в декабре 1941 года и был зачислен в 71-й авиационный учебный полк. С февраля 1942 года по декабрь 1942 года учился в городе Дрезден в военно-воздушной школе. По окончании ее был откомандирован в Северную Италию, где вначале находился в 154-й резервной группе, затем служил в 3-м отряде 2-й группы 1-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков, и, позднее, в 102-й авиаэскадре.
    С сентября 1943 года по декабрь 1943 года обучался в школе, находящейся в районе Штупендорф (Германия) и готовящей пилотов для ночных полетов, позднее работал там в качестве инструктора.
    5 апреля 1944 года поездом прибыл на аэродром Алакуртти.

    Группировка авиации

    5-я авиаэскадра пикирующих бомбардировщиков имеет в настоящее время всего одну группу в составе трех отрядов. Штаб группы расположен на аэродроме Алакуртти. Отряд по штату имеет 9 самолетов Ю-87. Всего в группе должно быть 27 самолетов. На 12 апреля 1944 года 1-й отряд насчитывал 9 самолетов (включая мой самолет), 2-й отряд - 7 самолетов, и 3-й отряд - 4 исправных самолета и 4 находящихся в ремонте (они получили повреждения при разрыве своей бомбы). Всего группа насчитывала 24 самолета. Из этого числа три самолета, в том числе мой - ночные бомбардировщики и постоянно базируются на аэродроме Алакуртти. Все остальные самолеты нашей группы базируются преимущественно на аэродроме Кемиярви, иногда Рованиеми или Тунгозеро; первые два аэродрома являются резервными аэродромами. Самолеты с аэродрома Кемиярви летят на бомбардировку, иногда не совершая посадки на аэродроме Алакуртти. В этом случае с аэродрома Алакуртти поднимаются истребители, имеющие задачей прикрыть работу бомбардировщиков. Если погода летная и позволяет сделать несколько боевых вылетов, самолеты возвращаются на аэродром Алакуртти, забирают груз бомб и снова вылетают для выполнения боевого задания. Бывают случаи, когда бомбардировщики вначале прилетают на аэродром Алакуртти, где забирают запас бомб, и только тогда вылетают на бомбардировку.

    Задача ночных бомбардировщиков - воспрепятствовать подвозу по железной дороге войск, боеприпасов и продовольствия на участке станции Нямозеро - Кирки. Вспомогательная цель - станция Княжая. В случае, если нами не будет обнаружен железнодорожный состав, мы имеем задачей разрушать железнодорожное полотно. Ввиду сильного прикрытия за станцией Нямозеро, в настоящее время эту станцию запрещено бомбить.
    Дневные бомбардировщики, в основном, работают по заявкам пехоты и преимущественно бомбят артиллерийские позиции.
    12 апреля 1944 года на аэродроме Алакуртти находилось около 45 самолетов, из них около 20 - Ю-87, 10 - Ме-109 (1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры), имеющих задачей прикрывать аэродром и сопровождать дневные бомбардировщики, 10 - ФВ-190 (в настоящее время находятся на регламентированном ремонте, о принадлежности их не знаю), 1 - "Физилер Шторх", 2 - 3 У-2, 2 - 3 "Гота-145". ФВ-189, обычно, прилетает для разведки с аэродрома Тунгозеро.
    Кроме вышеперечисленных аэродромов мне известны промежуточный аэродром в районе Пори и аэродром Киркенес. Количества самолетов, которые базируются на этих аэродромах, не знаю. Мне известно только, что на севере Финляндии действует одна группа пикирующих бомбардировщиков и одна истребительная группа.
    Все авиасоединения входят в состав 5-го воздушного флота.

    Потери

    За время моего пребывания на аэродроме Алакуртти с 5 апреля 1944 года по 12 апреля 1944 года 1-я группа потеряла 1 Ю-87 и 3 Ю-87 были слегка повреждены от обстрела зенитной артиллерией. Кроме того, 4 Ю-87 находятся на ремонте, так как были повреждены при разрыве своей бомбы.

