Они, они проклятые. Начали, наконец, копья и вокруг них ломаться.
История вопроса - регулярно встречаются утверждения о какой-то нереальной огромной разнице в уровне потерь и оверклейме. Мол, один к 10 - это еще косоруким пилотам ВВС повезло, а все люфтваффе перебили героические асы союзников. А вот ВВС заявляют кучу побед, а в немецких документах - Ха-ха! - подтверждается одна из 8, или даже из 10.
Правда, через 2 года в Корее как-то вдруг все изменилось. Нестыковка. Собственно, в этом и суть вопроса - нестыковки.
Основа? отчеты генерал-квартирмейстера. Они, правда, неполные, а за какие-то периоды их вообще нет. Но они - основа.
И вот тут и вылезает масса косорезиков.
Типичный, проевший плешь пример - атаки на аэродром Сиверская, 6 ноября 1941 года. Ссылок полно, возьмем хоть вот эту. Да, это ЖЖ, но история более чем известная, можете найти десяток таких же. В общем, суть вопроса отражена точно.
Если коротко - немцы прозевали по крайней мере первый из налетов полностью, подчистую. Пе-2 отработали как на полигоне. Потом чайки, Илы, потом еще раз Пе-2. В общем, было весело.
А теперь самое веселое - результаты.
В сводках генерал-квартирмейстера - 3 уничтоженных и 3 тяжело поврежденных самолета.
А вот в документах 18-й армии - внимание - 6 полностью. уничтоженных машин, 5 тяжело и 10 легко поврежденных!
В официальной документации, сводках о потерях генерал-квартирмейстера разница с реальностью - 6 против 21! В 3,5 раза занижены потери - если брать все скопом.
Вообще, создалось острое ощущение что все поврежденные машины немцы сразу вывели из потерь - можно починить, значит потерей не считается. А из 6 раздолбанных - прикинули что из запчастей и обломков можно будет на заводе собрать 3 машины. В результате - записали 3 в уничтоженные, 3 в тяжело поврежденные и все вместе отправили чиниться в тыл.
И вот на таких данных основываются заявления о низких потерях люфтваффе на Восточном фронте. Лично меня почему-то не убеждает.
Вопрос наглухо не замечался подавляющим большинством исследователей - но недавно ролик об этом выпустил Михаил Тимин - за что ему спасибо, респект и уважуха, все как полагается
Фактически благодаря Михаилу впервые началось хотя бы прямое обсуждение вопроса о наличии и достоверности документов о потерях Люфтваффе - а то до того все вроде так тихонько признавали что там явно что-то не так, но вопрос громко и открыто даже не озвучивался.
Правда, с его выводами и подходом я в значительной степени не согласен, но на то я и Аспид, в конце концов А вот разобраться интересно.
В общем, идея такая - пособирать информацию о примерах таких вот нестыковок, и вообще широко и нешироко известные материалы о потерях Рейха, производстве самолетов, особенностях учета потерь, точках, где потери могут быть "потеряны" в учете.
Одну, например, видно из приведенного эпизода - уже на аэродроме часть потерь замыливается и исчезает, где-то между первичным учетом и сводками ГКЛ.
Зачем? Есть надежда, что собирая в одном месте разрозненную информацию со всей сети может быть и удастся прийти к каким-то выводам и обобщениям. По крайней мере найти базу для анализа. Глядишь - что полезное и получится.
P.S. УРРРРРРААААААА! ЗАРАБОТАЛО!!!!!!!!!!!!!
История вопроса - регулярно встречаются утверждения о какой-то нереальной огромной разнице в уровне потерь и оверклейме. Мол, один к 10 - это еще косоруким пилотам ВВС повезло, а все люфтваффе перебили героические асы союзников. А вот ВВС заявляют кучу побед, а в немецких документах - Ха-ха! - подтверждается одна из 8, или даже из 10.
Правда, через 2 года в Корее как-то вдруг все изменилось. Нестыковка. Собственно, в этом и суть вопроса - нестыковки.
Основа? отчеты генерал-квартирмейстера. Они, правда, неполные, а за какие-то периоды их вообще нет. Но они - основа.
И вот тут и вылезает масса косорезиков.
Типичный, проевший плешь пример - атаки на аэродром Сиверская, 6 ноября 1941 года. Ссылок полно, возьмем хоть вот эту. Да, это ЖЖ, но история более чем известная, можете найти десяток таких же. В общем, суть вопроса отражена точно.
Если коротко - немцы прозевали по крайней мере первый из налетов полностью, подчистую. Пе-2 отработали как на полигоне. Потом чайки, Илы, потом еще раз Пе-2. В общем, было весело.
А теперь самое веселое - результаты.
В сводках генерал-квартирмейстера - 3 уничтоженных и 3 тяжело поврежденных самолета.
А вот в документах 18-й армии - внимание - 6 полностью. уничтоженных машин, 5 тяжело и 10 легко поврежденных!
В официальной документации, сводках о потерях генерал-квартирмейстера разница с реальностью - 6 против 21! В 3,5 раза занижены потери - если брать все скопом.
Вообще, создалось острое ощущение что все поврежденные машины немцы сразу вывели из потерь - можно починить, значит потерей не считается. А из 6 раздолбанных - прикинули что из запчастей и обломков можно будет на заводе собрать 3 машины. В результате - записали 3 в уничтоженные, 3 в тяжело поврежденные и все вместе отправили чиниться в тыл.
И вот на таких данных основываются заявления о низких потерях люфтваффе на Восточном фронте. Лично меня почему-то не убеждает.
Вопрос наглухо не замечался подавляющим большинством исследователей - но недавно ролик об этом выпустил Михаил Тимин - за что ему спасибо, респект и уважуха, все как полагается
Фактически благодаря Михаилу впервые началось хотя бы прямое обсуждение вопроса о наличии и достоверности документов о потерях Люфтваффе - а то до того все вроде так тихонько признавали что там явно что-то не так, но вопрос громко и открыто даже не озвучивался.
Правда, с его выводами и подходом я в значительной степени не согласен, но на то я и Аспид, в конце концов А вот разобраться интересно.
В общем, идея такая - пособирать информацию о примерах таких вот нестыковок, и вообще широко и нешироко известные материалы о потерях Рейха, производстве самолетов, особенностях учета потерь, точках, где потери могут быть "потеряны" в учете.
Одну, например, видно из приведенного эпизода - уже на аэродроме часть потерь замыливается и исчезает, где-то между первичным учетом и сводками ГКЛ.
Зачем? Есть надежда, что собирая в одном месте разрозненную информацию со всей сети может быть и удастся прийти к каким-то выводам и обобщениям. По крайней мере найти базу для анализа. Глядишь - что полезное и получится.
P.S. УРРРРРРААААААА! ЗАРАБОТАЛО!!!!!!!!!!!!!
Комментарий