    Тактико-технические данные самолета Ю-87

    Экипаж Ю-87 два человека, вооружение - две пушки калибра 20 мм с запасом в 200 снарядов, спаренный пулемет с запасом 500 патронов.
    Дальность полета - 1000 километров, запас горючего на 2 часа, мощность мотора 1000 - 1200 лошадиных сил, скорость 340 - 350 километров в час. Потолок без бомбового груза - 6000 метров, с грузом - 5000 метров. Обычно полет ведется на высоте 4000 метров. Ночное бомбометание ведется с высоты в 1500 - 2000 метров. Бомбовый груз - 750 кг, но в целях безопасности берется 500 кг; бомбы весом в 50, 70, 200, 250 и 500 кг.

    Организация 1-го отряда

    В 1-м отряде 9 летчиков, 9 стрелков-радистов, 12 человек технического, 4 человека обслуживающего персонала. В штаб отряда входят старшина, писарь, казначей и один человек, ведающий продовольствием.
    Всего отряд с командиром насчитывает 42 - 45 человек. Один из офицеров-летчиков является одновременно старшим офицером отряда. В группе 150 - 180 человек.

    Командный состав

    Командир 5-го воздушного флота - генерал Каммхубер

    Командир 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - капитан Диквиш. Награжден Рыцарским Крестом. По совместительству командует 1-м отрядом, так как командир этого отряда капитан Тренкль выбыл в Германию, а новый еще не прибыл.

    Летчики 1-го отряда: лейтенант Штир, лейтенант Брассе (его стрелок-радист - унтер-офицер Вапер), унтер-офицер Айсманн (его стрелок-радист - унтер-офицер Квак), унтер-офицер Альбрехт, унтер-офицер Мютлер, унтер-офицер Ян, унтер-офицер Визе, унтер-офицер Каспровед.

    Командир 2-го отряда - старший лейтенант Ольрих.
    Летчики 2-го отряда: старший лейтенант Кристофель, лейтенант Лош.

    Командир 3-го отряда - капитан Топпер (на днях должен убыть в Германию).

    Командир 1-й группы 5-й истребительной авиаэскадры - капитан Карганико.
    Командир отряда истребителей, базирующихся на аэродроме Алакуртти - старший лейтенант Вайссенбергер, 24 года. Награжден Рыцарским Крестом, на его счету 150 сбитых самолетов. По мнению немецких летчиков, он является грозой для русских.
    Комендант аэродрома - капитан Липпольд.

    Оценка русской авиации и летного состава

    Одним из лучших русских самолетов считается Як-9 и Пе-2. Летный состав русских, по мнению немецких летчиков, слабо подготовлен и не решается вступать в бой, даже имея большое превосходство в силах.
    На Севере пользуется известностью русский ас майор Сафонов. Самолеты У-2 обычно никакого вреда не наносят. Налет самолетов Ил-2 в начале апреля 1944 года на аэродром Алакуртти был неэффективен, так как прикрывавшие их истребители находились на очень большой высоте.

    Обстоятельства пленения

    12 апреля 1944 года я вылетел на бомбежку участка железной дороги Нямозеро - Кирки между озером Толванд и Нямозеро. Мой самолет был подбит зенитной артиллерией, но я вначале этого не заметил и продолжал искать объект для бомбардировки. Скоро потерял ориентацию и полетел в северо-западном направлении. Позднее зажглась сигнальная лампочка, предупреждающая, что кончается бензин. Я решил сделать посадку. После того, как сбросил шасси, заметил, что самолет начал гореть. Я выбрал удобное место и посадил свой самолет, затем со стрелком-радистом быстро вытащил все необходимое, выстрелил из автомата в боеприпасы, чем ускорил сожжение самолета, и начал двигаться со своим радистом на лыжах в западном направлении. Вскоре мы наскочили на русских, которым без сопротивления сдались в плен.

    Разные сведения

    1. На аэродроме Алакуртти много финнов из гражданского населения и русских военнопленных, занятых на работах по обслуживанию аэродрома.

    2. Для того, чтобы был зачтен сбитый самолет, необходимо подтверждение летчика с другого самолета, участвовавшего в воздушном бою, или от наземных войск. В случае, если летчик летал самостоятельно и донес о том, что сбил самолет в каком-либо районе, высылается самолет-разведчик, который устанавливает правильность заявления летчика.

    3. По мнению летчиков, русская зенитная артиллерия на этом фронте хорошо ведет огонь по немецким самолетам. Русская артиллерия ведет методический обстрел аэродрома, что затрудняет работу нашей авиации, но обстрел большого вреда не наносит. О потерях материальной части во время обстрелов я не слышал. Воронки немедленно заделываются. В начале апреля было попадание в два барака, которые сгорели. Личный состав этих бараков во время обстрела находился на работе и поэтому не пострадал.

    4. В летную погоду самолет Ю-87 может совершить до восьми боевых вылетов в день. Как правило, он делает 3 - 4 вылета. После выполнения боевого задания происходит разбор ошибок под руководством командира отряда или старшего офицера.
    В нелетную погоду для летного состава подъем в 8:00, с 12:00 до 14:00 обед, с 18:00 ужин.

    5. На северо-западной стороне аэродрома находится подземный склад боеприпасов, размеров его не знаю. Места нахождения склада горючего также не знаю. Оперативная емкость аэродрома - 80 самолетов.

    6. Опознавательные знаки: 1-й отряд - кок винта окрашен в белый цвет; 2-й отряд - кок винта окрашен в красный цвет; 3-й отряд - кок винта окрашен в желтый цвет.

    7. Полевая почтовая станция 1-й группы 5-й авиаэскадры пикирующих бомбардировщиков - Л-45092. Полевая почтовая станция 1-го отряда - Л-53109.

    8. О наземных частях ничего не знаю.

    Вывод

    Показания военнопленного заслуживают внимания.

    Допросил начальник разведотдела Штарма-19 полковник Щербатенко.
    Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

    Комментарий


      #32
      Закончился цикл - https://warspot.ru/19115-zavershenie-anapskoy-epopei
      борьба с конвоями в оккупированную Анапу.
      Автор сделал выводы, я их продублирую и укажу на нюансы.
      Итоги поражают:
      Всего с 24 февраля по 20 сентября до Анапы дошла 921 БДБ в 189 конвоях.
      Были атакованы 35 конвоев из 190, побывавших на коммуникации Керченский пролив — Анапа, т.е. 18%.
      Всего конвои подверглись 5 безуспешным атакам подводных лодок, а также 38 налётам. 386 боевых вылетов. (только ударных!). Из них по плавстредсвам - 293.
      Авиация разгромила только один конвой.
      Авиация полностью уничтожила 4 БДБ и один катер и штурмбот, еще 12 повредила.
      Сбито 2 Ме-109. Убито 11 (одиннадцать!) человек (моряков и пассажиров) и еще 2 пилота Ме-109.
      Безвозвратные потери, включая не подлежавшие ремонту поврежденные самолеты, в вылетах на удары по конвоям и на воздушную разведку ближней коммуникации составили 3 Пе-2, 20 Ил-2 и 34 Як-1. Кроме того, погиб один «Бостон» 4-й воздушной армии. Из 24 потерянных ударных самолетов 7 были сбиты истребителями, 9 – зенитным огнем, 6 – истребителями и зенитками совместно или неизвестно, кем из них, 2 погибли в авариях и катастрофах. Из истребителей 26 были сбиты в воздушных боях, а 8 потеряны в авариях и катастрофах. Безвозвратные потери лётного состава — 73 человека, из них 20 лётчиков ударной авиации, 27 лётчиков-истребителей, 9 штурманов и стрелков-бомбардиров (в том числе 5 летавших за стрелков на Ил-2), 17 воздушных стрелков и стрелков-радистов.
      Значит потери ударников 386/24 - 1 потеря на 16 вылетов (это если учесть вылеты, когда конвои не нашли, а бомбили и наземные части).
      Истребители - 1 к 13.. Вот такие результаты были в 1943 году.

      Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

      Комментарий


        #33
        Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
        Истребители - 1 к 13..
        Конвои 230:1
        Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
        Вот такие результаты были в 1943 году.

        Комментарий


          #34
          Originally posted by exec228 View Post
          Конвои 230:1

          Это не сопоставимые параметры.
          А 26 Як-1 против 2 Ме-109 - вполне сопоставимо.
          Один мессер потерян при столкновении.
          Наши как мишени были....
          Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

          Комментарий


            #35
            Погоди Михалыч. В комментах автор статьи пишет буквально следующее:

            Это в принципе невозможно - сохранившихся данных недостаточно, чтобы выделить потери при прикрытии конвоев из потерь на Кубани в целом. Даже с учетом "Ультры". Ниже по ветке я уже отвечал, но могу воспроизвести еще раз:
            Максимально точный ответ звучит так: "Не менее двух Ме-109 вместе с лётчиками".
            Mortui vivos docent

            Комментарий


              #36
              Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post

              Это не сопоставимые параметры.
              А 26 Як-1 против 2 Ме-109 - вполне сопоставимо.
              Один мессер потерян при столкновении.
              Наши как мишени были....
              Опять же - у меня и к Варспоту, и к таким цифрам отношение ну крайне подозрительное. Насколько я помню это в Крыму Фирсов нашел на только кадрах аэрофотосъемки больше поврежденных самолетов Люфтваффе, чем немцы вообще их отметили за все время?

              И ведь те кто пишет на Варспоте - и на Тактик Медиа, кстати, тоже, не могут не знать об этих парадоксах. Но упорно делают вид что не замечают и с упорством ныне покойного Тымчука утверждают что у немцев "потерь нет".

              Комментарий


                #37
                Originally posted by Polar View Post
                Погоди Михалыч. В комментах автор статьи пишет буквально следующее:

                [/INDENT]
                о.к. ну, пусть чуть больше.
                Там же был цикл статей про Крым - 44. Соотношение потерь Як-1 и Ме-109G - 1 к 2.
                Ладно.
                Но не 1 к 13 же?!
                Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                Комментарий


                  #38
                  Да хоть бы и 1:13. Задачи очень ассиметричные: эти спортсмены, а эти прикрывают. Ну даже ценой 24 истребителей провести 230 кораблей - это просто бардак какой-то. Мы проводим успешно, а наши потенциальные партнёры в воздушный бой балуются.

                  На ассиметричных задачах такое естественно. Кому-то шашечки, а кому-то ехать - все довольны.

                  Комментарий


                    #39
                    Originally posted by exec228 View Post
                    Да хоть бы и 1:13. Задачи очень ассиметричные: эти спортсмены, а эти прикрывают. Ну даже ценой 24 истребителей провести 230 кораблей - это просто бардак какой-то. Мы проводим успешно, а наши потенциальные партнёры в воздушный бой балуются.

                    На ассиметричных задачах такое естественно. Кому-то шашечки, а кому-то ехать - все довольны.
                    В данном случае немцы успешно проводили и баловались в воздушный бой.
                    Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                    Комментарий


                      #40
                      Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
                      В данном случае немцы успешно проводили и баловались в воздушный бой.
                      И что немцы проводили? Какие караваны?

                      Комментарий


                        #41
                        Originally posted by exec228 View Post
                        И что немцы проводили? Какие караваны?
                        В Анапу. Цикл статей об этом.
                        Японцы говорили в 44 о своей авиации в попытке атаковать американцев - "это как разбить яйцами каменную стену".
                        Здесь другое - вроде и атаковали, и бомбили и стреляли - а результата нет.
                        Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                        Комментарий


                          #42
                          Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
                          Японцы говорили в 44 о своей авиации в попытке атаковать американцев - "это как разбить яйцами каменную стену".
                          Тоже что и у нас, т.е. битва нищих с богатыми. американцы могли позволить себе увешаться различными зенами по самое немогу


                          Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
                          Здесь другое - вроде и атаковали, и бомбили и стреляли - а результата нет.
                          Вот смотрю, и Михалыч встаёт на скользкий путь очернительства

                          Как у нас всё было "отлично" организованно можно у М. Тимина послушать А. Латкина про ВВС СФ против немецкого конвоя. Там же можно послушать пару крайних передач М. Морозова про действия ВВС на Балтике. И это блин 44 год. А так-то конечно да, немцы конечно же спортом занимались. А чем же ещё? Рукалицо.

                          Кстати, в этой программе Морозов рассказывает об единственном зафиксированном немецкими документами огненном таране немецкого сторожевика, и был это Ил2 из 35ШАП, и было это на Балтике в 44.

                          Подобные Балтийским разборам у Морозова будет и Чёрное море и Север, где кстати, чуваки из JG5 совсем не поскромничали в приписках. На днях как раз подучил "Eismeerjager: Zur Geschichte des Jagdgeschwader 5." Последний четвёртый том, июль 44-45.




                          ЗЫ. Вот ещё, на днях типа годовщина была: https://twitter.com/Voina_41_45/stat...14619659272194

                          И ведь написано, что "ВОЙНА. Герои и подвиги" это "Проект Российского военно-исторического общества" https://twitter.com/Voina_41_45/stat...49850223026176

                          И даже возражать там про этот бой Голубева нет смысла, и так понятно куда сразу запишут . Там в первом же комменте про эмблемы и так всё ясно.
                          Хотя, блин, я зарекался себе и сюда ничего не писать...










                          Last edited by Wotan; 14-03-21, 07:58.
                          I know that it's evil. I know that it's got to be
                          Know I ain't doing much. Doing nothing means a lot to me

                          Комментарий


                            #43
                            Originally posted by Wotan View Post

                            Вот смотрю, и Михалыч встаёт на скользкий путь очернительства
                            Но но!
                            Я просто не люблю шапкозакидательства.
                            P.S. - знаете, сколько народу не верит в полеты американцев на Луну, не верит невзирая ни на какие доводы и доказательства?
                            потому что "проклятые пендосы" - враги. Как мне было сказано - давайте мочить пендосов!
                            И типа, не признавая их достижения, мы помогаем родине. (тут должен быть смайлик-рукалицо)
                            Дебилы, б..ь (С)
                            В 41 в Заполярье ТТХ немецких самолетов засекретили...

                            Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                            Комментарий


                              #44
                              Originally posted by Wotan View Post

                              Тоже что и у нас, т.е. битва нищих с богатыми. американцы могли позволить себе увешаться различными зенами по самое немогу

                              так в том то и дело, что ПВО конвоев было не особо... и потери наши - средние. Но не попадали наши!
                              Даже из пушек! Я не могу этого понять.





                              Originally posted by Wotan View Post
                              . Вот ещё, на днях типа годовщина была: https://twitter.com/Voina_41_45/stat...14619659272194

                              И ведь написано, что "ВОЙНА. Герои и подвиги" это "Проект Российского военно-исторического общества" https://twitter.com/Voina_41_45/stat...49850223026176

                              И даже возражать там про этот бой Голубева нет смысла, и так понятно куда сразу запишут . Там в первом же комменте про эмблемы и так всё ясно.
                              Хотя, блин, я зарекался себе и сюда ничего не писать...
                              Осетра то можно и урезать....

                              Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!

                              Комментарий


                                #45
                                Originally posted by МИХАЛЫЧ View Post
                                Но но!
                                Я просто не люблю шапкозакидательства.
                                Мне кажется, на нашем форуме вообще нет сейчас граждан, которым не интересна истина сама по себе.
                                На старом-то сухом хватало и "любителей рыцарей", и "не-любителей рыцарей". Общего между ними ровно одно, ПМСМ - у них в голове говорят не факты, но эмоции.


                                Mortui vivos docent

                                Комментарий

                                Working...
                                X
                                Яндекс.Метрика